RedHuman Опубликовано 10 августа, 2007 Автор Жалоба Share Опубликовано 10 августа, 2007 Во БЛ* Д . Хиллман пишет . Юнг пишет: <Моя жизнь пронизана основной идеей и сосредоточена на одной цели, а именно: на проникновении в тайну личности. Все может быть объяснено из этой центральной точки, и вся моя работа связанна с этой темой>. В конце своего позднего эссе о положении современного человека он задает риторический вопрос о реакции человека на угрозу светопреставления: <И знает ли, наконец, индивид, что это он играет решающую роль?>. То, что случится с индивидом и миром, в огромной степени зависит от индивидуальной личности. <Единственный естественный носитель жизни - индивид, и это имеет силу для истинной во всех отношениях природы>. <Любая жизнь эта жизнь индивидуальная, в ней в одно сосредоточен окончательный смысл>. Индивидуация. Юнг сформулировал понятие <индивидуация> для обозначения процесса личностной реализации, понятие, <обозначающее процесс, с помощью которого человек психологически <не-делимым> (in-dividual), т.е., отдельной сущностью или целым>. Еше более проще он называет сам процесс, с помощью которого человек <становится тем, кто он в действительности есть>. Индивидуация - опорный теоретический конструкт или видение, из которого произрастают богатые побеги других идей, связанных с личностью. Юнговская теория не задается вопросом: <Что есть личность?> - как сущность, требующая определения и объяснения. Прежде всего эта теория в своем вопросительном подходе прагматична и динамична, и вопрос в ней ставится так: <Каким образом может человек знать, кто он есть, обнаружить свою личность, развить и усовершенствовать ее, и стать самим собой>? Сама личность дана вместе с психической реальностью спрашивающего, так что идея личности представлена как само собой разумеющееся в ощущении <личного бытия>, как отличное от абстракции или вещи, и как организация этого бытия в качественно отличную единицу. (индивидуация это процесс дифференциации, означающий <развитие различий, отделение частей из целого>. Там где философы и богословы объясняют сущность личностного бытия на своем метафизическом языке, а эмбриологи и генетики стремятся выяснить происхождение личности на своем естественно - научном языке, юнговская гипотеза пытается представить это личностное бытие и его дальнейшую судьбу психологически. Самость. Самость у Юнга относится к: а) самому полному развитию индивида; б) переживанию наивысшей ценности и силы за пределами своих собственных границ, т.е. опыту трансцендентного и потустороннего. Такие переживания и образы огромной ценности и мощи традиционно получали наименования божественных. Давая <самости> такое двойное значение - персональное и трансцендентальное, - Юнг предполагал, что каждый человек по определению связан с чем-то трансцендентным, или даже обладает трансцендентной высшей ценностью, выходящей за пределы его эго-личности. Эот придает значимость всем проявлениям человеческой природы. Даже самые недостойные состояния имеют более широкое значение и не сводятся к обычной человеческой провинности, поскольку они указывают на трансцендентно коллективные, архетипические и не свойственные человеку факторы. Двойное значение самости предполагает также, что личность не может быть понята одним только личностным подходом. Глазу необходимо фокусироваться на безличном, внелюдском заднем плане. Зло. Этот задний план не является однозначно положительным. Внелюдское означает не свойственное человеку. Личность в равной степени отражает беспорядок, разрушение, теневые ценности. Эти силы столь же эффективны в психологическом смысле, сколь творчески конструктивны по сути, поэтому они воспринимаются как реальные. Позиция Юнга по отношению к местоположению зла в личности совершенно не моралистична, даже в религиозном контексте. Это отличает его аналитический подход от других психологий, которые моралистичны, но не религиозны. Поскольку индивидуальная личность всеценна, постольку в ней заключены все ценности - сознание, совесть, жизнь, значение, душа, равно как и разрушительность и зло, - работа с индивидами (другими или с собой) остается наиболее важным видом деятельности. Религия. Религиозные аспекты личностной теории Юнга проистекают отчасти из его склада ума, а отчасти из представлений практической и исследовательской работы. Суть их в том, что религия конституционно основана на личности и является не большей иллюзией, чем сексуальность. Далее, те религиозные метафоры, которые он использует, отличают его стилевую особенность придавать ценность психическим фактам, точно так же, как другие психологи выстраивают свои системы ценности, используя другие виды трансцендентных метафор, такие, как <природа>, <эволюция>, <достоверность>, <зрелость> и др. Юнговский религиозный язык ни в коем случае не означает какого-либо ортодоксального символа веры, принадлежности к церкви или соблюдения обрядов. Психическая реальность. Тот действительный мир, в котором обитает личность, является психической реальностью. У Юнга <реальность> получает совершенно иное определение, чем у Фрейда, где само слово относится главным образом к тому, что является внешним, социальным и материальным, и где психическая реальность является убедительной только в сфере неврозов и психозов. Юнг заявляет: <Реальность есть попросту то, что работает в человеческой душе>. А в душе работают все вообразимые вещи - ложь, галлюцинации, политические лозунги, старомодные научные идеи, суеверия, - эти события реальны вне зависимости, истины они или нет. Многие другие сознательные события - добрый совет, исторические факты, эстетические предписания, психологические истолкования могут не получить никакого ответа в психической глубине и оттого будут считаться нереальными, неважно насколько они соответствуют истине. Образы фантазии. На самом базовом уровне психической реальности располагаются образы фантазии. Эти образы представляют первичную деятельность сознания. Такая текущая фантазийная деятельность, как жизненный процесс, согласно Юнгу, не может быть объяснена в виде <простого рефлексивного действия на сенсорный стимул> и является непрерывным творческим актом - посредством фантазии <психическое творит каждодневную реальность>. Юнг опровергает известную теорию, утверждающую, что реальность по своей природе является внешней, образы - отпечатки внешних изменений, а фантазии - разрушенные или искаженные впечатления. Он также открещивается от коллег-психоаналитиков, придерживающихся убеждения, что фантазия замещает реальность. Фантазия и ЕСТЬ реальность, она творит реальность, придавая ей инстинктивную убежденность(<животная вера> Сантаяны) в той области опыта, в реальности которой мы убеждены. Творя реальность в тех формах и понятиях, в которых мы фактически постигаем мир, формулируем его и с которым взаимодействуем, фантазия является свидетельством негэнтропической активности сознания. Образы являются единственной реальностью, которую мы постигаем непосредственно; они представляют первичное выражение разума и его энергетической работы, о которой мы не ничего за исключением тех образов, которые он поставляет. Когда мы воспринимаем образ фантазии, то всматриваемся, ища разумное в инстинктивном, узревая само либидо (<Фантазия как воображающая деятельность есть для меня просто непосредственное выражение психической жизнедеятельности - потока психической энергии>. Инстинкт и архетип Первичность образов означает, что они представлены в области познания, инстинктивная деятельность которого осуществляется на аффективно-волевом уровне. В области сознательного разума инстинкт воспринимается в образной форме. В сфере поведения образы проявляются в инстинкте. Поведение всегда является разыгрыванием фантазии, а фантазия - это не просто нечто, происходящее приватно в самой голове, она есть воспроизведение самой себя в поведенческом действии, в поступке. Психические и бихевиориальные события суть разные, но неделимые явления. Одно не является сублимацией другого, поскольку они сосуществуют вместе. Представить себе инстинкт независимым от образа-паттерна значит сделать его слепым, а понимать образы независимыми от инстинкта означает лишать их жизненности и настоятельности. Воображение тогда сделается сублимированной роскошью, а не инструментом выживания. Принцип, организующий феномен образности, принцип, обеспечивающий психическую реальность специфическими паттернами и привычными свойствами - универсальностью, типичностью проявления, регулярностью, постоянной повторяемостью на протяжении многих веков - Юнг называл <архетипом>. Те же самые качества присущи и инстинкту. Энергия архетипа инстинктивна, поскольку архетип по своей сути есть инстинкт; архетип есть <поведенческий паттерн> инстинкта, его значение или, как выразился Юнг, его <психический эквивалент>. Эта юнговская аналогия взята из животного поведения. Юнг предположил, что любой врожденный запускающий механизм (или инстинкт) одновременно и организован в паттерн, и вовлечен в образ фантазии, образ, который либо является <пускателем>, либо непосредственно представляет саму цель. Инстинкт дает сбой в случае расстройств в образной системы. Юнг определяет инстинкт как <влечение к определенной деятельности>, которая настоятельна и непреодолима, унаследована, рефлексивна по своему характеру, единообразна, регулярна и бессознательна. Среди инстинктов наличествуют такие, которые следуют специфическому принципу порядка, значения и целеполагания. ЭТО И ЕСТЬ АРХЕТИПЫ. Психическая жизнь индивида управляется ими. Идея архетипа весьма плодотворна для психотерапии. Поскольку фантазия никогда не является обрывком нереальности, поскольку она выражает архаические эмоциональные и творческие аспекты личности и является первичной реальностью человека, то фокусируясь на фантазии, мы прикасаемся к тому, что реально работает в душе. Качественные преобразования в фантазии, такие, какие наблюдаются в длительных сериях сновидений или медитативных упражнениях, представляют архетипические преобразования, управляющие личностью и являющиеся ее природной основой Всё ребят .... думайте сами , я уже ох***л . Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Рекомендуемые сообщения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.