Гантраки. Ч.1:Вьетнам.
В середине 1960-х годов, как известно, началась Вьетнамская война. Группировка американских войск очень любила кушать, стрелять, сжигать горючку и прочее - короче, постоянно требовала обильного снабжения. Проблема для США не новая, и пути ее решения были, в целом, отработанными еще во время Второй Мировой войны. Однако Вьетнам внес свои коррективы. Во-первых, в стране, в отличие от Германии, Бельгии и Франции, не было развитой инфраструктуры, из-за чего грузы приходилось возить по скверным грунтовым дорогах на грузовиках, колонны которых могли достигать до 200 машин. А во-вторых, и главное - вьетнамцы, зная каждый куст своей страны, очень любили устраивать засады, и делали это часто и со вкусом, убивая солдат, захватывая снабжение и оставляя без оного американцев. Блокпосты военной полиции, призванной обеспечивать безопасность движения, со своей задачей не справлялись категорически, а для сопровождения колонн у них не хватало ни людей, ни техники.
Категорически недовольные таким раскладом водители из батальона снабжения начали искать выход из ситуации самостоятельно - рядовые солдаты не хотели умирать, а их непосредственное командование не хотело получать постоянные нагоняи. Так родились гантраки.
Рецепт прост - берется грузовик, обшивается броней, в кузов устанавливаются пулеметы, сажаются стрелки - и машина для сопровождения колонны готова! Наиболее удачным вариантом считалось заполучить и поставить в кузов бронекорпус от списанного БТРа - он был относительно просторен, имел крышу, имел большую пулестойкость, нежели стандартные 2.4мм бронелисты, выдававшиеся батальонам техподдержки. Так же неплохо котировались счетверенные зенитные установки М45 Maxson, водруженные в кузов. Гантраки, как правило, кроме вооружения, возили с собой еще запас медикаментов и запчастей, являясь таким образом самим себе "скорыми" и ремонтно-эвакуационными машинами.
Количество гантраков в колоннах неуклонно возрастало. В конечном итоге, оптимальным было считать 1 гантрак на 10 грузовиков. Им позволялось занимать любое место в колонне, дабы противник не повыбивал гантраки первым же ударом.
Любовь американцев давать своей технике звучные имена проявилась и тут. "Iron Butterfly", "Nancy", "Eve Of Destruction", "Sopwitch Camel", "King Cobra" - и это далеко не полный список.
Однако гантраки были лишь временной мерой - они не указывались ни в каких регламентах, под них не выделялись средства и не формировались экипажи. Формально их не существовало. Соответственно, средства на их создание солдатам приходилось брать отовсюду, понижая тем самым количество груза, которое может перевезти колонна (а откуда еще грузовики взять), ослабляя оборону базы и повыщая нагрузку на бойцов, которыми кроме выполнения своих прямых обязанностей нужно еще было отстаивать вахту в кузове гантрака. долго так продолжаться не могло, и уже в конце 1960-х была начата разработка специальной машины для сопровождения колонн. В начале 1970-х она, под названием V-100, была принята на вооружение, но ее постигла, скажем так, неудача - война во Вьетнаме к этому моменту уже заканчивалась, и скоро все V-100 остались совершенно не у дел.
3 Комментария
Рекомендуемые комментарии