Перейти к содержанию
  • записей
    17
  • комментариев
    677
  • просмотра
    10662

Почему я люблю Евангелион


FunBotan

4364 просмотра

http://streamnotes.blogspot.ru/2016/04/blog-post.html
Казалось бы, причем тут...

 

--------------------------------------

 

"Признак первосортных мозгов — это умение держать в голове две взаимоисключающие мысли одновременно, не теряя при этом способности мыслить." - Фрэнсис Скотт Фицджеральд.

 

С тех пор, как я прочитал эту фразу, мне не давал покоя вопрос: имеет ли она в действительности смысл или это просто очередной набор слов, который повторяют дураки, чтобы казаться умнее? Чтобы понять это, мне нужен был хороший пример. Теория относительности с квантовой механикой, которые сразу напрашиваются - слишком "сухой" вариант; явно не то, что имел в виду автор. И я нашел кое-что получше.

 

Многих рано или поздно начинает заботить вопрос потребления в пищу мяса. И здесь мы имеем как раз те самые взаимоисключающие доводы. Довод за - неспособность человеческого организма синтезировать все необходимые для жизни вещества из чисто растительного рациона. Довод против - простейшая этика. Нужно выбрать что-то одно; другого ответа для первого шага действительно нет. Проблема появляется, когда выбор уже сделан. Чувство неправильности своего решения (а неправильны, очевидно, оба варианта) начинает доставлять человеку психический или физический - в зависимости от выбора - дискомфорт, и его психика начинает строить компенсаторный механизм. В результате ее работы отбрасывается вся рефлексия; чем дальше она заходит, тем фанатичнее человек цепляется за уже сделанный выбор, не желая даже осознавать возможность противоположного. (Вы уже заметили интересную параллель?)

 

Такое самооправдание имело смысл ровно до момента появления ГМО - потенциально универсального решения всех пищевых проблем. Но страдающие от внутренних противоречий люди не ринулись восторгаться новой технологией и понтоваться тарелками ГМ-продуктов, как айфонами; скорее, произошло строго обратное: предметом понта стала лицемерная бирка "Не содержит ГМО" (быть может, потому, что за нее, как и за айфоны, доплачивают бешеные деньги?). Мы уже сегодня могли бы иметь растения, производящие все животно-специфические соединения, которые нам необходимы, и растущие хоть на подоконнике, но ресурсов нет даже на несчастный золотой рис. Вместо этого процветает пищевая мафия, торгующая хлебом по 500 рублей за батон и лоббирующая законы, направленные против ГМО в частности и науки в целом, пока в других частях света орудует мучительная голодная смерть.

 

Вопрос о том, что мы будем делать с генетически модифицированными китайскими суперсолдатами, которые лет через 20-30 придут забирать сначала Азию, а затем и Европу, я оставлю читателям для самостоятельного обдумывания.

 

Теперь параллель, упомянутая ранее, уже должна быть очевидна: это вечная борьба науки и религии. За то, что она до сих пор ведется, отвечают те же самые компенсаторные механизмы: слишком мало людей готовы отказаться от привычного для себя понимания мира, сколь бы абсурдным и вредным оно не было. И отсюда уже становится видно, что цитата, с которой я начал, применима и в этом случае. Теперь взаимоисключающими идеями являются вопиющая несправедливость природы - с ее естественным отбором и Вторым законом термодинамики - и ее невообразимо сложная красота; иными словами, то, что природа не придерживается объективной морали, которую сама же и закодировала в наших генах. Чтобы принять этот факт, нужны смелость и честность, которых хватает далеко не всем. И здесь естественным образом возникает религия, в конечном итоге лишь делающая мир еще менее справедливым.

 

Отсюда простой вывод: необходимо бороться с дихотомическим мышлением. Способность мозга не зависать на противоречиях можно тренировать: в конце концов, она и отличает человека от машины. Это не так сложно: нужно лишь почаще сталкиваться с дилеммами. Как вариант, для этого можно использовать соответствующие художественные произведения. Не следует бояться фрустрации: зачастую это чувство означает, что вы становитесь лучше. А вместе с вами - и весь мир.

 

Закончить я хочу прекрасными словами Томаса Генри Хаксли, смысл которых, к сожалению, до сих не понятен всем:
"Давайте поймем раз и навсегда, что этический прогресс общества строится не на подражании космическому процессу и тем более не на бегстве от него, а на противостоянии ему".

67 Комментариев


Рекомендуемые комментарии



  В 12.05.2016 в 22:21, Daniel5555 сказал:
И это не просто мое мнение в данном случае - их интеллект не сложно измерить визуально, а на основе характеристик их мозга - тем более.

Я имею в виду, что все утверждения относительно квалиа - твое мнение.

 

  В 12.05.2016 в 22:21, Daniel5555 сказал:
Но на практике сейчас разум находится в мозге, а мозг, в свою очередь, является имплементацией информации, которая заложена в ДНК. Поэтому проще всего идти именно от ДНК вместо того, чтобы пытаться дать четкое определение разуму. Тем более, что эта методика работает.
  В 12.05.2016 в 22:00, FunBotan сказал:
Когда проблема возникнет - решать ее будет уже некогда.

 

  В 12.05.2016 в 22:21, Daniel5555 сказал:
Разбирать гипотетические примеры с киборгами и прочим интересно, конечно, но мне нужна работающая этика сегодня, сейчас.

"Мне нужно 100500 мегаватт энергии сейчас, и плевать, что через 50 лет нефть закончится, а большая часть планеты превратится в пустыню".

 

  В 12.05.2016 в 22:21, Daniel5555 сказал:
Из раковых клеток люди не вырастают пока что.

При большом желании из любой клетки человека можно вырастить цельного человека.

 

  В 12.05.2016 в 22:21, Daniel5555 сказал:
Хорошо. Каким образом из появления этих суперлюдей в будущем вытекает следствие, что мне сейчас неэтично разводить животных ради еды?

Из этого следует необходимость в разработке новой этики с большей областью применимости. А куда она нас заведет - это уже следующий вопрос.

 

  В 12.05.2016 в 22:21, Daniel5555 сказал:
А почему бы и нет, собственно?

Тогда почему не применить ее и к шимпанзе?

Ссылка на комментарий
  В 13.05.2016 в 09:15, FunBotan сказал:
"Мне нужно 100500 мегаватт энергии сейчас, и плевать, что через 50 лет нефть закончится, а большая часть планеты превратится в пустыню".

Я думаю, ты понимаешь, что эта аналогия совершенна неприменима к этой ситуации. Этическая система, в которой этично использовать животных для нужд человека, никоим образом не ведет к катастрофическим последствиям.

 

  В 13.05.2016 в 09:15, FunBotan сказал:
При большом желании из любой клетки человека можно вырастить цельного человека.

Раковые клетки являются мутантами. Это не клетки человека. Как минимум, это очень больные клетки, которые должны быть по отдельности.

 

  В 13.05.2016 в 09:15, FunBotan сказал:
Из этого следует необходимость в разработке новой этики с большей областью применимости. А куда она нас заведет - это уже следующий вопрос.

Я все еще не вижу, даже если считать, что нужна новая этика, откуда следует, что использование животных является неэтичным.

 

  В 13.05.2016 в 09:15, FunBotan сказал:
Тогда почему не применить ее и к шимпанзе?

Потому что шимпанзе не относится к семейству людей. По каким критериям разделяют одно от другого - это вопрос биологии, а не этики.

Ссылка на комментарий
  В 13.05.2016 в 23:18, Daniel5555 сказал:

Я думаю, ты понимаешь, что эта аналогия совершенна неприменима к этой ситуации. Этическая система, в которой этично использовать животных для нужд человека, никоим образом не ведет к катастрофическим последствиям.

Как сказать. В 19 веке тоже никто не подозревал, что сжигание ископаемого топлива хотя бы теоретически может привести к катастрофическим последствиям. Я знаю, что это плохой аргумент.

Дело даже не в этом. Ты ведь и сам не считаешь, что этика основана исключительно на расчете риска от тех или иных действий для себя или своих генов? Иначе так бы и ответил на

  В 12.05.2016 в 20:18, FunBotan сказал:

Тогда уж давай для начала выясним, какие есть основания к этике вообще, если не считать явного убытка от некоторых поступков, который, однако, присутствует далеко не всегда.

  В 13.05.2016 в 23:18, Daniel5555 сказал:

Раковые клетки являются мутантами. Это не клетки человека. Как минимум, это очень больные клетки, которые должны быть по отдельности.

Ну вон у тасманских дьяволов определенные раковые клетки умеют формировать едва ли не самостоятельные (паразитические, конечно) организмы. У собак есть что-то похожее (заразный рак). Геном у вида-хозяина и его паразита практически идентичен. Значит ли это их этическую идентичность?

 

  В 13.05.2016 в 23:18, Daniel5555 сказал:

Я все еще не вижу, даже если считать, что нужна новая этика, откуда следует, что использование животных является неэтичным.

Хотя бы потому, что в этой новой этике станет невозможным четкое разграничение человек-нечеловек. Поэтому в пределе мы будем вынуждены применять человеческую этику ко всему спектру жизни.

Это если считать, что мы не разберемся с вопросом сознания. Если разберемся - неопределенности поубавится, но далеко не факт, что в результате мы не найдем сознания у тихоходок.

 

  В 13.05.2016 в 23:18, Daniel5555 сказал:

Потому что шимпанзе не относится к семейству людей. По каким критериям разделяют одно от другого - это вопрос биологии, а не этики.

Про это как раз Докинз много писал. Поскольку я все равно уже начал внаглую копипастить его аргументы (да впрочем, и исходный тезис поста по большей части принадлежит ему), лучше сразу всю статью кину.

  Показать контент
Ссылка на комментарий
  В 14.05.2016 в 13:54, FunBotan сказал:
Дело даже не в этом. Ты ведь и сам не считаешь, что этика основана исключительно на расчете риска от тех или иных действий для себя или своих генов? Иначе так бы и ответил на

Нет, я так не считаю.

 

  В 14.05.2016 в 13:54, FunBotan сказал:
Ну вон у тасманских дьяволов определенные раковые клетки умеют формировать едва ли не самостоятельные (паразитические, конечно) организмы. У собак есть что-то похожее (заразный рак). Геном у вида-хозяина и его паразита практически идентичен. Значит ли это их этическую идентичность?

Проблема в том, что ты пытаешься применить мой метод, который сделан для решения одной проблемы, к совершенно другой проблеме, и на основе его неприменимости, ты пытаешься привести вывод к тому, что в целом метод неверный.

 

Нам необходимо однозначно идентифицировать принадлежность организма к тому или иному виду. ДНК позволяет это сделать с практически абсолютной точностью, и это решает проблему типа "Что считать человеком (без входа в бесконечный философский спор)?". Биологические курьезы типа раковых клеток тасманских дъяволов ну никак не мешают производить эту операцию хотя бы потому, что мы никак не можем перепутать раковые клетки с нормальным организмом.

 

Во-первых, в абсолютном большинстве случаев, раковые клетки идентифицируются по мутациям в ДНК.

Во-вторых, в тех редких случаях, когда ДНК идентичное, есть чуть более чем дофига других критериев, по которым можно однозначно определить раковую клетку. ДНК-анализ, собственно, даже в обычном случае это оверкилл.

 

  В 14.05.2016 в 13:54, FunBotan сказал:
Хотя бы потому, что в этой новой этике станет невозможным четкое разграничение человек-нечеловек. Поэтому в пределе мы будем вынуждены применять человеческую этику ко всему спектру жизни.
Это если считать, что мы не разберемся с вопросом сознания. Если разберемся - неопределенности поубавится, но далеко не факт, что в результате мы не найдем сознания у тихоходок.

Я не вижу причин, по котором оно будет невозможным.

 

Сейчас я разграничиваю человека от остальных животных по наличию человеческого сознания, человеческого интеллекта и эмоций. Так как я не могу дать четкого определения этим понятиям, но так же нет никаких сомнений, что они есть, я выбираю более легкий подход - через наличие развитого неокортекса, так как по нему можно визуально определить интеллектуальное развитие вида. У человека уникальный из ныне живущих видов неокортекс, поэтому это является однозначным критерием.

 

Когда неокортекс недоступен или еще неразвит, можно просто определить по ДНК, является ли данный субъект человеком, вот и все. Весь нехитрый этический критерий.

 

Если когда-нибудь появится что-то с сознанием, подобным сознанию человека, но без возможности идентификации по неокортексу или ДНК, мы просто добавим другой критерий, который позволит сделать разграничение по этому признаку. Вот и все.

 

И не требуется давать улиткам те же права, что и людям.

 

  В 14.05.2016 в 13:54, FunBotan сказал:
Про это как раз Докинз много писал. Поскольку я все равно уже начал внаглую копипастить его аргументы (да впрочем, и исходный тезис поста по большей части принадлежит ему), лучше сразу всю статью кину.

Я нигде не использую наличие какого-то там родства или длину цепочки между одним видом до другого. Для меня важен неокортекс и его развитость (о чем, собственно, сам Докинз упоминает, когда рассуждает об интеллекте коров). Так уж получилось, что у всех представителей семейства людей имеется развитый неокортекс, который можно было бы отличить от неокортекса остальных.

Ссылка на комментарий

Ок, на данный момент вся проблема свелась к этому вопросу:

  В 15.05.2016 в 11:48, Daniel5555 сказал:
Если когда-нибудь появится что-то с сознанием, подобным сознанию человека, но без возможности идентификации по неокортексу или ДНК, мы просто добавим другой критерий, который позволит сделать разграничение по этому признаку. Вот и все.

Во-первых, это решение, чисто концептуально недостойное нашего уровня развития. Примерно как индийский код, состоящий из switch-case на 95%.

Во-вторых, ты не можешь доказать, что нужно использовать именно эти критерии, а не любые другие => это открывает дорогу тем же фашистам с их "усилением критериев". Да даже и без них, такое отставание этики от технологии породит в обществе жестокие конфликты (тут как раз новый Deus Ex об этом выходит).

В-третьих, ты даже не сможешь понять, что нашел "что-то с сознанием", не зная заранее, по каким критериям это определить.

Про принцип заурядности я вообще молчу.

Ссылка на комментарий
  В 15.05.2016 в 16:23, FunBotan сказал:

Ок, на данный момент вся проблема свелась к этому вопросу:

 

 

Во-первых, это решение, чисто концептуально недостойное нашего уровня развития. Примерно как индийский код, состоящий из switch-case на 95%.

Во-вторых, ты не можешь доказать, что нужно использовать именно эти критерии, а не любые другие => это открывает дорогу тем же фашистам с их "усилением критериев". Да даже и без них, такое отставание этики от технологии породит в обществе жестокие конфликты (тут как раз новый Deus Ex об этом выходит).

В-третьих, ты даже не сможешь понять, что нашел "что-то с сознанием", не зная заранее, по каким критериям это определить.

Про принцип заурядности я вообще молчу.

 

Я не понял аналогии со switch-case, если честно, но насчет критериев: я не знаю, как ты можешь знать, что подобные критерии невозможно доказать. В плане нынешних критериев все предельно четко. В плане будущих критериев, я могу только догадываться, какими они могут быть, но они явно будут иметь так или иначе какую-то материальную основу. Сознание не появляется из ничего, так же как интеллект и все остальное. Для человека опорой сознания является его мозг, так что я думаю,что и в будущем можно будет найти материальное начало любой сознательной деятельности.

 

Я ограничен в критериях, по которым я определяю сознание, но это лучшее решение, чем считать, что сознание человека и других животных ничем не отличается. Границу все равно придется где-то проводить и ее лучше проводить по научным критериям, а не по эмоциональным критериям. В данный момент по научным критериям, мы знаем у кого наиболее развитый мозг, а, следовательно, и сознание.

 

Я против отставания этики от технологии. Собственно, опираясь на нейрологию, я и стараюсь это расстояние сократить. Я не вижу, чтобы другая этика стояла ближе к этим самым технологиям. Если мы сотрем границу между людьми и животными, в этическом плане, с моей точки зрения, это приведет к катастрофе. Это либо приведет к тому, что мы будем вынуждены отказаться от медицинских исследований и потребления в пищу мяса, либо жизнь человека будет признана не более ценной, чем жизнь собаки или коровы. При обоих вариантах это нанесет прямой вред людям в целом. И к тому же, я повторюсь, эта этика не основана на чем-то научном или логичном.

 

Если нашу жизнь совершенно не ценит некая иная сущность, мы совершенно не обязаны ценить жизнь этой самой сущности. Это элементарный принцип взаимосуществования - я отвечаю на наезды, но не наезжаю первым. И это никак не может нас принизить перед кем-то - мы единственные, кто оценивает себя по факту.

Ссылка на комментарий
  В 15.05.2016 в 21:27, Daniel5555 сказал:

я не знаю, как ты можешь знать, что подобные критерии невозможно доказать.

Вообще-то я уже несколько постов занимаюсь обоснованием этого.

Я еще могу поверить в достаточность этого критерия, но не в необходимость.

 

  В 15.05.2016 в 21:27, Daniel5555 сказал:

В плане будущих критериев, я могу только догадываться, какими они могут быть, но они явно будут иметь так или иначе какую-то материальную основу. Сознание не появляется из ничего, так же как интеллект и все остальное. Для человека опорой сознания является его мозг, так что я думаю,что и в будущем можно будет найти материальное начало любой сознательной деятельности.

Я тоже на это надеюсь.

 

  В 15.05.2016 в 21:27, Daniel5555 сказал:

Я ограничен в критериях, по которым я определяю сознание, но это лучшее решение, чем считать, что сознание человека и других животных ничем не отличается. Границу все равно придется где-то проводить и ее лучше проводить по научным критериям, а не по эмоциональным критериям. В данный момент по научным критериям, мы знаем у кого наиболее развитый мозг, а, следовательно, и сознание.

У тебя тут порочный круг получился. Пока все не-люди воспринимаются как объекты - естественно, субъектам выгоднее так это и оставлять.

 

  В 15.05.2016 в 21:27, Daniel5555 сказал:

Если мы сотрем границу между людьми и животными, в этическом плане, с моей точки зрения, это приведет к катастрофе.

Я уже три страницы пытаюсь объяснить, что эта граница, как и многие другие, существует сугубо на бумаге.

 

  В 15.05.2016 в 21:27, Daniel5555 сказал:

Это либо приведет к тому, что мы будем вынуждены отказаться от медицинских исследований и потребления в пищу мяса, либо жизнь человека будет признана не более ценной, чем жизнь собаки или коровы. При обоих вариантах это нанесет прямой вред людям в целом. И к тому же, я повторюсь, эта этика не основана на чем-то научном или логичном.

Если говорить о практике, я не предлагаю приравнивать корову к человеку. Я хочу, чтобы, при наличии выбора, этика и закон (доколе мы все равно никуда не денемся от законов) обязывали людей выбирать то, что выгоднее всем живым существам вместе взятым, а не только им самим. То есть: не есть мяса, если существует полноценная замена; не носить натуральные мех/кожу/шелк/etc; никаких охот, рыбалок и коррид, естественно. И так далее. Абсолютно никакого вреда людям это не нанесет, им лишь нужно будет подкорректировать свои привычки.

  В 14.05.2016 в 13:54, FunBotan сказал:
Поэтому в пределе мы будем вынуждены применять человеческую этику ко всему спектру жизни.

 

  В 15.05.2016 в 21:27, Daniel5555 сказал:

Это элементарный принцип взаимосуществования - я отвечаю на наезды, но не наезжаю первым.

Т.е. самый успешный инвазивный вид за последнюю сотню миллионов лет ни на кого не наезжал первым?

В случае с агрессивными инопланетянами, скажем, это было бы верно. Но не здесь.

 

Релейтед:

Ссылка на комментарий
  В 15.05.2016 в 22:33, FunBotan сказал:
У тебя тут порочный круг получился. Пока все не-люди воспринимаются как объекты - естественно, субъектам выгоднее так это и оставлять.

Я не воспринимаю их как объекты. То, что к ним неприменима та же этика, что к людям, не означает, что к ним вообще не может быть применима какая-либо этика.

 

 

 

  В 15.05.2016 в 22:33, FunBotan сказал:
Я уже три страницы пытаюсь объяснить, что эта граница, как и многие другие, существует сугубо на бумаге.

Ну, я вижу эту границу в физическом мире, а именно она обоснована структурой мозга.

 

 

 

  В 15.05.2016 в 22:33, FunBotan сказал:
Если говорить о практике, я не предлагаю приравнивать корову к человеку. Я хочу, чтобы, при наличии выбора, этика и закон (доколе мы все равно никуда не денемся от законов) обязывали людей выбирать то, что выгоднее всем живым существам вместе взятым, а не только им самим. То есть: не есть мяса, если существует полноценная замена; не носить натуральные мех/кожу/шелк/etc; никаких охот, рыбалок и коррид, естественно. И так далее. Абсолютно никакого вреда людям это не нанесет, им лишь нужно будет подкорректировать свои привычки.

В данном случае ты обязываешь человека определять за животных, что является для них наиболее выгодным. Что идентично той ситуации, которая происходит сейчас, просто ты навязываешь другим людям определенную этику. То есть животные здесь вообще непричем, это все связано с людьми.

Как простой пример: если ты считаешь, что корриду следует отменить, потому что это выгодно быкам, это, как минимум, сомнительно, потому что без корриды этот вид быков просто вымрет - он не используется в сельском хозяйстве из-за своей агрессивности. И спросить ты у быков не можешь, чего они хотят.

 

Далее, когда ты говоришь о законах, которые устанавливают такие вещи, как можно ли есть мясо и какую одежду можно носить, ты переходишь грань, которая очень опасная.

 

Плюс: что делать с медицинскими исследованиями?

 

 

 

  В 15.05.2016 в 22:33, FunBotan сказал:
Т.е. самый успешный инвазивный вид за последнюю сотню миллионов лет ни на кого не наезжал первым?

Изначально все на всех наезжали. У животных нет ничего близкого к этике и беззащитных людей они кушали бы с большим удовольствием.

 

Что касается ситуации сейчас - люди в целом движутся к охране природы, охране редких видов... С этим огромное число проблем, но в рамках этого движения, которое в целом уже однозначно направлено, никаких наездов на природу нет.

Ссылка на комментарий
  В 17.05.2016 в 22:02, Daniel5555 сказал:

Я не воспринимаю их как объекты. То, что к ним неприменима та же этика, что к людям, не означает, что к ним вообще не может быть применима какая-либо этика.

К чему и была аналогия со switch-case'ами.

 

  В 17.05.2016 в 22:02, Daniel5555 сказал:

Ну, я вижу эту границу в физическом мире, а именно она обоснована структурой мозга.

Ты так и не привел никаких доказательств связи именно сознания с именно неокортексом. Если бы, например, МРТ показывало, что неокортекс спящего человека значительно менее активен, чем у бодрствующего, а все остальное не меняется - это было бы прямым доказательством твоего тезиса даже с учетом отсутствия определения сознания. Но это не так.

Что касается экспериментов с удалением частей мозга - они слишком ненадежны. Никто не знает, что еще ломается при удалении неокортекса - может, через него проходит нервный путь, критичный для других частей, или еще что. Это же не дискретные платы компьютера, а единая, жестко связанная система.

 

  В 17.05.2016 в 22:02, Daniel5555 сказал:

В данном случае ты обязываешь человека определять за животных, что является для них наиболее выгодным. Что идентично той ситуации, которая происходит сейчас, просто ты навязываешь другим людям определенную этику. То есть животные здесь вообще непричем, это все связано с людьми.Как простой пример: если ты считаешь, что корриду следует отменить, потому что это выгодно быкам, это, как минимум, сомнительно, потому что без корриды этот вид быков просто вымрет - он не используется в сельском хозяйстве из-за своей агрессивности. И спросить ты у быков не можешь, чего они хотят.

Ну да. Я здесь уже отталкиваюсь от того, что сознание хотя бы млекопитающих можно приближенно считать человеческим. А человек, как мне кажется, предпочтет бессмысленной жизни и мучительной смерти нерождение. А вообще это в чистом виде аргумент американских политиков против вывода войск с Ближнего востока.

 

  В 17.05.2016 в 22:02, Daniel5555 сказал:

Далее, когда ты говоришь о законах, которые устанавливают такие вещи, как можно ли есть мясо и какую одежду можно носить, ты переходишь грань, которая очень опасная.

Согласен. Но дело в том, что законодатели уже давно перешли и эту черту, и многие после нее. В идеале от них вообще надо избавляться (о чем у меня как раз был пост), но на данный момент я не вижу никаких опасных последствий у предложенного закона. Если можешь придумать конкретный способ его эксплуатации - с интересом почитаю.

 

  В 17.05.2016 в 22:02, Daniel5555 сказал:

Плюс: что делать с медицинскими исследованиями?

Пока - ничего. В ближайшем будущем перейти на моделирование везде, где это возможно. Количественно жертвы промышленности на многие порядки превосходят жертвы науки, так что это проблема не первого плана.

 

  В 17.05.2016 в 22:02, Daniel5555 сказал:

Что касается ситуации сейчас - люди в целом движутся к охране природы, охране редких видов... С этим огромное число проблем, но в рамках этого движения, которое в целом уже однозначно направлено, никаких наездов на природу нет.

Потому что начали опасаться за собственное благополучие. Оно конечно тоже хорошо, но к этике имеет мало отношения.

Ссылка на комментарий

Мой запоздавший ответ...

 

  В 18.05.2016 в 08:25, FunBotan сказал:
Ты так и не привел никаких доказательств связи именно сознания с именно неокортексом. Если бы, например, МРТ показывало, что неокортекс спящего человека значительно менее активен, чем у бодрствующего, а все остальное не меняется - это было бы прямым доказательством твоего тезиса даже с учетом отсутствия определения сознания. Но это не так.

В моем понимании в данном случае сознание подразумевает высокий интеллект, а связь интеллекта с неокортексом вполне себе доказана.

 

  В 18.05.2016 в 08:25, FunBotan сказал:
Ну да. Я здесь уже отталкиваюсь от того, что сознание хотя бы млекопитающих можно приближенно считать человеческим. А человек, как мне кажется, предпочтет бессмысленной жизни и мучительной смерти нерождение.

А другой человек не предпочтет. И вообще логика "человек на месте быка предпочел бы" является по определению ошибочной. Люди не могут быть на его месте, поэтому любые предположения не являются основанными на чем-то фактическом.

 

  В 18.05.2016 в 08:25, FunBotan сказал:
Согласен. Но дело в том, что законодатели уже давно перешли и эту черту, и многие после нее. В идеале от них вообще надо избавляться (о чем у меня как раз был пост), но на данный момент я не вижу никаких опасных последствий у предложенного закона. Если можешь придумать конкретный способ его эксплуатации - с интересом почитаю.

Опасное последствие номер один - охотники регулируют численность определенных видов. Без спланированных акций по регулированию численности хищников, они могут, например, истребить другие виды, после чего остаться без еды самим - проблемы с экологией.

Опасное последствие номер два - запрет на истребление бродячих собак, а так же голубей, чаек, крыс и так далее. Последствие - распространение болезней в городах, смерть людей.

Номер три - если нельзя есть мясо, это может очень плохо сказаться на диете и здоровье некоторых людей. Те, кто хотят, скажем, набрать массу, окажутся в полном пролете, разве что им придется есть килограммами яйца...

Одежда из синтетики - она хуже для экологии, чем одежда из натуральных материалов.

 

Этот список можно продолжить.

 

В целом, вся эта этика направлена на то, чтобы изменить уклад жизни отдельных людей таким образом, как это хочется другим людям. Животные как-то не при делах вообще. Это малосовместимо с индивидуальными правами в целом, так как в рамках этой этики правы всегда те люди, которые устанавливают, где проходит грань между "сознанием, похожим на человеческое" и всем остальным. Если они захотят запретить рыбалку, потому что по их мнению сознание рыб вдруг стало входить в защищенную категорию, то так и будет. Мнение же тех, кто считает, что "сознанием, похожим на человеческое" обладает только человек, не учитывается.

Ссылка на комментарий
  В 21.05.2016 в 23:25, Daniel5555 сказал:

В моем понимании в данном случае сознание подразумевает высокий интеллект

Ээ, то ли где-то произошла подмена тезиса, то ли я неправильно его понял изначально.

 

  В 21.05.2016 в 23:25, Daniel5555 сказал:

А другой человек не предпочтет. И вообще логика "человек на месте быка предпочел бы" является по определению ошибочной. Люди не могут быть на его месте, поэтому любые предположения не являются основанными на чем-то фактическом.

Ок, переформулирую так: стерилизовать оставшихся представителей все равно обреченного на скорое вымирание вида будет куда гуманнее. чем продолжать их убивать.

 

  В 21.05.2016 в 23:25, Daniel5555 сказал:

Опасное последствие номер один - охотники регулируют численность определенных видов. Без спланированных акций по регулированию численности хищников, они могут, например, истребить другие виды, после чего остаться без еды самим - проблемы с экологией.

Поправь меня, если ошибаюсь, но вроде как проблема с дисбалансом популяций изначально и была создана охотниками. И в таком случае мы имеем очередной экземпляр проблемы ВБВ (здесь и далее: проблема вывода войск с ближнего востока).

  В 21.05.2016 в 23:25, Daniel5555 сказал:

Опасное последствие номер два - запрет на истребление бродячих собак, а так же голубей, чаек, крыс и так далее. Последствие - распространение болезней в городах, смерть людей.

Ни разу не слышал, кстати, чтобы голуби и чайки становились опасными для людей. Это где такое происходит? И не решается ли вопрос запретом на их подкармливание?

По части бродячих собак у меня есть теоретическое решение. Можно обязать заводчиков собак регистрировать их в какой-то общенациональной общедоступной базе данных, сохраняя достаточно информации, чтобы впоследствии данную собаку можно было однозначно опознать. И затем, если зарегистрированная собака была обнаружена на улице в качестве бездомной, владелец облагается таким штрафом, что экономически целесообразнее для него вышло бы содержать и эту собаку, и ее потомство до конца их дней (а часть этого штрафа получает сообщивший о собаке гражданин в качестве вознаграждения, дабы закон мог реально работать). Хотя это не решает вопроса о том, что делать с уже существующими собаками, то есть очередной проблемы ВБВ.

  В 21.05.2016 в 23:25, Daniel5555 сказал:

Номер три - если нельзя есть мясо, это может очень плохо сказаться на диете и здоровье некоторых людей.

  В 15.05.2016 в 22:33, FunBotan сказал:

То есть: не есть мяса, если существует полноценная замена

Я и сам отношусь к этим "некоторым людям", отчего меня и бомбит.

 

  В 21.05.2016 в 23:25, Daniel5555 сказал:

Одежда из синтетики - она хуже для экологии, чем одежда из натуральных материалов.

Найти биоразлагаемый материал с теми же или лучшими свойствами сегодня - дело техники. Нужно только, чтобы кому-то это стало выгодно. Плюс остается "возобновляемая шерсть", например овечья. Уверен, что при должной обработке из нее можно сделать куда больше продуктов.

  В 21.05.2016 в 23:25, Daniel5555 сказал:

в рамках этой этики правы всегда те люди, которые устанавливают, где проходит грань между "сознанием, похожим на человеческое" и всем остальным.

О, вот мы и вернулись к ключевому моменту, который мне, видимо, так и не удалось разъяснить.

Моей конечной целью является разрушение этой грани. Просто даже самому упоротому вегану очевидно, что уничтожить ее в одночасье невозможно. Поэтому я предлагаю небольшие шаги, каждый из которых отодвигает грань чуть дальше.

Если ты согласен с тем, что в природе в принципе не бывает дискретности (опуская квантмех и прочие предельные случаи), а также с эволюционным происхождением человека, то ты неизбежно должен согласиться и с тем, что такой сложный признак, как сознание, не мог просто взять и появиться за бесконечно малый по эволюционным меркам промежуток времени. То есть я даже не обязан доказывать тебе отсутствие сабжевой грани в реальном мире. Получается, что мы имеем несоответствие между нашей этикой и реальностью. А опасность таких несоответствий нам очень хорошо известна. Они ответственны за все систематическое зло в истории, будь то инквизиция, фашизм, дискриминация по любому признаку и т.д. Потому что единственный надежный способ заставить хорошего человека (коих, я верю, в мире большинство) делать зло - подсунуть ему неверную этику.

В пределе же моя мечта - создание устойчивой этики, которая навсегда защитит человечество от любых внутренних проблем и позволит нам, наконец, направить все силы на "противостояние космическому процессу". Но любая "грань" может рассыпаться, стоит только толкнуть ее в нужном месте (см. Докинза), а значит, в устойчивой системе ее быть не может.

Уф.

  В 21.05.2016 в 23:25, Daniel5555 сказал:

Мнение же тех, кто считает, что "сознанием, похожим на человеческое" обладает только человек, не учитывается.

Сейчас у нас не учитывается мнение фундаменталистов, считающих, что человек обретает сознание в момент зачатия. Ты имеешь что-то против?
Ссылка на комментарий
  В 22.05.2016 в 10:17, FunBotan сказал:
Ок, переформулирую так: стерилизовать оставшихся представителей все равно обреченного на скорое вымирание вида будет куда гуманнее. чем продолжать их убивать.

1. То есть истребить целый вид гуманнее, чем неистребить? По-моему эту логику поймет крайне мало людей, я ее сам не понимаю.

2. Может не стоит вообще стараться относиться к животным гуманно? Все-таки они не люди.

 

 

 

  В 22.05.2016 в 10:17, FunBotan сказал:
Поправь меня, если ошибаюсь, но вроде как проблема с дисбалансом популяций изначально и была создана охотниками. И в таком случае мы имеем очередной экземпляр проблемы ВБВ (здесь и далее: проблема вывода войск с ближнего востока).

Раньше да, но сейчас на охоту существуют жесткие квоты.

Кроме того, в природе хищники и другие животные сами по себе могут создать экологическую катастрофу при неудачном стечении обстоятельств. Это происходило и без людей.

 

 

 

  В 22.05.2016 в 10:17, FunBotan сказал:
Ни разу не слышал, кстати, чтобы голуби и чайки становились опасными для людей. Это где такое происходит? И не решается ли вопрос запретом на их подкармливание?

Эх, если бы ты поднялся на крышу моего дома в период появления птенцов у чаек, ты бы понял. Там установить спутниковую антенну или еще что-то сделать - это реальная проблема в это время. Чайки очень опасные, особенно когда их много. Иногда они нападают и на людей на улицах, но чаще их жертвами становятся кошки или маленькие собаки.

 

Голуби разносят всякий там птичий грипп и генерируют дерьмо тоннами. А дерьмо, как мы знаем, это очень плохо.

 

Проблема решается их экстерминатусом. Голубей просто убивают в массовых количествах. У чаек обычно разоряют их гнезда, это нужно вовремя и регулярно делать.

 

Голубей, к сожалению, кормят. Не знаю можно ли это решить запретом. Чаек никто в здравом уме не кормит. Ни разу такого не видел.

 

 

 

  В 22.05.2016 в 10:17, FunBotan сказал:
По части бродячих собак у меня есть теоретическое решение. Можно обязать заводчиков собак регистрировать их в какой-то общенациональной общедоступной базе данных, сохраняя достаточно информации, чтобы впоследствии данную собаку можно было однозначно опознать. И затем, если зарегистрированная собака была обнаружена на улице в качестве бездомной, владелец облагается таким штрафом, что экономически целесообразнее для него вышло бы содержать и эту собаку, и ее потомство до конца их дней (а часть этого штрафа получает сообщивший о собаке гражданин в качестве вознаграждения, дабы закон мог реально работать). Хотя это не решает вопроса о том, что делать с уже существующими собаками, то есть очередной проблемы ВБВ.

Большая часть бродячих собак уже несколько поколений живет на улице, поэтому это никак не решает проблему вообще. С ними можно бороться только их уничтожением.

 

Конечно, владельцы собак тоже должны нести ответственность, если они теряют своих питомцев, но только этим проблему не решить.

 

 

 

  В 22.05.2016 в 10:17, FunBotan сказал:
Я и сам отношусь к этим "некоторым людям", отчего меня и бомбит.

Если ты вегетарианец, то при хорошо продуманной диете никаких проблем быть не должно именно в плане здоровья. Но я не совсем понимаю...

 

Ты не ешь мясо только по этическим соображениям или есть именно в плане здоровья какие-то предпосылки?

 

 

 

  В 22.05.2016 в 10:17, FunBotan сказал:
Найти биоразлагаемый материал с теми же или лучшими свойствами сегодня - дело техники. Нужно только, чтобы кому-то это стало выгодно. Плюс остается "возобновляемая шерсть", например овечья. Уверен, что при должной обработке из нее можно сделать куда больше продуктов.

То есть, мы можем пользоваться животными для добычи некоторых ресурсов, но не для еды?

 

Просто некоторые вообще говорят, что нельзя использовать животных ни для каких целей...

 

 

 

  В 22.05.2016 в 10:17, FunBotan сказал:
О, вот мы и вернулись к ключевому моменту, который мне, видимо, так и не удалось разъяснить.

Моей конечной целью является разрушение этой грани. Просто даже самому упоротому вегану очевидно, что уничтожить ее в одночасье невозможно. Поэтому я предлагаю небольшие шаги, каждый из которых отодвигает грань чуть дальше.

Если ты согласен с тем, что в природе в принципе не бывает дискретности (опуская квантмех и прочие предельные случаи), а также с эволюционным происхождением человека, то ты неизбежно должен согласиться и с тем, что такой сложный признак, как сознание, не мог просто взять и появиться за бесконечно малый по эволюционным меркам промежуток времени. То есть я даже не обязан доказывать тебе отсутствие сабжевой грани в реальном мире. Получается, что мы имеем несоответствие между нашей этикой и реальностью. А опасность таких несоответствий нам очень хорошо известна. Они ответственны за все систематическое зло в истории, будь то инквизиция, фашизм, дискриминация по любому признаку и т.д. Потому что единственный надежный способ заставить хорошего человека (коих, я верю, в мире большинство) делать зло - подсунуть ему неверную этику.

Дискретности может и не бывает, но ее отсутствие не означает, что не существует разницы. Или даже что не существует принципиальной разницы.

 

Для меня дорога к человеческому сознанию проходит через другие виды людей, которые вымерли. "Континуум" был именно там в этом плане. Все остальное слишком сильно отличается, чтобы можно было ставить эквивалентность.

 

 

 

  В 22.05.2016 в 10:17, FunBotan сказал:
В пределе же моя мечта - создание устойчивой этики, которая навсегда защитит человечество от любых внутренних проблем и позволит нам, наконец, направить все силы на "противостояние космическому процессу". Но любая "грань" может рассыпаться, стоит только толкнуть ее в нужном месте (см. Докинза), а значит, в устойчивой системе ее быть не может.

Я не думаю, что стремление к созданию сверх-устойчивых систем (а ты хочешь именно сверх-устойчивую систему, а не просто устойчивую) вообще является верным направлением. Все такие системы в прошлом сводились к крайностям и тоталитаризму. Невозможно иметь сверх-устойчивую систему при демократии и свободе слова. Относительная нестабильность - это не баг, а фича.

 

 

 

  В 22.05.2016 в 10:17, FunBotan сказал:
Сейчас у нас не учитывается мнение фундаменталистов, считающих, что человек обретает сознание в момент зачатия. Ты имеешь что-то против?

Строго говоря, если оно и не учитывается, то это потому, что оно фактически несостоятельное, а не потому что они фундаменталисты. Но нет, я не против.

 

Просто в этом примере не учитывается (условно говоря) мое мнение, которое я считаю вполне обоснованным. И вот это уже серьезно. Я еще готов это принять, если есть какой-то консенсус, но его нету даже близко.

Ссылка на комментарий
  В 25.05.2016 в 19:05, Daniel5555 сказал:

То есть истребить целый вид гуманнее, чем неистребить? По-моему эту логику поймет крайне мало людей, я ее сам не понимаю.

Потому что ты зачем-то стал считать вид субъектом этики. Я этого не предлагал. Наша задача - минимизация страданий реальных субъектов, т.е. организмов, и мое предложение решает ее оптимальным способом (при условии, что содержать этот вид просто в роли домашних животных не вариант).

 

  В 25.05.2016 в 19:05, Daniel5555 сказал:

Кроме того, в природе хищники и другие животные сами по себе могут создать экологическую катастрофу при неудачном стечении обстоятельств. Это происходило и без людей.

Хорошо бы глянуть статистику, насколько часто это происходит. Потому что у меня есть подозрение, что вероятность косяка со стороны людей при искусственном контроле популяции сильно превысит вероятность естественно-обусловленной катастрофы. Надо изучить вопрос поглубже.

 

  В 25.05.2016 в 19:05, Daniel5555 сказал:

Эх, если бы ты поднялся на крышу моего дома в период появления птенцов у чаек, ты бы понял. Там установить спутниковую антенну или еще что-то сделать - это реальная проблема в это время. Чайки очень опасные, особенно когда их много. Иногда они нападают и на людей на улицах, но чаще их жертвами становятся кошки или маленькие собаки.

Голуби разносят всякий там птичий грипп и генерируют дерьмо тоннами. А дерьмо, как мы знаем, это очень плохо.

 

Проблема решается их экстерминатусом. Голубей просто убивают в массовых количествах. У чаек обычно разоряют их гнезда, это нужно вовремя и регулярно делать.

 

Голубей, к сожалению, кормят. Не знаю можно ли это решить запретом. Чаек никто в здравом уме не кормит. Ни разу такого не видел.

Тут надо ответить на вопрос: отличалась ли популяция птиц в регионе до того, как его застроили люди? Если да, то это косяк со стороны человеческой инфраструктуры/поведения, который надо найти и исправить. Если нет, то пардон, но мы в данном случае - инвазивный вид, и обязаны научиться уживаться с местными видами, дабы не создать ту самую экологическую катастрофу.

 

  В 25.05.2016 в 19:05, Daniel5555 сказал:

Конечно, владельцы собак тоже должны нести ответственность, если они теряют своих питомцев, но только этим проблему не решить.

Тем не менее, собаки из лесу не приходят. Все бродячие - потомки некогда домашних. Так что проблему пополнения популяции таким образом решить можно. А там уже надо смотреть, насколько устойчива численность оставшихся. Если она не убывает - имеет смысл применить твое решение.

 

  В 25.05.2016 в 19:05, Daniel5555 сказал:

Если ты вегетарианец, то при хорошо продуманной диете никаких проблем быть не должно именно в плане здоровья. Но я не совсем понимаю...

 

Ты не ешь мясо только по этическим соображениям или есть именно в плане здоровья какие-то предпосылки?

У меня здоровье весьма хреновое от рождения + организм развит до уровня лет 16, т.е. в плане здоровья отказываться от мяса совсем еще нельзя. Приходится его употреблять в небольшом количестве. Что как бы ослабляет мою этическую позицию.

 

  В 25.05.2016 в 19:05, Daniel5555 сказал:

То есть, мы можем пользоваться животными для добычи некоторых ресурсов, но не для еды?

 

Просто некоторые вообще говорят, что нельзя использовать животных ни для каких целей...

В пределе - именно так. Но на данный момент я не предлагаю отказываться от возобновляемых ресурсов.

 

  В 25.05.2016 в 19:05, Daniel5555 сказал:

Для меня дорога к человеческому сознанию проходит через другие виды людей, которые вымерли. "Континуум" был именно там в этом плане. Все остальное слишком сильно отличается, чтобы можно было ставить эквивалентность.

Т.е. ты просто отметил на прямой понравившийся тебе интервал и объявил, что вся остальная прямая слишком сильно от него отличается. Не вижу причин считать это более обоснованным подходом.

 

  В 25.05.2016 в 19:05, Daniel5555 сказал:

Я не думаю, что стремление к созданию сверх-устойчивых систем (а ты хочешь именно сверх-устойчивую систему, а не просто устойчивую) вообще является верным направлением. Все такие системы в прошлом сводились к крайностям и тоталитаризму. Невозможно иметь сверх-устойчивую систему при демократии и свободе слова. Относительная нестабильность - это не баг, а фича.

...Не потому ли, что демократия сама по себе не слишком устойчива?..

Ты как раз натолкнул меня на более последовательную формулировку моей позиции. Для начала возьмем тезис о неподвижных идеях. По сути, я там утверждаю, что необходимым условием правильности идеи является ее устойчивость. Если предположить единственность аттрактора (я уж извиняюсь за терминологию, но больно она удобна), то это же условие становится достаточным. Предположение противоположного есть моральный релятивизм, с которым ты, я надеюсь, не согласен. Тогда мне остается лишь найти сверхустойчивую этическую систему, и можно сразу утверждать, что она верна и абсолютна. И теперь, если хочешь логически обосновать мою неправоту, придется возвращаться на три поста назад.

(Вот этого поворота я сам не ожидал, серьезно)

 

  В 25.05.2016 в 19:05, Daniel5555 сказал:

Строго говоря, если оно и не учитывается, то это потому, что оно фактически несостоятельное

А как мы установили, что оно фактически несостоятельно?

Ссылка на комментарий
  В 25.05.2016 в 20:56, FunBotan сказал:
Потому что ты зачем-то стал считать вид субъектом этики. Я этого не предлагал. Наша задача - минимизация страданий реальных субъектов, т.е. организмов, и мое предложение решает ее оптимальным способом (при условии, что содержать этот вид просто в роли домашних животных не вариант).

Минимизация страданий через смерть - это не менее круто.

 

Вернемся к началу: речь шла о корриде. Ее нужно запретить потому, что быков убивают и они страдают. Это вызывет исчезновение вида и, внимание, смерть тех быков, которые все еще живы, потому что никто не собирается их содержать (и даже если собирается, то с неизбежной кастрацией - это офигеть как гуманно). Где здесь что-то хорошее вообще?

 

По-моему лучше уж прожить хорошо 10 лет и пострадать один день, да еще и перед самой смертью, чем умереть сразу же, даже без страданий. Быки эти, если что, живут очень хорошо до момента корриды.

 

  В 25.05.2016 в 20:56, FunBotan сказал:
Хорошо бы глянуть статистику, насколько часто это происходит. Потому что у меня есть подозрение, что вероятность косяка со стороны людей при искусственном контроле популяции сильно превысит вероятность естественно-обусловленной катастрофы. Надо изучить вопрос поглубже.

Сейчас нет места не Земле, которое бы косвенно или прямо не контролировалось людьми. Но до людей виды исчезали и появлялись, в этом нет ничего такого.

 

  В 25.05.2016 в 20:56, FunBotan сказал:
Тут надо ответить на вопрос: отличалась ли популяция птиц в регионе до того, как его застроили люди? Если да, то это косяк со стороны человеческой инфраструктуры/поведения, который надо найти и исправить.

Она отличалась, но я не вижу здесь никакой связи с нынешней ситуацией. Голуби - это вид, который паразитирует на людях. Они живут там, где большие человеческие поселения.

Чайки это просто падальщики более, чем охотники. Им проще следовать за рыбаками, чем ловить рыбу самим.

 

Как мы это можем исправить?

 

  В 25.05.2016 в 20:56, FunBotan сказал:
Если нет, то пардон, но мы в данном случае - инвазивный вид, и обязаны научиться уживаться с местными видами, дабы не создать ту самую экологическую катастрофу.

Мы никому ничем не обязаны.

 

  В 25.05.2016 в 20:56, FunBotan сказал:
Тем не менее, собаки из лесу не приходят. Все бродячие - потомки некогда домашних. Так что проблему пополнения популяции таким образом решить можно. А там уже надо смотреть, насколько устойчива численность оставшихся. Если она не убывает - имеет смысл применить твое решение.

Там нечего смотреть, мы итак знаем их устойчивось. Численность бродячих собак растет не за счет потерянных домашних (из этих большая часть умирает, если их не забирают к себе люди), а за счет увеличения популяции. Собаки плодятся очень быстро. Их число обычно падает зимой, но без работы по их уничтожению они не исчезают, а популяция растет до тех пор, пока есть еда.

 

  В 25.05.2016 в 20:56, FunBotan сказал:
У меня здоровье весьма хреновое от рождения + организм развит до уровня лет 16, т.е. в плане здоровья отказываться от мяса совсем еще нельзя. Приходится его употреблять в небольшом количестве. Что как бы ослабляет мою этическую позицию.

Звучит так, как будто у тебя просто очень быстрый метаболизм + возможно, ты потребляешь меньше калорий, чем средний человек. Такие люди обычно выглядят моложе своих лет и живут дольше, чем в среднем. Ты вполне можешь в свои поздние 40 выглядеть, как будто у тебя поздние 20.

 

Я думаю, что ты можешь есть все, что ты хочешь, и сколько хочешь.

 

  В 25.05.2016 в 20:56, FunBotan сказал:
Т.е. ты просто отметил на прямой понравившийся тебе интервал и объявил, что вся остальная прямая слишком сильно от него отличается. Не вижу причин считать это более обоснованным подходом.

Почему это этот интервал мне больше всего нравится? Мне все равно, я просто последователен в своей логике.

 

  В 25.05.2016 в 20:56, FunBotan сказал:
Ты как раз натолкнул меня на более последовательную формулировку моей позиции. Для начала возьмем тезис о неподвижных идеях. По сути, я там утверждаю, что необходимым условием правильности идеи является ее устойчивость. Если предположить единственность аттрактора (я уж извиняюсь за терминологию, но больно она удобна), то это же условие становится достаточным. Предположение противоположного есть моральный релятивизм, с которым ты, я надеюсь, не согласен. Тогда мне остается лишь найти сверхустойчивую этическую систему, и можно сразу утверждать, что она верна и абсолютна. И теперь, если хочешь логически обосновать мою неправоту, придется возвращаться на три поста назад.

У меня впечатление, что ты берешь некий предмет группы A и выясняешь, что все предметы этой группы обладают свойством B. Из этого ты делаешь вывод, что все предметы, обладающие свойством B, относятся к группе A. Это логическая ошибка.

 

Можно сказать, что система (в том числе этическая) Северной Кореи крайне устойчивая, однако это не значит, что она правильная.

 

Я не верю в сверх-устойчивые системы. Возможно, имеют смысл так называемые "анти-хрупкие" системы, но сверх-устойчивые системы - это продукт нашего воображения, который вряд ли совместим с реальным миром.

 

  В 25.05.2016 в 20:56, FunBotan сказал:
А как мы установили, что оно фактически несостоятельно?

Сознание является продуктом мозга, а в момент зачатия его еще нет. Впрочем, это не играет главную роль.

Ссылка на комментарий
  В 26.05.2016 в 19:20, Daniel5555 сказал:
Минимизация страданий через смерть - это не менее круто.
  В 22.05.2016 в 10:17, FunBotan сказал:
стерилизовать оставшихся представителей все равно обреченного на скорое вымирание вида будет куда гуманнее. чем продолжать их убивать.

 

  В 26.05.2016 в 19:20, Daniel5555 сказал:
Вернемся к началу: речь шла о корриде. Ее нужно запретить потому, что быков убивают и они страдают. Это вызывет исчезновение вида и, внимание, смерть тех быков, которые все еще живы, потому что никто не собирается их содержать (и даже если собирается, то с неизбежной кастрацией - это офигеть как гуманно). Где здесь что-то хорошее вообще?
 
По-моему лучше уж прожить хорошо 10 лет и пострадать один день, да еще и перед самой смертью, чем умереть сразу же, даже без страданий. Быки эти, если что, живут очень хорошо до момента корриды.

ВБВ. И этим все сказано.

При решении проблемы такого типа кто-то неизбежно пострадает. Я, еще раз, предложил вариант, при котором количество жертв наименьшее.

С корридой есть еще другой аспект. Основная причина, по которой я против нее - это даже не сами быки, которых, конечно, гибнет ничтожное количество по сравнению с их сородичами из сельхоза. Важнее то, что она препятствует сдвигу этической парадигмы: испанцев, с детства наблюдавших корриду и привыкших считать подобное явление нормальным, гораздо сложнее переубедить.

 

  В 26.05.2016 в 19:20, Daniel5555 сказал:
Она отличалась, но я не вижу здесь никакой связи с нынешней ситуацией. Голуби - это вид, который паразитирует на людях. Они живут там, где большие человеческие поселения.
Чайки это просто падальщики более, чем охотники. Им проще следовать за рыбаками, чем ловить рыбу самим.
 
Как мы это можем исправить?

...Не ловить рыбу? Или хотя бы делать это как-то аккуратно?

По поводу голубей я так и не понял, почему они опасны в Испании и едва ли кому-то мешают в России (при том, что здесь некоторые бабуськи их даже кормят). Различие климата настолько важно?

 

  В 26.05.2016 в 19:20, Daniel5555 сказал:
Там нечего смотреть, мы итак знаем их устойчивось. Численность бродячих собак растет не за счет потерянных домашних (из этих большая часть умирает, если их не забирают к себе люди), а за счет увеличения популяции. Собаки плодятся очень быстро. Их число обычно падает зимой, но без работы по их уничтожению они не исчезают, а популяция растет до тех пор, пока есть еда.

Ок, мне просто лень было гуглить.

Лучших вариантов решения ВБВ у меня нет. Do your worst. (Хотя существуют приюты, программы по стерилизации бродячих собак, но я не настолько наивен, чтобы считать их вариантом решения). Главное потом - не допустить восстановления имевшейся ситуации.

 

  В 26.05.2016 в 19:20, Daniel5555 сказал:
Звучит так, как будто у тебя просто очень быстрый метаболизм + возможно, ты потребляешь меньше калорий, чем средний человек. Такие люди обычно выглядят моложе своих лет и живут дольше, чем в среднем. Ты вполне можешь в свои поздние 40 выглядеть, как будто у тебя поздние 20.
 
Я думаю, что ты можешь есть все, что ты хочешь, и сколько хочешь.

Это сложный вопрос, мне еще предстоит его разобрать (за отсутствием вменяемых врачей). Так или иначе, проблемы с метаболизмом имеются.

 

  В 26.05.2016 в 19:20, Daniel5555 сказал:
Почему это этот интервал мне больше всего нравится? Мне все равно, я просто последователен в своей логике.

Ты так и не предложил критерия, по которому в интервале между человеком и нашим последним общим с другими приматами предком можно было бы констатировать наличие или отсутствие сознания. Я еще раз повторю, что отсутствие представителей этого интервала в живых не дает нам права приписывать им характеристики наугад.

 

  В 26.05.2016 в 19:20, Daniel5555 сказал:
У меня впечатление, что ты берешь некий предмет группы A и выясняешь, что все предметы этой группы обладают свойством B. Из этого ты делаешь вывод, что все предметы, обладающие свойством B, относятся к группе A. Это логическая ошибка.

Собственно да, я осознанно сделал именно это, в чем и состоит гипотеза. То есть я сделал не вывод, а предположение, которое теперь надо подтвердить либо опровергнуть.

 

  В 26.05.2016 в 19:20, Daniel5555 сказал:
Можно сказать, что система (в том числе этическая) Северной Кореи крайне устойчивая, однако это не значит, что она правильная.

Каким образом система, целиком завязанная на единственный, достаточно уязвимый элемент, может быть устойчива?

 

  В 26.05.2016 в 19:20, Daniel5555 сказал:
Я не верю в сверх-устойчивые системы. Возможно, имеют смысл так называемые "анти-хрупкие" системы, но сверх-устойчивые системы - это продукт нашего воображения, который вряд ли совместим с реальным миром.

Ну так критерию антихрупкости (если я правильно его понимаю) мое предложение тоже удовлетворяет. Хрупкая этика при появлении промежуточного между субъектом и объектом звена разлетается вдребезги, а антихрупкая - изучает его и делает какие-то выводы, становясь только лучше. В данном случае антихрупкость и устойчивость коррелируют настолько сильно, что я не вижу смысла вообще разделять их.

 

  В 26.05.2016 в 19:20, Daniel5555 сказал:
Сознание является продуктом мозга, а в момент зачатия его еще нет. Впрочем, это не играет главную роль

Ок, и как мы определяем, с какого момента сознание появляется?

Ссылка на комментарий

Поехали, раз уж у меня свободный вечер.

 

  В 26.05.2016 в 20:24, FunBotan сказал:
При решении проблемы такого типа кто-то неизбежно пострадает. Я, еще раз, предложил вариант, при котором количество жертв наименьшее.

А можно ли их вообще назвать жертвами? Я не совсем уверен, что бык, который живет хорошо и умирает в конце жизни - это именно жертва чего-либо, кроме как смерти, которая и так неизбежна. В отличии от варианта, где он так же умирает, только от старости и будучи кастрированным.

 

Вообще нет логики в этом решении, уж извиняюсь. Если при решении проблемы кто-то неизбежно пострадает, нужно задаться вопросом, а надо ли ее решать? Не будет ли это решение худшим вариантом, чем наличие проблемы?

 

  В 26.05.2016 в 20:24, FunBotan сказал:
С корридой есть еще другой аспект. Основная причина, по которой я против нее - это даже не сами быки, которых, конечно, гибнет ничтожное количество по сравнению с их сородичами из сельхоза. Важнее то, что она препятствует сдвигу этической парадигмы: испанцев, с детства наблюдавших корриду и привыкших считать подобное явление нормальным, гораздо сложнее переубедить.

То есть важнее, опять же, что думают и как живут люди. Они не могут думать и жить так, как нам не нравится, нужно сдвинуть их этическую парадигму.

 

И хочу сделать акцент на том, что речь идет о быках. Если бы людей убивали - тогда да, можно и вмешаться в такую "этику". Но вот в случае с животными, я не вижу ничего, кроме как желания влезть в чужую жизнь, которая никому не приносит явного вреда.

 

  В 26.05.2016 в 20:24, FunBotan сказал:
...Не ловить рыбу? Или хотя бы делать это как-то аккуратно?

Эм... А что вообще мы, как люди, имеем право делать? Ловить рыбу нельзя, жить в городах тоже нельзя. Так что нам остается?

 

  В 26.05.2016 в 20:24, FunBotan сказал:
По поводу голубей я так и не понял, почему они опасны в Испании и едва ли кому-то мешают в России (при том, что здесь некоторые бабуськи их даже кормят). Различие климата настолько важно?

Эм, различие в культуре? Я лично привык к более-менее чистым улицам. Поэтому я за уничтожение голубей, так как где их слишком много - там слишком много дерьма. Если в России дерьмо не мешает - возможно, надо начать с этого. Поставить цель - чтобы были чистыми улицы?

 

  В 26.05.2016 в 20:24, FunBotan сказал:
Это сложный вопрос, мне еще предстоит его разобрать (за отсутствием вменяемых врачей). Так или иначе, проблемы с метаболизмом имеются.

Я не совсем уверен, что это именно проблемы. Проблемы - это если возникают какие-то проблемы со здоровьем. Если их нет - это просто перк. В социальном или культурном плане он может иметь какие-то последствия, но сам организм не должен страдать из-за этого.

 

  В 26.05.2016 в 20:24, FunBotan сказал:
Ты так и не предложил критерия, по которому в интервале между человеком и нашим последним общим с другими приматами предком можно было бы констатировать наличие или отсутствие сознания. Я еще раз повторю, что отсутствие представителей этого интервала в живых не дает нам права приписывать им характеристики наугад.

Я доверяю биологам. Люди отличаются развитым мозгом и они достаточно близки друг к другу в физиологическом плане. Другие приматы вообще в нашу семью не входят, так что какие еще критерии нужно искать?

 

  В 26.05.2016 в 20:24, FunBotan сказал:
Каким образом система, целиком завязанная на единственный, достаточно уязвимый элемент, может быть устойчива?

Не знаю, но она же устойчивая по факту? Ни сегодня, ни завтра Северная Корея не собирается ни исчезать, ни менять свой режим.

 

  В 26.05.2016 в 20:24, FunBotan сказал:
Ну так критерию антихрупкости (если я правильно его понимаю) мое предложение тоже удовлетворяет. Хрупкая этика при появлении промежуточного между субъектом и объектом звена разлетается вдребезги, а антихрупкая - изучает его и делает какие-то выводы, становясь только лучше. В данном случае антихрупкость и устойчивость коррелируют настолько сильно, что я не вижу смысла вообще разделять их.

Я согласен, проблема просто в том, что, на мой взгляд, ты перешел через стадию изучения к выводам. Ты сделал вывод, что у этики не должно быть границ не основываясь на каких-то реальных данных, а исключительно из неких рассуждений, которые, как я считаю, не сходятся с реальностью. Тот факт, что мир не является дискретным и не всегда вообще возможно установить четкую грань, не означает, что грани вообще нет. Возможно, что она есть, но невозможно установить, где именно, что является вполне вероятным вариантом. Возможно, что сама грань размытая. Возможно, что существуют другие варианты.

 

Так или иначе, но сейчас невозможно сказать, соответствуют ли наша этика реальности. Но если сравнивать по фундаменту, я думаю, что она к ней ближе, чем то, что ты предлагаешь.

 

  В 26.05.2016 в 20:24, FunBotan сказал:
Ок, и как мы определяем, с какого момента сознание появляется?

Никак не определяем, но это и не нужно.

Ссылка на комментарий
  В 04.06.2016 в 20:12, Daniel5555 сказал:

Вообще нет логики в этом решении, уж извиняюсь. Если при решении проблемы кто-то неизбежно пострадает, нужно задаться вопросом, а надо ли ее решать? Не будет ли это решение худшим вариантом, чем наличие проблемы?

Без решения проблемы страдать они будут условно-бесконечно, так что в пределе конкретное решение вообще не играет роли.

И я уже сказал, что есть целый класс проблем, при решении или не решении которых кто-то обязательно страдает.

  В 04.06.2016 в 20:12, Daniel5555 сказал:

То есть важнее, опять же, что думают и как живут люди. Они не могут думать и жить так, как нам не нравится, нужно сдвинуть их этическую парадигму.

 

И хочу сделать акцент на том, что речь идет о быках. Если бы людей убивали - тогда да, можно и вмешаться в такую "этику". Но вот в случае с животными, я не вижу ничего, кроме как желания влезть в чужую жизнь, которая никому не приносит явного вреда.

Ты в который раз аккуратно забываешь уже приведенные мной рассуждения про необходимость сдвига парадигмы для блага самих же людей и про субъект-объектные отношения в этике.

  В 04.06.2016 в 20:12, Daniel5555 сказал:

Эм... А что вообще мы, как люди, имеем право делать? Ловить рыбу нельзя, жить в городах тоже нельзя. Так что нам остается?

Рыбу можно разводить на фермах, до тех пор, пока это необходимо. Емнип, при правильной реализации гораздо экологичнее, чем нынешние методы.

Города это не проблема, просто с системой утилизации отходов по-прежнему беда.

  В 04.06.2016 в 20:12, Daniel5555 сказал:

Эм, различие в культуре? Я лично привык к более-менее чистым улицам. Поэтому я за уничтожение голубей, так как где их слишком много - там слишком много дерьма. Если в России дерьмо не мешает - возможно, надо начать с этого. Поставить цель - чтобы были чистыми улицы?

А, ну это все объясняет.

И все равно я не помню, когда последний раз обращал внимание на голубиное дерьмо. Мб в России оно просто незаметно под слоем дерьма человеческого (фигурально).

  В 04.06.2016 в 20:12, Daniel5555 сказал:

Я доверяю биологам. Люди отличаются развитым мозгом и они достаточно близки друг к другу в физиологическом плане. Другие приматы вообще в нашу семью не входят, так что какие еще критерии нужно искать?

Сорян, но по-моему твой ответ не имеет никакого отношения к моему вопросу.

  В 04.06.2016 в 20:12, Daniel5555 сказал:

Не знаю, но она же устойчивая по факту? Ни сегодня, ни завтра Северная Корея не собирается ни исчезать, ни менять свой режим.

Ну так неустойчивая незамкнутая система теоретически может существовать сколь угодно долго, если имеет возможность сливать энтропию в окружающую среду.

 

 

 

  В 04.06.2016 в 20:12, Daniel5555 сказал:

Ты сделал вывод, что у этики не должно быть границ не основываясь на каких-то реальных данных, а исключительно из неких рассуждений, которые, как я считаю, не сходятся с реальностью.

Ну в философии именно так все и делается.

  В 04.06.2016 в 20:12, Daniel5555 сказал:

Тот факт, что мир не является дискретным и не всегда вообще возможно установить четкую грань, не означает, что грани вообще нет. Возможно, что она есть, но невозможно установить, где именно, что является вполне вероятным вариантом.

Если бы невозможно было установить, где будет находится Луна в произвольный момент времени, стал бы ты посылать на нее астронавтов, ориентируясь на интуицию?

  В 04.06.2016 в 20:12, Daniel5555 сказал:

Так или иначе, но сейчас невозможно сказать, соответствуют ли наша этика реальности.

Про науку то же самое можно сказать. Наши представления о реальности (скорее всего) никогда не будут с абсолютной точностью соответствовать самой реальности, но при этом одно утверждение запросто может соответствовать ей лучше другого.

  В 04.06.2016 в 20:12, Daniel5555 сказал:

Никак не определяем, но это и не нужно.

Это как-то ничего не объясняет.

З.Ы. А вообще это самая продуктивная дискуссия, которую я когда-либо вел в интернетах. По сути я в комментах уже сформулировал больше тезисов, чем в самом посте.

Ссылка на комментарий

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...