Хаяо Миядзаки "Ветер крепчает"
i
Уведомление:
Да, я понимаю, нужно было отписаться в теме студии Гибли, но сорри, отзыв получился каким-то сильно личным, так что пусть будет так
Уведомление:
Да, я понимаю, нужно было отписаться в теме студии Гибли, но сорри, отзыв получился каким-то сильно личным, так что пусть будет так
(Поза)вчера вечером, после рабочего дня (хотелось бы конечно написать, что я весь этот день проводил эксперименты, но это будет неправдой - эксперимент мы провели в среду, а в пятницу я в основном писал всякую фигню в диссер) я сел смотреть крайнее творение Хаяо-сэнсэя. Перед тем у меня было:
- Общее знание о том, что фильм про авиаконструктора, в частности много места уделено его внутренним фантазиям. Это толсто намекало на винрар, катарсис, эмпатическое самоотождествление с героем и так далее, но на фоне остальных работ сэнсэя смотрелось несколько неожиданно.
- Опыт просмотра прежних работ сэнсэя, которые из того не очень многого (по местным меркам), что я смотрел в аниме, да и вообще в мультипликации, смотрятся на голову выше всего остального, кроме работ Мамору Осии. Разумом я осознавал, что до Порко Россо скорее всего просто недорос, а лучшее - это УП и ХЗ. А вот самой любимой у него для меня вещью остается Принцесса Мононокэ, пусть я и признаю, что УП и ХЗ объективно качественнее.
- Рекомендация от папы в том ключе, что он мне завидует, что мне только предстоит познакомиться с этим шедевром.
Я сел смотреть и произошло редкое событие. Я ждал шедевра и это внезапно действительно оказался шедевр. Про рисовку, синхронизацию с музыкой и медитативный ритм говорить нет особого смысла - они так же великолепны, как и обычно. Особенно интересны городские пейзажи предвоенной Японии с набережными, трамваями, ангарами и паровозами. Герой - в какой-то степени идеальная я-концепция ученого-инженера: работающий прежде всего во имя красоты замысла, мечтательный, трудолюбивый, упорный, романтичный и т.д. Мне кажется, во всех нас, где-то в глубине это сидит и невозможно это убить, даже навалив сверху большую кучу цинизма, стяжательства и зарабатывания денег. Офигенно вышел начальник - эмоциональный коротышка - и добродушный надначальник, который у меня почему-то сразу заассоциировался с Туполевым может из-за советского на вид серого костюма. Папа, кстати, сказал, что в фильме определенно есть мотивы, заимствованные из старых советских фильмов про конструкторов - Курчатова, Королева, того же Туполева. И да есть аж один кадр с православными куполамми, весьма красивый.
Может быть для полной идеальности не хватило идеи работы "для людей". По сути противоборствует индивидуалистичное желание гг "делать красивые самолеты" и ужасы войны, к коим применение этих самолетов приводит. Но ведь есть еще и третий путь - спасение челюскинцев со льдины и доставка помощи в отдаленные районы, в общем "мирный атом". Впрочем, сиесть скорее русская парадигма, так что претензий с этой стороны у меня нет никаких. (есть еще и четвертый путь - экскурсионные полеты, развлечения и айфонщина, но в данном контексте - идет он в задницу)
Это - единственный фильм Миядзаки, который можно назвать трагическим. Давненько не помню, чтобы смерть возлюбленной гг производила такой сильный хнык-эффект (нота бене, и тян, и сестренка гг - патентованные миядзаковские няши). Вообще воздействие на чувства очень сильное - как будто смотришь не фильм, а сон. Мне кажется, это ощущение дорогого стоит, ведь мы сопереживаем героям своих снов, горюем из-за их несчастий, тем паче гибели, радуемся их счастью изначально - потому что мы испытываем эти эмоции, а не потому, что у на такие ассоциации и добиться этих ассоциаций так чтобы оно было незаметно - вот что есть настоящее искусство.
В общем, давненько я не помню, чтобы какое-либо худпроизведение давало столь сильный эмоциональный эффект. Пожалуй, предыдущий случай - Вита Ностра супругов Дяченко, но ее после прочтения хотелось забыть как страшный сон, здесь же ощущения несмотря ни на что все-таки светлые.
Миядзаки сказал, что это его последняя работа. Справедливости ради стоит отметить, что то же самое он говорил после Принцессы Мононокэ, но слова не сдержал. Посмотрим, что будет дальше. Ясно одно - финальный штрих оказался самым ярким и одновременно самым тонким. Это выше, чем ХЗ и УП, это обнимает Порко Россо и пока у меня ощущение, что это мне нравится как минимум так же, как и Принцесса.
...
Когда я закончил смотреть фильм, мой комп ушел обновляться. Ожидая выполнения процедуры я вышел на балкон, подышать свежим воздухом. В небе горели звезды. Я смотрел на них и неожиданно прямо надо мной прочертил небо метеор. Никогда такого раньше не видел - все-таки в городах нечасто дается возможность поразглядывать чистое звездное небо над головой.
Это было... символично.
3 Комментария
Рекомендуемые комментарии