Перейти к содержанию
  • записей
    40
  • комментария
    214
  • просмотр
    50331

"Перегруз". Как и из чего его делают.


Демон

1589 просмотров


Месяца три назад в одной из записей моего блога я выдал фразу типа «Ламповый вход с транзисторным выходом это извращение». К настоящему времени мои взгляды несколько изменились после сборки одной из сложнейших схем в моей практике. В этой статье я затрону чистую теорию построения эффекта гитарного «перегруза» с использованием разных усилительных элементов и их взаимных комбинаций.

Есть три основных усилительных элемента – лампа, транзистор, операционный усилитель.
Каждый подвид из этих трёх элементов производят ограничение сигнала по-своему. Например, лампа 12AX7 имеет чуть ли не в трое большую крутизну характеристики чем 12AT7, следовательно им требуется совершенно разное напряжения смещения катода, для реализации амплитудного ограничения сигнала, что выливается в особенности звучания каждой отдельной лампы. Примерно тоже самое наблюдается в случае с транзисторами и операционными усилителями, где в основном варируют обратными связями по току или напряжению, чтобы пропустить нужные гармоники или же наоборот погасить нежелательные.
Рассмотрим основные варианты комбинирования этих элементов.

Классическая схема: Операционный усилитель – транзистор – лампа
В этом случае нам открывается просто огромное поле деятельности в работе с ограничением сигнала. Использовав по минимуму сдвоенный операционник можно получить просто огромное число гармоник практически на любой вкус с регилировками искажения и уровня. Счетверённый же операционный усилитель уже даст возможность повесить на него обвеску с 4-6 регуляторами - уровень, тон, искажение и т.д.
Транзистор в данной схеме в 90% случаев используется как фонокорректор с глубокой отрицательной обратной связью по току.
Убрали фон, а теперь и очередь лампы всё это дело усилить и отправить на выход.

Особенности подобного построения – характерное «транзисторное» звучание, работа с низковольтовым сигналом в каскаде операционного усилителя, что часто не очень то удобного при отладке и настройке подобной схемы.

Менее распространённая вариация: Транзистор – Операционный усилитель – Лампа.
Смысл по отношению с предыдущей вариацией сильно не меняется, есть только одна отличительная особенность – транзистор на входе выполняет роль чистого усилителя сигнала, для последующего ограничения сигнала операционным усилителем или целым каскадом операционников. Лампа так же используется в роли оконечного усилителя.

Особенность – работа с так называемым «комфортным сигналом», около 1-5 Вольт, что существенно упрощает отладку и настройку. Характерный «транзисторный звук».

Самый редкий случай: Лампа – Операционный усилитель – Транзистор.
Лампа на входе используется в качестве ограничителя сигнала, что вносит характерные только лампам гармоники с последующим преобразованием каскадом операционных усилителей и оконечного транзисторного усиления.

Особенность – Характерное «ламповое звучание», несколько с примесью транзисторного конечно, но суть лампы в корне не меняющее. Получается очень и очень интересный гибридный звук. И грязь, и жир, всё будет присутствовать в нём при умелом использовании. Как раз такую схему я и собрал на днях. Более конкретное её описание и звуковые сэмплы будут в недалёком будущем. В шапке же можете лицезреть видео с внешним видом схемы и её осциллограмму.

0 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Комментариев нет

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...