Американская техническая смекалка
В декабре 1944 года, командование 7-й танковой группы дало 30-й пехотной дивизии задание: испытать новое оружие – систему залпового огня Т34 «Каллиопа». Её предполагалось использовать для огневой поддержки наступающей пехоты. По плану 29-я пехотная должна была создать плацдарм за рекой Рур, вблизи городка Юлих, Германия. 30-я должна была переправиться вслед за 29-й и атаковать в юго-восточном направлении. Участок 30-й пехотной включал в себя заповедник Хабах, считавшийся серьёзным препятствием, особенно после того, как там окопались немцы. Командование предвидело это, поэтому, планировалось подвергнуть заповедник массированному ракетному обстрелу прямо перед началом атаки.
Для этого 22 пусковые установки «Каллиопа» были переданы 743-му танковому батальону для установки на танках М4 «Шерман». Дополнительно, 3508-я группа технического обслуживания (Ord.Med.Auto.Maint.Co) получила задание: разработать, собрать и установить крепления для направляющих РСЗО на пять трофейных немецких полугусеничников.
На этой фотографии запечатлён Sd.kfz.251 с тактическим номером 405, из десантного отделения которого убирают всё лишнее перед установкой системы.
Работы началась 4-го декабря 1944 года, и завершились 9-го декабря. Одной из важных частей механизма, позволявшей устанавливать угол наклона направляющих, была часть от 75 мм противотанковой пушки Pak 40. Естественно, никакого наведения по горизонтали не предусматривалось.
Перед тем, как приварить орудие к установленным поперёк десантного отделения рельсам, с него срезали все лишние части, а ствол укоротили, примерно, на метр. В одном боковом бронелисте вырезали щель шириной 60 см см, а в другом бронелисте сделали широкое отверстие в один метр. Орудие было установлено так, что его ствол смотрел через 60-ти сантиметровый вырез. К двум тяжёлым двенадцатидюймовым I-профилям, примерно по 58 см длиной, приварили цапфы пусковой установки и прикрепили амортизирующие пружины. Место водителя было отделено от бывшего десантного, а теперь уже боевого отделения листом котельного железа (люк для входа прорезали спереди, а петли для него сняли с капота). В то же время, для обеспечения лучшего наведения установки часть броневого корпуса была удалена. Полик десантного отделения также убрали, так что были видны аккумуляторы и бензиновые баки. Стоит добавить, что ни одно из этих транспортных средств не было на ходу.
Хотя «Каллиопа» и обладала огромной огневой мощью, а каждая ракета по мощности была сравнима с 105-мм фугасным гаубичным снарядом, она также была очень хрупким и капризным устройством: трубчатые направляющие достаточно легко можно было помять. Также трубы были подвержены влиянию погоды, деформировались от высокой температуры во время запуска. Электрические компоненты могли легко выйти из строя из-за незначительных повреждений или небрежного обслуживания: их приходилось постоянно проверять и чинить. Крепления ракет в направляющих также вызвали нарекания: во время стрельбы реактивный снаряд мог вывалиться наружу.
На этой фотографии изображено место водителя с контрольным устройством. Шкала пронумерована числами 0-60, стрелка показывает количество готовых ракет.
Две батареи по 12 вольт, обеспечивали напряжение, необходимое для запуска ракет (позднее их вынесли наружу, чтобы освободить место). Также перевозился вспомогательный генератор, на случай, если тока от батарей не хватит для зажигания. Водитель имел в своём распоряжении радио. Все отверстия в перегородке между водительским и десантным отделениями были тщательно заварены. Для стабилизации с левой стороны приварили упор длиной 2,5 метра, а подвеску заблокировали.
Стоит упомянуть, что машины, подвергнувшиеся переделке, до этого принадлежали 2108-му панцергренадерскому батальону 108-й танковой бригады. Эти соединения были уничтожены в октябре 1944 года, во время боёв под Барденбергом. На этой машине с тактическим номером 2311 написано имя «Генрих Гётхер», гренадёра, погибшего во время атаки 108-й танковой бригады на американский плацдарм восточнее Валлендорфа 21-го сентября 1944 года.
Вид на машину перед выходом на огневую позицию.
После залпа, окажется, что 28 из 60 электрических соединений требуют ремонта, а две направляющих трубы нужно заменить. Эти машины были рассчитаны, в лучшем случае, на один залп, после которого их надо будет ремонтировать.
15 декабря 1944 года были проведены тестовые стрельбы неподалёку от городка Норвейден. Пусковые установки зарядили ещё в колонии Келлерсберг и отбуксировали на расстояние в 8,5 миль при помощи лёгких танков. Потребовалось, примерно, 20 минут чтобы выкопать яму, провести измерения и вывести установки на позиции. Поскольку наведение по горизонтали не предусматривалось, машины поворачивались при помощи танка-буксировщика по указаниям командира, находившегося снаружи.
И хотя во время пуска установка сильно раскачивалась, так что левая гусеница зарылась в землю, снаряды поразили тестовую цель.
Остается только удивляться полному отсутствию технической смекалки - угробить несколько машин и пушек, когда можно было сварить из лома поворотную тумбу с домкратом...
16 Комментариев
Рекомендуемые комментарии