Итак, пожалуй можно начать:
1-е в чем я буду сравнивать - это архитектура:
Морровинд: Тут нам для обозрения открывается целый ансамбль. Перечислю: это города под крылом домов (хлаалу/телванни/редоран), это поселения с имперской архитектурой (это и форты, это деревушки наподобие Сейда-нина/Эбенгарда/Кальдеры), поселения храма (столица - Вивек, а так же Молаг Мар), и нельзя не упомянуть про различные разбросанные поселения Эшлендеров (поселения и лагеря, а так же отдельные шатры встречающихся нам изгоев). На этом можно было бы и закончить... Но нельзя не упомянуть про развалины и забросы. Это и святилища даэдра, построенные предками данмеров до 1-ого пришествия Неревара и иже с ним, это и двемерские города-развалины, построенные исчезнувшей расой, это и данмерские крепости, служившые цитаделями для великих домов, а так же Велотийские башни, которые в данное время служат убежищем для магов/некромантов/и всякой другой нечести, но кем и когда были построены - я вам сказать не могу :)
Обливион: Начнем, создатели обливиона поленились с архитектурой. Почему? Да потому что они не стали придумывать ничего нового. На что похожа архитектура городов Сиродиила? Правильно, на архитектуру западной/северо-западной европы 14-18-х веков. Посудите сами: на что похожи замки лордов-правителей городов? А на что похожи святилища, храмы городов? От нотр-дама их мало что отличает. 2 города, которые я пожалуй могу выделить - это Имперский и Брума. Имперский, только потому что он весь каменный, а Бруму потому что она вся деревянная, за исключением башен, стен и храма :) Так же в столичных окрестностях мы натыкаемся на деревушки, опять же мало отличающийхся, от тех, что мы видели в учебниках по истории (разве что чистотой и ухоженностью). Перейдем к развалинам и другим достопримечательностям: это айлейдские руины, не скрою - красивые, няшные и оригинальные, а так же имперские форты. Форты... я не знаю как их расставляли по карте разработчики, но с точки зрения фортификации они расставлены бездарно :) когда рядом есть гора, форт стоит рядом с ней в низине, это не дело. И еще: не понятно, где жили обитатели форта, такое чувство, что их строители строили с расчетом на то, чтобы солдаты бежали по лабиринтам форта минут 15, после звона боевой тревоги.
2-е - имена персонажей и НПЦ. Нет, не думайте, я не настолько привередлив, чтобы критиковать имена, данные разработчиками, но есть одна ситуевинка: в морровинде у любого, даже самого отъявленного преступника есть имя, встречаются даже бандиты-тески известных личностей Вварденфелла. Что же мы види м в 4-ой части? Словарный запас родителей уголовников Сиродиила на имена весьма скуден: разбойник и мародер. Можно сделать предположение, что сии разбойники выращивались в детских домах, тогда надо радоваться, что их не называли по номерам (1-й, 2-й, 007-ой), как известных злодеев :).
3-е - флора: тут я даже ничего говорить не буду, вы и сами все прекрасно знаете. Грибы и деревья не сравнивают.
4-е - фауна:
какие твари обитают у нас на острове? Это всех за....шие скальные наездники, это кагути, это гуары, нетчи, и даже статичные силт-страйдеры, а так же всем нам знакомые в реальной жизни крабы и крысы... В общем можно предположить, что мы в каком-то юрском периоде.
Кто же обитает у нас на метерике? Да-да, разработчики игры опять поленились и не стали утруждать себя придумаванием животных. Они просто взяли их из реального мира: волков, медведей, львов... ах да, еще гоблинов и бесов, почему бы и не засунуть их в игру?
5-е - фракции. Тут опять даже нечего рассуждать, Морровинд в этом критерии убивает Обливион И КОЛИЧЕСТВОМ И КАЧЕСТВОМ! Но тут не все так однозначно, две гильдии меня особо в Обливионе порадовали: гильдия воров и темное братство. Гильдия воров последней миссией и сопутствующими непосредственно перед ней, темное братство же анхеппиэндом и непредсказуемостью. Ну да, всем нам было жалко убивать братьев по гильдии. Ну а Морровинд просто радует нас разнообразием в выборе и ассортименте домов, гильдий и фракций, ну и нельзя сказать, что все квесты однообразны и сводятся к "сходи туда принеси то!"
Теперь чуть чуть о геймплее:
Фаст тревел: Морровинд - силт-страйдеры, все мы помним фразу "зачем идти пешком, если можно поехать на лошади?", хоть лошадь и своеобразная, но зато это звучит, выглядит реалистично и позволяет нам добраться из пункта А в пункт Б. Что же у нас в имперской провинции? Фаст тревел!1111 Теперь нам нужно только кликнуть мышкой, и нам не страшны никакие гоблины, бесы и все прочие твари, к тому же это бесплатно! И еще, теперь добродушные заданиевыдаватели в гильдиях делают нам пометку на карте, чтобы мы не топтались по лесам и болотам в поисках нужной нам пещеры, развалины и иже с ними. "Казуальность?" - спросите вы, - ОНА САМАЯ!
Далее: прокачка персонажа/навыки. Прокачка не изменилась, с той лишь разницей, что учиться у учителей мы теперь можем не более 5 раз за уровень, а так же количество навыков уменьшилось... "В пользу чего это сделано?" - спросите вы, - КАЗУАЛЬНОСТЬ! Так же я думаю стоит в этом пункте упомянуть левельность (окружающий мир развивается вместе с вами: гоблины превращаются в даэдротов, а кожаные доспехи в стекляные и даэдрические.) К чему это сделано, я думаю вы и сами уже можете ответить...
Я еще не упоминал плагины. Уже несколько лет фанаты воссоздают континентальную часть Морровинда. Территорий чтобы побегать и "пограбить корованы" станет больше раз так 5.