Перейти к содержанию
  • записи
    2
  • комментария
    43
  • просмотра
    15843

Стиль, стиль, стиль! ("Хранитель" by Мота)


Dormiens

1834 просмотра

Сегодня мне хотелось бы поговорить о стиле вообще и о некоторых частностях ниже.

Стиль - это одиозное слово, знакомое посетителям библиотеки. Им принято затыкать дыры в восторженных рецензиях, оправдывать свои ошибки в свежих главах и поминать всуе, натягивая на лицо очень умную гримасу.

Т.о., определимся с терминами. Я использую это понятие в одном-единственном (из почти тысячи) значений:

Стиль – важная синтезирующая характеристика единства содержания и формы литературного произведения.

Если точнее, то это весь набор выразительно-изобразительных средств произведения (от звуковой оболочки слов до строя предложений), который используется автором. Это своего рода лицо автора, то, что видят все, читающие - в нашем случае - фанфик. Вот главной бедой как раз и является то, что он чаще всего - как бумажка, налепленная на лоб в игре "Я персонаж": стиль, как правило, виден всем, кроме автора.

Даже не имея специального образования, очень легко рассмотреть такую бумажку на чужом лбу.

Недавно в чате состоялось обсуждение занятного разбора, который можно обнаружить по адресу . Пересказывать живые реакции участников дебатов нет смысла, но мне показалась интересной одна мысль: мол, авторским стилем можно отбиться от любых критических замечаний. Как оказалось, у редакторов и издателей есть совершенно замечательный критерий:

Общая оценка языка и стиля с учетом специфики произведения и видо-типологических характеристик издания отражает степень соответствия формы произведения его содержанию.

Жарков И.A.

Технология редакционно-издательского дела

- Или, если переводить в нашу тему: "Зачем здесь эти все слова?" Итак, сегодняшнее блюдо, собственно:

Об обилии букв, слов и прочего.

4a52c90f82ad.jpg

Автор записи не является поклонником литературного минимализма,

относится к старине Хэму с уважением, но не более. Все нижеприведенные

операции над художественным текстом выполнены в лабораторных условиях

с согласия автора. Используйте приведенную методику дома на свой страх и риск.

В нижеследующей записи напрочь отсутствуют попытки косплея "папки"

или ultima thule - зато наличествует сугубо научный интерес.

Внимание! Автор записи всерьез уверен, что фанфик - это художественная литература.

Хранитель by Мота,

Глава 1. Встреча.

Чтобы не возникло вопросов, сразу скажу, что я учел: во-первых, герой ведет речь от первого лица, что диктует очень страшное требование: речь должна отражать характер. Во-вторых, герой велеречив и склонен к самосозерцанию. В-третьих, он часто обращается к воображаемому читателю, а значит, повествование остается спокойным: это, по сути, рассказ не "online", а о уже пережитом.

Вот с этих позиций, помолясь, начнем.

Шли первые дни последнего месяца лета. Ненавистный своей жарой август выпек последние мои извилины, которые могли бы хоть как-то ещё соображать. Возможно, я слишком утрирую, но если вы взглянете на меня со стороны сейчас, то увидите лишь непонятную массу, лежащую на диване. Где-то рядом примостился мой любимый вентилятор, который уже давно работает только на первом уровне скорости, что ему не даёт никаких бонусов в охлаждении моей и так перегретой полностью башки. Да, литературными словами я сейчас бросаться не намерен, ибо мне и так плохо без вашего потакания моей грамотности.

Первое предложение замечательно. Чувствуете? "Дни" - "месяца", "первые" - "последнего". Легонький такой игривый контраст. Правда, красиво. Со вторым предложением все хуже. Во-первых, почему совершенный вид глагола "выпек", если речь идет о первых днях? Может, "выпекал"? Во-вторых, сомнителен сам строй предложения:

Пункт "А": что еще за "ненавистный своей жарой"? Акцент явно на жаре. Вот и выдвигаем ее в позицию подлежащего: "Ненавистная августовская жара выпекала..."

Пункт "Б". Все, что после запятой, и так уже существенно слабее гиперболы "выпек извилины", и даже если автору хочется уж прямо подчеркнуть, мол, и так было немного сображающих извилин, вполне достаточно слова "последние". Итак, что мы имеем?

Ненавистная августовская жара выпекала мои последние извилины.

Едем далее. В третьем предложении выбрасываем на мороз избыточное слово "слишком" (утрировать нельзя недостаточно), а также слова "со стороны" (читатель ведь и так смотрит со стороны, верно?). Слово "лежащую", увы, девать некуда: на диване удобно сидеть в жару, не только валяться.

Получаем:

Возможно, я утрирую, но если вы взглянете на меня сейчас, то увидите лишь непонятную массу, лежащую на диване.

В следующем предложении жира больше, аппарат для липосакции уже не справляется. Во-первых, если рассказчик уже обратился к читателю, то слово "где-то" лишнее (читатель видит картинку, досточно слова "рядом"). Чуть подрезаем до уровня разговорной речи конструкцию "на первом уровне скорости" -> "на первой скорости". Дальше хуже: не ясно, зачем нужно такой жирнющий оборот после запятой. Слово "бонусы", как мы выясним дальше, далеко не такое праздное: герой у нас, кхм, задрот. Неплохо подчеркивает род занятий. Однако, если порыться в геймерском лексиконе, конструкцию почти наверняка можно сделать емче и ярче, избавившись от накопления запятых. Здесь никакого однозначного варианта нет, просто рискну предложить: "...впечатляющий дебафф к охлаждению...".

"Полностью перегретой" - это, как вы понимаете, тоже никуда не годится. Слова "и так" никакого смыла не несут.

Получаем:

Рядом примостился мой любимый вентилятор, который уже давно работает только на первой скорости: впечатляющий дебафф к охлаждению моей перегретой башки.

Последнее предложение абзаца не очень понятно по сути. Вроде бы ни единого неграмотного слова сказано (помыслено) не было. Возможно, его следует отнести к следующему абзацу? Сосредоточиться на целом ворохе неустроенностей в жизни героя? Без этого предложение избыточно: ни к диалогу с воображаемым читателем ничего не добавляет, ни к характеру героя.

Пока что в сухом остатке у нас имеется следующее:

Шли первые дни последнего месяца лета. Ненавистная августовская жара выпекала мои последние извилины. Возможно, я утрирую, но если вы взглянете на меня сейчас, то увидите лишь непонятную массу, лежащую на диване. Рядом примостился мой любимый вентилятор, который уже давно работает только на первой скорости: впечатляющий дебафф к охлаждению моей перегретой башки.

Далее я хотел бы немного сбавить темп и просто остановиться на наиболее частых стилистических погрешностях в этом фанфике.

А) Злоупотребление наречиями и связанными с ними конструкциями.

- Лениво посмотрел на электронные часы (лениво можно поднять голову, чтобы куда-то посмотреть).

- Удостоверившись, что я плотно закрыл входную дверь (неплотно - это если прикрыл, если закрыл, то и так понятно)

- Комнату соседа пробежал в наиболее быстром темпе (просто "как можно быстрее")

- Ведь невозможно просто пройти и проигнорировать ("пройти и проигнорировать" передают идентичный смысл с теми же акцентами).

Б) Злоупотребление вставными словами и оборотами.

- Итак, я уже на первом этаже

(или это новый абзац, или слово лишнее)

- Возможно, это некоторое возбуждение, скажете вы.

(или это прямая речь, или лишнее слово: диалог с читателем и так "возможен")

- с очень приятной внешностью, каштановыми волосами средней длины, безумно милым характером и, безусловно, с отличным чувством стиля

(почему?)

Остается еще немало корявостей, которые ликвидируются или массивным чтением или массивным же писанием (банальность, да, но иначе согласование слов и чувство фразы не прививается).

В остальном проблемы читабельности диктуются не стилем, а тем, что герой сосредоточен на каждой мелочи в своем характере, на каждой мысли. Такие скачки раздражают, а описанные детально - раздражают в квадрате. Впрочем, это уже говорит читатель, а не стилист.

Прошу продолжать в обсуждении :rei_biggrin:

32 Комментария


Рекомендуемые комментарии



>>в нескольких случаях обрезали чисто для того, чтобы обрезать

Олди порой перебирают, но они перфекционисты и подбирают ключики к писателям-новичкам со всей строгостью. Сам принцип экономии текста на фоне современного килобайтничества не самый вредный из навыков.

А мне вот наоборот было интересно сохранить весьма своеобразную и не совсем "мою" манеру при качественной редукции объема.

А вообще, спасибо, что заглянул, Лэнс :)

Ссылка на комментарий

>>Там в нескольких случаях обрезали чисто для того, чтобы обрезать.

Иногда пишут только для того, чтобы написать еще пару буковок. Не без перегибов, но иногда лучше недописать, чем переписать.

Ссылка на комментарий

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...