Перейти к содержанию
  • записей
    48
  • комментариев
    308
  • просмотр
    27721

Записки отщепенца. Транспортный вопрос


Аюпа

1644 просмотра

blog-0289049001397848428.jpg

Собственно, хотел написать пару недель назад, когда был пик авто/транпортных постов, но руки дошли только теперь.

Если коротко: в Вене машина не нужна. Общественный транспорт вполне справляется, дорожная сеть сложная и запутанная (ибо узкие улочки, к тому же достаточно хаотично пересекающиеся друг с другом), парковку в центре найти трудно.

Общественный транспорт представлен следующими основными разновидностями:

1. метро (Унтербан)

2. электрички (Шнелльбан)

3. трамваи (Штрассенбан)

4. автобусы (Бус)

Скоростной транспорт

История. При Франце Иосифе в конце XIX - начале XX вв. провели еще паровозную городскую железную дорогу (Штадтбан).

Wiener_Stadtbahn.png

Проведена она была по-хитрому: южная ветка - по берегу реки Вена, ниже уровня мостов

wienfluss_hietzing.jpg

восточная ветка - таким же макаром по берегу Донауканала, западная лепилась к предгорьям и проходила через разные пригороды, а центральная - по эстакаде, выстроенной посреди бульвара

Настоящего метро в Вене не было аж до 70-х годов (занятно, учитывая, что в Будапеште - второй столице Империи - метрополитен появился в 1896-м году, впервые на Европейском континенте). После ПМВ бабла на пафосные транспортные решения в Австрии не было, после ВМВ - тем более (Австрия к слову в союзнической оккупации пробыла дольше, чем в гитлеровском аншлюсе - с 1945 по 1955 и с 1938 по 1945 соответственно). Потом уже появился статус "самой нейтральной страны после Швейцарии" и все связанные с ним плюшки и рост благосостояния. В 60-70-е годы стали уже и о метро задумываться. Тогда его и стали строить, кое-где юзая старые штадтбановские линии, а кое-где возводя с нуля. Те ветки штадтбана, на которых метро было строить нецелесообразно (конкретно северозападная линия Хюттельдор-Хайлигенштадт и дальше до Хандельскея) были отданы под городскую электричку. Так и получилось, что метро и электричка в Вене отличаются не столько подземностью-наземностью, сколько частотой прохождения поездов (2-10 минут на метро, 15-60 минут на электричке)

Schnellverbindungen_Wien.png

(разноцветные линии - метро, синие - электричка, фиолетовая в левом нижнем углу - междугородний трамвай)

Метро. Пять линий - У1, У2, У3, У4 и внезапно У6. Под У5 прорыли тоннель, но на то, чтобы построить в нем станции бабла уже не хватило. В центральных районах города линии метро проведены под землей - не очень глубоко и как правило непосредственно под крупными улицами (то есть строилось по принципу выкопать канаву - сунуть рельсы - накрыть сверху). По мере удаления от центра линии метро выходят на поверхность и на окраинах проложены по эстакадам. Эстакады обложены рассеивающими решетками, да и сами поезда весьма тихие, так что их вообще не слышно даже при проезде в 20-30 метрах.

С любой станции можно добраться на любую максимум за две пересадки. Если исключить шестую линию - с одной. Станции следуют одна за другой примерно через каждые 700 метров. Например, если заглянуть в тоннель на станции Фолькстеатр, то можно увидеть следующую станцию Музеумсквартир. Оформление станций в основном стандартно-скучное, если они построены с нули, олдскульное - если переделаны из штадтбановских.

800px-Wien_U1_Kaiserm%C3%BChlen.jpg

Станция Кайзермюллен. На заднем плане третья штаб-квартира ООН

800px-Wien_U1_Kaiserm%C3%BChlen_Bahnsteig.jpg

Платформа на той же станции

800px-Wien_-_U-Bahnhof_Taubstummengasse_-_Linie_U1_%286267375042%29.jpg

Станция Таубштумменгассе ("Переулок Глухонемых") куда я езжу на работу

800px-U2_Aspern.JPG

Станция Северный Асперн, открывшаяся в октябре прошлого года. Построена, как можно видеть, в чистом поле. Вообще, этот новый участок ведет к строящемуся микрорайону Зеештадт, и им пользуются в основном строители этого района. Половина поездов на линии в такую даль не едет, а останавливается тремя станциями ранее.

800px-U3_H%C3%BCtteldorfer_Stra%C3%9Fe3.JPG

Станция Хуеттельдорферштрассе/Фейлплац, с которой я обычно еду на работу.

800px-U3_Volkstheater_5-4-2008.jpg

Станция Фолькстеатр считается уникальной по дизайну. По мне - фигня какая-то, если честно

800px-Vienna_subway_U4_Hietzing_station_with_train.jpg

Олдскульная станция Хитцинг

800px-Vienna_laengenfeldgasse.jpg

Соединение 4 и 6 линий на станции Лэнгенфельдгассе. На шестой линии в отличие от остальных не контактный рельс, а провод сверху, как у трамвая, поэтому используются другие вагоны. Я этого не застал, но говорят несколько лет назад по ней трамваи и ездили:

800px-U6_Alterlaa2.JPG

800px-GuentherZ_2013-06-07_0125_Wien_Guertel_LinieU6_Station_Alserstrasse_mit_Bruecken_ueber_die_Joergerstrasse.JPG

Олдскульная станция Альзерштрассе. Вообще большинство надземных станций штадтбана имеют подобную архитектуру.

800px-Pullsharply.jpg

Двери в вагонах старого образца. Пассажиры открывают их вручную, для чего нужно дернуть ручки в разные стороны. Если в одной руке портфель, в другой - пакет с продуктами, то это в общем-то челлендж. В вагонах нового образца чтобы открыть дверь нужно нажать на кнопку.

800px-Innenraum_U-Bahn_Wien_Typ_U.JPG

Внутренняя обстановка вагона

Электричка. Сеть составлена из (1) западной линии Штадтбана, (2) старой венской железной дороги, построенной аж в 1838 году - спустя год после Черепановых и десять лет после Стефенсона, и (3) внутригородских участков линий дальнего следования. Поезда ходят реже, чем в метро, станции стоят примерно вдвое реже, а так все очень похоже. Я живу в данный момент как раз на бывшем штадтбане. Дорога не пользуется большой популярностью, поскольку не ведет с окраины в центр, а соединяет окраины друг с другом. Поэтому по ней ходят короткие поезда, а большая часть платформ наполовину перекрыта. Тем не менее поезда исправно ходят раз в 15 минут. Не помню случая, чтоб в электричке не нашлось сидячих мест (в метро в час пик бывают и давки, хотя, конечно не московских масштабов)

Bf_Wien_Breitensee_2.JPG

Станция электрички Брейтензее, на которой я тащемта живу. Построена архитектором Отто Вагнером при Франце Иосифе и сохраняет более-менее аутентичный дизайн.

800px-Bf_Wien_Hernals_10.JPG

Еще одна вагнеровская станция - Хернальз (на ней я в позапрошлом году траванулся шаурмой до галлюцинаций и сорокоградусной температуры)

800px-Bf_Wien_Oberd%C3%B6bling_5.JPG

Расположенная ниже уровня земли станция Верхний Доблинг

800px-S%C3%BCdbahnhof_S-Bahn_3.jpg

Суровая современность - станция Квартир-Бельведер

800px-Bf_Wien_St._Marx_3.JPG

Суровая современность 2 - станция Биоцентр Святого Маркса

Дальше должно быть описание уличного транспорта и потом про систему проездных, но что-то количество фоток на викимедии меня подкосило. То ли тут транспортные маньяки такие скрупулезные, то ли Винер-Линиен так себя пиарят, но сфотографирован каждый кустик на каждой станции.

Так что на сегодня я кончаю, продолжение следует.

5 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...