А началось всё в один жаркий денёк лета 2010 года, когда в процессе очередной поездки на дачу на тогдашнем моём средстве передвижения ВАЗ-21099, я крепко призадумался над следующим вопросом: а должна ли вентиляция дуть горячим воздухом? Логика подсказывала, что воздух оттуда должен идти холодный, ну или в крайнем случае - тёплый, если в пробке например стоишь. Но поскольку, как известно, АвтоВАЗ любит идти своим путём, где-то в сторонке от той самой логики - ответ на вопрос был не столь однозначным.
В принципе, меня это не то чтобы сильно напрягало: окна открыл, да и езжай себе с естественным обдувом, хрен с ней с этой вентиляцией, лишь бы зимой печка грела. Но проблема заключалась в том, что дорога на мою дачу представляет собой около 20км грунтовки. И в жаркую погоду, когда несколько дней подряд нет дождей, обгоняющие тебя лэндкрузеры (другие машины меня не очень-то обгоняют) поднимают за собой некислые такие столбы пыли, которае сквозь открытые окна летит тебе в щачло, а заодно оседает ровным слоем по салону автомобиля. Поскольку мытьё машины - для слабаков, слой грязи со временем становится толще и отчётливее, что сподвигает некоторых высокоморальных личностей на чтение тебе нравоучений на тему "ПОМОЙ УЖЕ МАШИНУ, БУДЬ МУЖЫКОМ БЛЕАТЬ!!111", а невысокоморальных - на исписываение приборной панели всякими непристойностями вроде "ХУЙ" или "ЗДЕСЬ БЫЛ ВАСЯ" (кстати, практика показала, что оба этих типа личностей вполне могут присутствовать и в одном человеке, но суть не в этом), что мешает жизни уже сильнее, чем непосредственно сама пыль.
Ну так вот, в один жаркий денёк лета 2010 года я таки решил наконец, что ХВАТИТ ЭТО ТЕРПЕТЬ.
Конструкция системы вентиляции автомобилей семейства "Самара" (к которому и относился мой пепелац) предполагала обилие различных настроек, как то: скорость вентилятора, температура, зоны обдува:
Но работало это всё из рук вон плохо (что было подмечено например Жориком Ревазовым в его винрарном АТД 21099: "У печки ТАЗа есть два режима обдува: В ЕБЛО и В ЕБЛО"). У меня конкретно из всего этого обилия переключалась только собственно скорость, перемещение же остальных рычажков никакого эффекта не давало вообще.
Конкретно тот день выдался особо жарким и пыльным. Настолько пыльным, что с открытыми окнами ехать было невозможно, и настолько жарким, что невозможно это было делать с окнами закрытыми.
Пришлось свернуть с дороги в сторонку и устроить перекур, в процессе которого я решил немного заглянуть под приборную панель, где и увидел забавную картину: некий тросик (очевидно, идущий как раз от "блока управления климатом") свободно болтался, ни к чему не прицепленный. В непосредственной близости от этого тросика собственно болтался и некий рычажок. Эксперимент по перемещению всего этого добра показал, что тросик давно закис и заржавел, а вот рычажок вполне себе двигается, и более того - в одном из крайних положений закрывает заслонку печки, после чего вентиляция таки перестаёт изрыгать из себя раскалённые воздушные потоки.
Собственно проблема была практически решена, оставалось только придумать, как закрепить рычажок в крайнем положении. Покопавшись в бардачке, я обнаружил завалявшуюся там релюшку, практически идеально подходящую по размерам, коей и подпёр сабж
Собственно теперь в жаркую погоду стало можно нормально пользоваться вентиляцией, а если на улице вдруг холодало - достаточно было подпорку вытащить, и воздух снова шёл нагретым.
Ну а тем своим друзьям-товарищам, которы недоумевали с этой конструкции, я отшучивался, что это мол РЕЛЕ КОНДИЦИОНЕРА. Название быстро прижилось, да и по сей день используется текущим владельцем сабжевого ведра.
Вернёмся однако уже в наши дни.
На купленной мною Калине "блок управления климатом" оказался ещё более продвинутым, предлагая водителю больше скоростей и больше зон обдува, а так же функцию рециркуляции воздуха:
И, хоть внешний вид этого добра и несколько сомнителен (а у того же текущего владельца 21099 например вызывает лютые приступы рыгания), это всё не перекрывает его главного достоинства: ОНО РАБОТАЕТ. Все эти крутилки не просто крутятся, но ещё и умудряются неплохо выполнять свои функции. Невиданный прогресс для АвтоВАЗа, в общем.
Ну так вот, ездил я и радовался жизни. В жаркую погоду вывозила четвёртая скорость вентилятора, а в холодную - печка, которая на Калине (благодаря нормальной системе воздуховодов, а не том говне, что на девятках) жарит как аццкий сотона.
И всё было хорошо, пока в один прекрасный осенний день один мой друг не задумал обновить себе компьютер.
- Эй, какой нахрен друг, какой компьютер, - скажете вы, - При чём это здесь вообще?
А при том. Когда к нам в 2009 года понаехали магазины федеральной сети "DNS", они установили на первое время рекордно низкие цены, даже ниже местных интернет-магазинов, торгующих напрямую с оптовых складов. В результате мелким фирмам пришлось очень несладко, многие из них просто закрылись, а некоторым пришлось отказаться от нормальных площадок в центре города и переехать в какую-нибудь жопу.
ДНС же за пару лет неплохо обосновался и решил отбивать обратно затраченные на раскрутку средства, задрав цены до неприличия. Тем не менее, массовая аудитория уже была завоёвана, и мелким магазинчикам это помогло не очень сильно, так что обратно в центр никто переезжать не стал. Но всякие энтузиасты (вроде меня например), естественно, закупаться в ДНСе перестали.
Так что, когда встал вопрос о сборке нового ПеКа, в качестве продавца был выбрал один маленький, но гордый проверенный магазинчик. Переезжал он за последние годы с места на место раза три и в итоге обосновался в микрорайоне "Заостровка", название которого на иностранном языке звучало бы наверняка как "LOS YEBENES".
В эти ебеня меня товарищ поехать с ним и запряг.
Собственно некогда бывшая асфальтовой дорога оказалась по качеству совсем не лучше моей дачной убитой грунтовки, а непосредственно напротив магазина нас ждала главная подстава - лужа ВОООТ ТАКОЙ ШИРИНЫ. Лужу почему-то все старались объехать по встречке, вслед за парой машин ломанулся было и я, но тут увидел на этой самой встречке КАМАЗ и решил столь рискованный манёвр не проводить, а проехать нормально, по своей полосе.
Это была фатальная ошибка.
Буквально через пару метров машина резко ухнула вниз, оказавшись мордой в воде практически по фары. К счастью, скорость была маленькой, так что моторный отсек не захлестнуло волной. Гидроудара не случилось, из ямы удалось выехать своим ходом. Осмотр показал, что серьёзных повреждений нет, но грязь из лужи капитально набилась между рёбрами радиатора.
В принципе, дальнейшие покатушки никаких проблем с охлаждением не выявили, так что на это дело я, в своём традиционном стиле, просто забил.
Беда пришла как всегда нежданно.
Уже началась зима, настоящая, со снегом. Машина продолжала ездить нормально, но порой грелась чуть выше положенного. Я списывал это на забитый говном радиатор и думал разобраться как-нибудь потом, благо на улице не жарко - в такую погоду не закипит. Учитывая невысокую среднюю продолжительность моих поездок - оно вообще не напрягало. Разве что тосол немного уходил в неизвестность, но это вечное проклятие вообще ВСЕХ тазов.
Напрягало другое - я уже который месяц сидел без нормальной работы, и сложившаяся финансовая нестабильность уже начинала припекать жопу. Работодатели не желали платить много денег студенту на полусвободном графике, а я сам не горел желанием трудиться за ЗП уровня ниже средней. Тем не менее, деньги были нужны.
Тут и подвернулся всё тот же мой товарищ, нынешний владелец 21099, который решил объединить свои финансовые потребности и любовь к вождению, устроившись в службу доставки традиционной японской и итальянской кухни этих ваших блядских роллов.
Работа, не требующая мозговой активности, но физически выматывающая (попробуйте порулить по городу 10-15 часов кряду). Золотых гор нет, но оплата более-менее адекватная. Но самое главное - выдача денег сразу после закрытия смены. Последний фактор был решающим - это во-первых давало возможность собственнно работать и получать деньги, когда это нужно именно тебе, а заодно не привязывало к конторе, позволяя в любой момент послать всех нахуй и хлопнуть дверью уйти.
Так что после недельки раздумий я тоже вписался в это дело и начал доставлять людям добро и радость эти изделия из липкого риса и сырой рыбы.
Вот тут всё и случилось.
Если короткие нерегулярные поездки машина выдерживала нормально, то наматывание в день по 200-250км - уже не очень. На четвёртую или пятую рабочую смену система охлаждения стала вести себя совершенно отвратно - стрелка температуры ползла всё выше, вентилятор охлаждения включался всё чаще, а из печки при этом дуло холодным воздухом. Так ездить было уже нельзя.
На следующий день с утра я поехал не на работу, а в то место, где всегда открыты двери и рады тебя видеть - в бравый автосервис, в гости к своим старым знакомым, бравым сервисменам.
Для тех, кто уже забыл, за какие заслуги зовутся они бравыми, напоминаю: эти ребята берутся практически за любую работу со словами "хуйня, ща сделаем" (ессно без всякой предварительной записи, которую я так ненавижу). Но вот последствия такого бравого ремонта бывают самыми разными, от "всё работает идеально" до выпадывающих на ходу болтов.
В сервисе я был радушно встречен автослесарем-электриком КОЛЕЙ, тем самым, который в своё время не стал чинить мне генератор. КОЛЯ вообще являлся одной из самых ярких и доставляющих личностей данного сервиса, никогда не лезущим за словом в карман, и всегда имеющим своё мнение по поводу своей работы, клиентов, машин, инженеров АвтоВАЗа, а так же их братьев, сестёр, мам, бабушек и дедушек... В общем в этот раз КОЛЯ был как-то на удивление добр и вежлив, выслушал меня и даже сразу согласился работать, без подпинывания со стороны начальника сервиса.
Впрочем, когда машину загнали в бокс и открыли капот, всё встало на свои места. Кратко, но ёмко, КОЛЯ рассказал, насколько сильно ебанулись головой АвтоВАЗовские инженеры, и как бы глубоко в жопу он затолкал бы им всю эту систему охлаждения, потому что "на девятках всё было заебись, а тут ёбаной хуйни нагородили, пиздец а не система".
Начать решили с замены термостата. Сабж был куплен в магазине запчастей, располагающемся в том же здании (что дико удобно вобщемта). КОЛЯ однако долго крутил деталь в руках и выражал некоторые сомнения по поводу совместимости её с машиной, но прикрутить таки смог (периодически прыгая на одной ноге и отдёргивая из под капота руки с воплями "ай, бля, горячо!").
Не помогло.
Следующим шагом по плану была замена помпы, но тут КОЛЯ решил полазить под капотом с лампой и таки обнаружил, в какие далёкие дали уходил мой тосол. Тосол тёк из радиатора, причём сразу аж из нескольких мест. Дальше был традиционнный монолог про качество оных радиаторов и настоятельная рекомендация "поменять сейчас, пока совсем нахуй всё не потекло". Затраты на ремонт всё увеличивались, что меня совсем не радовало. Но делать было нечего. Пока я ходил домой с целью пополнить запасы финансов в своих карманах, КОЛЯ уже наполовину закончил работу и, по моему возвращению, попивал чаёк с печеньками. Собственно ещё минут 15 работ и вроде бы всё готово, но нет. Со слов КОЛИ - самое страшное было впереди.
Систему охлаждения Калины непонятно зачем усложнили. Эффективнее она от этого не стала, но теперь требовала заправки антифризом под давлением, иначе в системе образовывались воздушные пробки. Ну а поскольку бравый сервис "ещё не совсем ебанулся эти хуевы установки для заправки покупать", тосол просто залили из канистры, а для устранения пробок нужно было выполнить хитрые телодвижения.
Для начала прогрели двигатель до рабочей температуры. А дальше КОЛЯ стал повторять следующий алгоритм: завести машину -> погазовать -> открыть крыжку расширительного бачка -> погазовать -> закрыть крышку -> погазовать -> заглушить машину. И так до достижения полного просветления.
Итерации к четвёртой-пятой, стрелка температуры на приборке добралась уже чуть ли не до 120 градусов, что меня неслабо напрягло, но КОЛЯ ответил что всё ОК и продолжил свои телодвижения. Вдруг из-под капота раздались ПЩЩЩ и бульканье, а стрелка ухнула вниз до 80 градусов. Коля, во всю рожу улыбаясь, заорал "УРА, ПОБЕДА!!!" и чуть не сплясал чечётку.
В общем, кажись, машина была готова к дальнейшей эксплуатации. В сервисе (суммарно за запчасти и работу) я оставил овер 5 килорублей, что несколько превышало мои планы по затратам, но что поделаешь...
Однако, не всё оказалось так хорошо.
После сервиса я поехал на работу, где уже как раз подходило время народной активности, так что мне с ходу сунули заказ на доставку. По пути в адрес начались какие-то странности. Стрелка температуры опять полезла выше, чем надо, а из печки вновь дунуло прохладой.
"Хм..." - подумал я. А что я ещё мог подумать, после ПОТРАЧЕННЫХ 5к? Система охлаждения починена же, может с самой печкой что-то не то? Я решил покрутить те самые крутилки с "блока управления климатом", а конкретно левую, ответственную за температуру (а технически - за заслонку печки). Крутилка как-то нездорово щёлкнула, в машине резко стало ещё холоднее, а из вентиляции натурально полетел снег.
Тут я уже совсем не выдержал. Нервно хихикая, кое-как добрался до адреса, припарковал машину в сугроб, и ушёл относить заказ. После этого потребовался ещё перекур, чтоб прийти в себя.
Всемогущий гугл в процессе набивания запроса уже на "калина за" услужливо подсказывал вариант "калина заслонка печки", что сразу наводило на нехорошие мысли. Беглый обзор пары ссылок задал нужный вектор деятельности. Заглянув под панель, я обнаружил систему, аналогичную той, что была на 99 - тросик и рычажок. Тросику тоже внезапно поплохело и его тупо заклинило. Пришлось отцепить. Рычажок я передвинул и проверил печку - снега больше не было, дуло горячим. Оставался вопрос, как закрепить его в этом положении? На помощь пришла завалявшаяся в машине резинка.
Ну и в дань традициям я не мог обозвать эту штуку иначе как РЕМЕНЬ КОНДИЦИОНЕРА.
Проблемы с печкой на этом были временно решены, но вот температуру периодически продолжало кошмарить. Проездил я так ещё часов пять, пока не встал в ожидании клиента в каком-то дворе, и указатель ОЖ вновь не пополз в сторону 120 градусов. Вспоминая утренние пляски с бубном, я газанул несколько раз, заглушил машину, снова завёл, и ещё раз от души даванул педаль. Из под капота раздался ещё один БУЛЬК и температуру вернулась обратно к норме.
И вот это уже действительно была ПОБЕДА. Двигатель с тех пор не греется выше положенного, а печка стабильно отапливает салон.
P.S. Евробит в качестве музыки в машину для таких вот длинных поездок - охуенен. Во-первых, он крут сам по себе. Во-вторых, под такие электронные запилы за рулём точно не уснёшь. В третьих, его просто дохрена - одних остов от Initial D два десятка альбомов, а сборников Super Eurobeat - тех вообще овер 200.
12 Комментариев
Рекомендуемые комментарии