Советский летающий танк
О печальных событиях лета 1941 года рассказывать, думаю, никому не нужно. Вследствие внезапного удара Фашисткой германии Советский Союз отступал по всем фронтам, неся тяжелые потери в людях и технике. В связи с эвакуацией промышленности в Сибирь восполнение потерь в технике шло крайне неудовлитворительными темпами.
Для хоть какой-то стабилизации положения в кратчайшие сроки (всего 15 дней - абсолютный рекорд) на базе плавающего танка Т-40 был создан легкий танк Т-60. Он представлял из себя утлую двухместную скорлупку с максимальной толщиной брони в 25мм и вооружением из 20мм автопушки ТНШ-20 и пулемета ДТ - словом совсем не впечатляющие данные. Однако танк был чрезвычайно прост по конструкции, и потому мог производиться в больших количествах на неспециализированных предприятиях, что в условиях 1941 года было крайне актуально
Легкий танк Т-60 с десантом на броне.
Однако, как это часто бывает, у недостатков машины была и обратная сторона в виде достоинства - очень малого веса. Танк весил всего 6400кг, что и стало отправной точкой для реализации одной очень смелой идеи.
Известный авиаконструктор Антонов надумал его окрылить, с целью поддержки десантов, а так же для сброса партизанам. Так как военно-транспортная авиация того времени не могла его поднять, он нашел оригинальное решение - оснастить танк крыльями и хвостом, превратив его тем самым в планер, который можно было бы буксировать по воздуху за крупным самолетом. В качестве тягачей рассматривались самолеты ДБ-3Ф (он же Ил-4), ТБ-3, Пе-8.
Задание на подобный летательный аппарат, которому не было аналогов в истории, Олег Антонов, поддержанный начальником НТК ГБТУ генералом С. Афониным, получил в конце 1941 года. Машину спроектировали всего за две недели и к лету 1942 года построили на планерном заводе в Тюмени.
Это, по сути, единственная фотография, на которой «Крылья танка» запечатлены в полёте.
Она получила название „КТ“ („Крылья танка“), а также обозначалась индексами А-Т, АТ-1 или планер A-40.
Крылья с размахом 18 метров и двухбалочное хвостовое оперение были выполнены по бипланной схеме для уменьшения размеров планера. Длина его составляла всего 12,06 м.
Тросовое управление подвели к месту механика-водителя танка, дополнительно оборудовав его зеркалами бокового и заднего обзоров. Саму машину предельно облегчили (до массы 5800 кг), сняв башню, фары, крылья и слив почти всё топливо. Полётная масса танка-планера составила 7804 кг».
Осенью 1942 года (по другим данным — 1943-го) были проведены первые и, судя по всему, последние испытания «Крыльев танка». Этот испытательный полёт стал, как говорится, яркой страницей биографии заслуженного лётчика-испытателя СССР Сергея Николаевича Анохина.
Вот как описывает этот эксперимент в своей книге В. Шунков: «Аэропоезд в составе самолёта-буксировщика ТБ-3 (командир П. А. Еремеев) и планера „КТ“ (пилот С. Н. Анохин) успешно поднялся в воздух, однако из-за большой массы и малой обтекаемости „КТ“ буксировка велась на близкой к максимальной мощности двигателей ТБ-3 со скоростью 130 км/ч.
1942 год. «Крылья танка» на земле со снятой башней.
Несмотря на это, скорость подъёма аэропоезда оказалась недостаточной. Самолёт едва достиг высоты 40 метров. Не дала положительного результата попытка увеличить скорость до 140 км/ч, так как при этом аэропоезд начинал снижаться с вертикальной скоростью 0,5 м/сек.
Кроме того, стала повышаться температура воды в системе охлаждения двигателей, что могло привести к их перегреву. В этих условиях Еремеев принял решение вывести аэропоезд в район близлежащего аэродрома Быково и отцепить планер.
Анохину, благодаря своему профессиональному мастерству, удалось успешно совершить посадку. Приземлившись, он запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно двинулся к командному пункту аэродрома».
То есть получается, что вместо Раменского летающий танк сел там, где его ну никак не могли ожидать. Дальше — самое, так скажем, забавное в этой истории: «Приземлившись, он запустил мотор танка и, не сбрасывая крыльев, медленно двинулся к командному пункту аэродрома.
Не будучи предупреждённым о вынужденной посадке необычного аппарата, руководитель полётов аэродрома по боевой тревоге поднял расчёт зенитной батареи.
Когда лётчик-испытатель вылез из машины, его задержали красноармейцы. Инцидент был исчерпан с прибытием аварийно-спасательной команды Лётно-Испытательного Института (ЛИИ). Танк своим ходом доставили в посёлок Стаханово (ныне город Жуковский) к аэродрому ЛИИ».
Результат испытаний был признан неудовлетворительным, и работы по КТ были прекращены.
7 Комментариев
Рекомендуемые комментарии