Перейти к содержанию
  • записей
    16
  • комментария
    184
  • просмотров
    18437

Как устроена жизнь в Белоруссии. Часть 3 и 4: Образование


man92

1106 просмотров

Часть 3.

Михаил Делягин, директор московского Института проблем глобализации, продолжает расспрашивать Сергея МУСИЕНКО, руководителя минского Аналитического центра «ЕСООМ», о жизни в современной Белоруссии.

- Какова структура профтехобразования? Как она меняется?

– За 20 лет после развала СССР число учреждений профтехобразования снизилось с 254 до 218, учащихся – с почти 140 до более чем 100 тысяч человек (и ещё более 22 тысяч взрослых проходят повышение квалификации и переподготовку). Но закрыто лишь четыре учреждения: остальные укрупнены.

Развитая сеть – 37 ПТУ, 112 профессиональных лицеев, 69 профессионально-технических колледжей с почти 13 тысячами преподавателей – равномерно распределена по стране. Есть 14 ПТУ при исправительных учреждениях МВД и три специальных, закрытых ПТУ при этих учреждениях – вот где высокий конкурс, хотят стать квалифицированными рабочими!

– Какая часть школьников идёт в профтехобразование?

– Около 20%. Учат бесплатно. 47% принимаются на основе общего среднего и 53% – общего базового образования. Более трёх четвертей получают две и более профессии.

– Каково бюджетное финансирование?

– В целом доля внебюджетных средств около 16%, но у некоторых учреждений достигает 40–50%.

– Какова престижность профтехобразования?

– Андрей Андреевич Громыко, министр иностранных дел и председатель Президиума Верховного Совета СССР, после семилетней школы учился в профессионально-технической школе в Гомеле. Один из заместителей госсекретаря Совета безо­пасности Беларуси – выпускник системы профтехобразования.

Средний конкурс – 1,2 человека, на ряд специальностей до 3–4 человек на место. Бывает, хотя и редко, предварительное тестирование при приёме. Закон гарантирует первое рабочее место выпускникам; около 96% получают направление на работу.

14% выпускников продолжают обучение на уровне средне-специального или высшего образования, а по некоторым специальностям и 90%, конечно, не сразу.

– Если ваш ребёнок вздумает в 9-м классе идти в систему профтехобразования – что скажете?

– Посоветую, куда пойти. В своё время я и сам получил профессию автослесаря в Минском техническом училище №31. Сейчас это Профессионально-технический колледж монтажных и подъёмно-транспортных работ.

Многие руководители учились в системе профтехобразования и благодарны ей. В тяжёлые годы после развала СССР выходцы из системы сильно поддержали её. В основном в ней работают энтузиасты, такие как директор моего бывшего училища Т.А. Ястреб, она тоже выпускница ПТУ. Такие люди сохранили традиции советской профессиональной школы и превзошли её по многим параметрам.

Могу и вашим детям посоветовать, ведь и для россиян у нас бесплатное образование.

– Мой скорее к вам на спецназовца пойдёт, чем на автослесаря. А сколько зарабатывает преподаватель? Какова стипендия учащихся?

– Ставки рассчитываются по часам. Среднемесячная зарплата преподавателя – около 7,5 тысячи российских рублей; это 86% средней зарплаты в стране. Мастера производственного обучения в более выгодном положении, могут получать в 1,5 раза больше; учащиеся иногда зарабатывают почти столько же. Стипендии же – около 820 ваших рублей в месяц – одинаковы и в вузе, и в профтехобразовании.

Текучесть педагогических кадров часто отсутствует вообще. Так, около 70% преподавателей Слуцкого профессионально-технического колледжа перерабатывающей промышленности его же выпускники, а директор Б.Б. Блахин – сын его прежнего директора.

– Есть ли дефицит рабочих?

– Есть: безработица уже много лет около 1%. Но система профтехобразования гибко реагирует на спрос: не допускает массового перепроизводства специалистов «модных» специальностей и увеличивает приём на дефицитные. Когда из-за строительного бума стало не хватать строительных рабочих, мы за три года увеличили их подготовку вдвое!

– Сохранена ли такая специфика советской системы, как «рабочие 6-го разряда», которые в силу уникальных навыков обрабатывали детали на станках с точностью, кратно превышавшей их характеристики? Из-за этого многие советские технологические решения – от ШКАС в 1941 году до изменяемой стреловидности крыльев Ту-160 – так и не удалось воспроизвести нашим стратегическим конкурентам, даже имеющим всю документацию.

– Такие рабочие есть. Конечно, их стало меньше – ведь раньше они работали на весь Союз! В основном это специалисты оборонки или предприятий типа «Интеграла». Решение об усилении подготовки специалистов с 4–5-м разрядом приносит плоды, их сейчас 30% выпускников.

Так, по специальности «Мехатроника» специалист должен обладать квалификацией: мехатроник 5‑го разряда, наладчик станков с программным управлением 6‑го разряда, оператор этих станков 3-го разряда, слесарь по ремонту электрооборудования 3-го разряда! Ребят предприятия забирают «на ура» и часто платят больше, чем их мастерам в колледже. Подробнее расскажу при описании ВПК.

– Есть ли учреждения профтехобразования при заводах?

– В СССР их создали в 1984 году, но идея была неудачна. В Белоруссии предприятиям передали девять учреждений – все четыре, закрывшиеся за 20 лет, из их числа. Последнее ПТУ возвращено Минобразования Минским автозаводом ещё в начале 90-х, а позже перестал готовить себе рабочих и Оршанский авиаремотный завод: стал шефом ПТУ, автобус им купил. Эффективнее готовить специалистов централизованно.

– Работают ли белорусские рабочие по специальности за границей?

– По всему миру работают, спрос велик. Востребованность тоже проблема – у нас переманивают квалифицированных специалистов, но есть и позитив: люди возвращаются не только с деньгами, но и c богатым опытом.

– Как оборудованы учреждения профтехобразования?

– По уровню оборудования отдельные учебные кабинеты, лаборатории и мастерские колледжей на голову выше вузов. Богаты фонды специализированных библиотек, везде доступ в Интернет. Лучший и крупнейший в стране зоосад – при Могилёвском государственном профессиональном агролесотехническом колледже. Многим учреждениям помогают профильные предприятия, ряд иностранных фирм устраивают демонстрационные классы. Хотелось бы шире привлекать и ваш бизнес.

– Преобразуются ли учреждения профтехобразования в вузы, в частности – университеты и академии? Насколько часто?

– У нас действует рациональный, программный метод управления системой профтехобразования. Многие ПТУ реорганизованы в колледжи и лицеи, но не огульно. Профессионалы удерживают отрасль от непродуманных новаций. Подготовка развивается вслед за потребностями экономики и социальной сферы, с учётом негативного опыта ряда стран.

Преобразование в академии? Ну вот в 1840 году в местечке Горки Могилёвской губернии была открыта земледельческая школа. Сейчас это Белорусская государственная сельхозакадемия, старейшее и крупнейшее высшее аграрное заведение Европы. Как видите, процесс не быстрый.

– Каково будущее системы профтехобразования в Белоруссии?

– Считаю, что государству надо пристальнее взглянуть на систему и существенно ей помочь. У неё огромный потенциал. Люди, работающие в ней, совершили великое дело!

Конечно, есть проблемы, часто мешают узковедомственные подходы. Но есть научное обеспечение непрерывного профессионального образования А.Х. Шляра – ректора Республиканского института профессионального образования (РИПО), доктора педагогических наук, профессора; есть молодые руководители, например В.Н. Голубовский (директор Минского профессионально-технического колледжа), понимание и поддержка Минобразования.

В октябре 2011 года Совет глав правительств СНГ сделал РИПО базовой организацией СНГ по подготовке кадров для профессионально-технического и среднего образования. Это признание!

Многие учреждения работают с российскими регионами, готовится большая программа по подготовке преподавателей для Азербайджана. Приезжают на переподготовку преподаватели из Нигерии, Турции, Венесуэлы, других стран. В развитии такого сотрудничества – огромный потенциал дальнейшего развития профессионально-технического образования Белоруссии.

Часть 4.

Михаил Делягин, директор московского Института проблем глобализации, продолжает расспрашивать Сергея МУСИЕНКО, руководителя минского Аналитического центра «ЕСООМ», о жизни в современной Белоруссии.

- Сколько в Белоруссии вузов? Какова численность студентов?

– С последнего советского учебного года (1990/91) – число студентов государственных вузов Белоруссии выросло более чем вдвое, с 184,6 до 387,2 тысячи при сокращении числа выпускников. Число самих вузов увеличилось с 33 до 45. Сегодня в республике 31 университет, 7 академий, 3 института и 4 высших колледжа. Число частных вузов с 1994 года сократилось с 17 до 10, но зато число учащихся в них увеличилось с 13,8 до 58,4 тысячи.

В 2011 году принято на обучение 95,97 тысячи студентов.

На постоянной основе в государственных вузах преподаёт больше 27 тысяч человек, в том числе 1313 докторов и 8530 кандидатов наук. В частных вузах – 1607 преподавателей, из них 62 доктора и 542 кандидата.

Отраслевая структура государственных и частных вузов сильно различается. Так, по специальностям права, экономики и управления учится треть студентов государственных. А в частных вузах эти направления в абсолютном большинстве, их изучают более 95% студентов. Техническим специальностям обучаются 18,9% студентов, педагогике – 17,4%, гуманитарным наукам – 4,2% «государственных» студентов. Специальности, связанные с сельским и лесным хозяйством, получают 7,3% студентов государственных вузов, со здравоохранением – 3,9%; частные же вузы по этим специальностям не учат.

Структура подготовки в государственных вузах близка к европейской. Конечно, есть некоторый перекос в пользу отраслевой науки, но и она опирается на фундаментальную подготовку.

– Каково материальное положение студентов? Сколько они платят за обучение?

– В госвузах на бюджетной основе учатся около 40% студентов. Проезд на общественном транспорте бесплатный, в метро студенческий билет служит проездным. Нуждающимся студентам могут компенсировать до половины стоимости проезда к месту проживания родителей два раза в месяц на поезде и междугородном автобусе. Есть ряд других льгот.

Все студенты дневной формы обучения без исключения получают отсрочку от армии. Заочники отсрочку не получают.

С 1 января 2012 года стипендия студентов дневной формы обучения повышена и составляет (в зависимости от успеваемости) по сегодняшнему курсу от 1,4 до 2,2 тысячи российских рублей.

Стоимость коммерческого обу­чения зависит от вуза, специальности и даже курса. Например, годовое обучение в Белорусском государственном медицинском университете (БГМУ), одном из самых престижных в стране, для граждан Республики Беларусь сейчас составляет от 27,2 тысячи российских рублей на медико-профилактическом факультете и до 36,3 тысячи на стоматологии. В другом ведущем вузе – Белорусском государственном экономическом университете (БГЭУ) – на дневной форме обучения с 1-го по 3-й курс обучение стоит около 21,8 тысячи российских рублей в год, а к пятому курсу снижается до 17,1 тысячи.

Но во многих вузах отличники, а также студенты, занимающиеся научно-исследовательской или общественной работой, платят меньше: скидка может быть от 20 до 40%. А при среднем балле успеваемости свыше 9,0 – и вовсе 60%.

– Сколько стоит учёба в частных вузах?

– Негосударственных вузов 10, более половины площадей, на которых они работают, арендованы. В прошлом году в них принято 11,5 тысячи человек, но на дневное обучение – лишь 2,8 тысячи из них. В частности, БИП – «Институт правоведения» создан в 1990 году и готовит специалистов с высшим образованием за 14,5 тысячи российских рублей по специальности «Бухгалтерский учёт» и до 21,8 тысячи на «Международном праве».

– Не много ли для вашей экономики студентов?

– Много по сравнению с Германией или СССР, но меньше, чем в России и Украине. В 2010 году у нас было 467 студентов на 10 тысяч населения – на уровне Норвегии (454 человек). Мы живём в свободной стране, навязывать административные ограничения, кому учиться в высшей школе, а кому нет, никто не собирается, да и не может. Популярность высшего образования у нас очень высока по сравнению со странами Евросоюза: оно действительно стало массовым.

– И какая часть выпускников вузов работает по специальности?

– В 2010 году по распределению пошли работать 94,5% студентов-бюджетников дневного обучения. Но, внимание! Направление на работу по их желанию получили также 11% выпускников, учившихся на платной основе.

– Какие вузы наиболее популярны?

– Это зависит от специальности. Считается, что экономическим специальностям лучше всего учат в БГЭУ, юридическим – в БГУ, а техническим, которые в последнее время стали пользоваться повышенным спросом, – в Белорусском национальном техническом университете (БНТУ), Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники (БГУИР), БГУ. Иностранные языки традиционно изучают в Минском государственном лингвистическом университете, но вот высоко востребованный китайский лучше преподают в БГУ. Там у нас один из лучших факультетов восточных языков в мире. Да и созданный в 1995 году факультет международных отношений БГУ – наше МГИМО – исключительно популярен и престижен! Ведь МИД Республики Беларусь в 1991 году пришлось создавать «с нуля».

– Признают ли белорусские дипломы за границей? Работают ли там выпускники по специальности?

– Мы подписали Лиссабонскую конвенцию. В Европе признаётся белорусский диплом и наоборот, хотя о «полном и безо­говорочном» признании никто не говорит. Но общие правила есть.

Наш выпускник получает диплом государственного образца, но если хочет, то скоро сможет получить диплом с приложением европейского образца: оно более объёмное. IT-специалисты, физики, химики, математики и многие другие специалисты работают по всему миру. Так, один из ведущих технических экспертов полиции Израиля – выпускник автотракторного факультета БНТУ, причём в Израиле ему ещё и нашу военную кафедру зачли.

Кстати, реализуется комплекс мер по возвращению в Белоруссию высококвалифицированных перспективных специалистов, которые долго работают за границей.

– Можно ли в белорусском вузе одновременно с его дипломом получить диплом и иностранного вуза?

– Это возможно, причём в целом ряде вузов. Так, в БГЭУ c 1994 года можно дополнительно получить и диплом Института управления предприятиями (IAE) (Университет Париж-1 Пантеон-Сорбонна). У нас есть ещё два филиала российских вузов.

4 Комментария


Рекомендуемые комментарии

– Есть: безработица уже много лет около 1%

:asuka_megalol:

http://telegraf.by/2011/11/v-belarusi-posobie-po-bezrabotice-mogut-povisit-do-20-dollarov

Учитывая, что на бирже труда вакансий нормальных почти нету, а если за определенный срок ты ненайдешь работу сам, то её найдут тебе. Вообщем только идиот туда пойдет

В основном это специалисты оборонки или предприятий типа «Интеграла».

Интеграл ? Оттуда все нормальные специалисты сбежали в предприятия работающие либо на Китай либо Корею, в том числе мой отец.

– Мы подписали Лиссабонскую конвенцию. В Европе признаётся белорусский диплом и наоборот, хотя о «полном и безо­говорочном» признании никто не говорит. Но общие правила есть.

За всех не скажу, но у айтишников за границей преимуществом диплом будет только при оконченной магистратуре
Кстати, реализуется комплекс мер по возвращению в Белоруссию высококвалифицированных перспективных специалистов, которые долго работают за границей.

Гон
Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...