Перейти к содержанию
  • записей
    169
  • комментариев
    1170
  • просмотра
    219892

Лесовоз "Ижора"


Calter

2169 просмотров

360df67b43ee35addc4b948343df52cb.jpg

Пароход «Ижора» был построен еще в 1921 году в Великобритании, в Бристоле, знаменитой фирмой "Ллойд". Изначально он назывался «Моунтпарком». Это было однопалубное 2-х мачтовое судно, менее ста метров в длину и водоизмещением около 3000 тонн. Купленный Россией в 1934 году, пароход получил не только новое подданство, но и новое название. К началу войны «Ижора» была сильно потрепанным, зачуханым пароходиком, натужно чадящим изношенными машинами.

 

К началу 1942 года немецкое командование, наконец, осознало, что Мурманск им в ближайшее время не взять. Война приобретала затяжной характер, а грузы, доставленные северными конвоями, в значительной мере компенсировали потери боевой техники, понесённые Красной Армией в первые месяцы войны.

 

Гитлер объявил Арктические воды «зоной судьбы». По его приказу в Норвегию были переброшены оставшиеся тяжёлые корабли, усилен состав подводных сил и морской авиации. В январе 1942 в Тронхейм прибыл линкор «Тирпиц», несколько позднее к нему присоединился тяжёлый крейсер «Адмирал Шеер», а в марте — тяжёлый крейсер «Адмирал Хиппер». Немцы приступили к проведению систематических операций на арктических морских коммуникациях. К месту пересечения путей двух союзных конвоев, один из которых (PQ12) шёл на Мурманск, а второй (QP8) направлялся к берегам Исландии, должна была скрытно подойти эскадра во главе с линкором «Тирпиц». Германская разведка сработала чётко: время и место рандеву было рассчитано точно. Без сомнения, «Тирпиц» вышел бы на конвои и устроил бойню, если бы не одно «но», перевернувшее все расчёты и сорвавшее операцию.

 

В конце февраля - начале марта 1942 года почти одновременно из Рейкьявика и Мурманска вышли полярные конвои PQ-12 и QP-8. В составе последнего с грузом пиломатериалов шел и лесовоз «Ижора». Старое тихоходное судно с трудом сохраняло свое место в строю и скоро, из-за усиления ветра и неисправности двигателя, стало отставать. По суровым законам войны ждать «Ижору» не стали, и через некоторое время пароходик остался один.

 

«Тирпиц» прошел в 50 милях от одного конвоя и в 80 милях от другого, но 7 марта наткнулся на лесовоз «Ижора». Следуя принятой практике, экипажу лесовоза предложили остановиться, выключить рацию и покинуть судно на шлюпках. На подобные предложения все торговые моряки союзников так и поступали (и, надо отдать должное, их действительно отпускали восвояси), но у советских была собственная гордость - и «Ижора» на ультиматум ответила огнем из своего единственного 37мм орудия, добавила газу, радист застучал в эфир радиограмму «gunned gunned Ijora gunned RR de UPEQ 7235 N 1050 E Ijora», предупреждая всех, что корабль попал под обстрел и передавая координаты.

 

d741959649f6c28847da43f1e8b28a19.jpg

 "Тирпиц" сам не принимал участия в расстреле, а вот его эсминцы сопровождения, не опасаясь ответного огня, стреляли практически в упор, то есть без промахов, но ни через 5 минут, ни через 10, ни через полчаса «Ижора», изуродованная снарядами, не затонула. Радиопередача прекратилась, поскольку была разбита радиорубка и убит радист, но теперь дым, от горящего корабля поднимаясь высоко в небо, и был виден издалека, чем демаскировал немцев. Кораблик, объятый пламенем и окутанный клубами густого дыма, не только продолжал держаться на плаву за счет своего груза, но и огрызался огнем из пушки и пулеметов - погибших у оружия моряков немедленно сменяли их товарищи (в записях на немецких кораблях упоминалось, что к орудию "Ижоры" вставали и женщины). Всего по ней было выпущено 11 снарядов калибра 150 мм, 43 - 127 мм и 82 - 37 мм. Увидев, что артобстрел не имеет никакого действия, командир немецкой эскадры приказал торпедировать "Ижору", однако даже после попадания двух торпед, выпущенных с эсминца "Фридрих Инн", пароходик не утонул! Финальный аккордом стал сброс двух глубинных бомб со все того же "Фридриха Инна", прошедшего буквально впритирку к "Ижоре" и сбросившего бомбы, выставленные на минимальную задержку, четко ей под под борт. В 18:13 страшный взрыв буквально выбросил лесовоз из воды, и он быстро пошел ко дну... Таким образов, если считать от первых залпов, прогремевших в 17:25, "Ижора" в одиночку продержалась почти час против соединения из линкора и трех эсминцев.

 

62594e4958526b8cb55c81d031f2aa0c.jpg45ce1eed17a0dd6ed532816cc76c582e.jpge793935597dcea30344fe7c3c8faa04a.jpg

 

Из 34 членов экипажа этот бой пережил только старпом Н.И. Адаев, который был взят в плен и позже погиб в концлагере.

 

Подвиг «Ижоры», погибшей, но не сдавшейся врагу, не был напрасным:радиограммы лесовоза «Ижора»  приняли оба конвоя.Радиосигнал был принят английским легким крейсером «Кения», сопровождавшим конвой PQ-12, что помогло конвою изменить курс и избежать встречи с линкором «Тирпиц» и спасло его от разгрома. Уцелел и конвой QP-8, после принятия радиограммы увеличивший скорость и ушедший из опасного квадрата.  Кроме того, сигнал «Ижоры» был также принят на британской эскадре адмирала Д. Тови, которая охотилась за «Тирпицем». Англичане направили на перехват немецкой эскадры авианосное соединение.Утратив по вине «Ижоры» эффект неожиданности, «Тирпиц» вынужден был развернуться и идти на базу.

 

Список экипажа лесовоза "Ижора" в том походе

Спойлер

1. Белов Василий Ильич 1895 г. р., капитан;

2. Адаев Николай Илларионович 1905 г. р., ст. помощник;

3. Корольков Леонид Алексеевич 1909 г. р., II помощник;

4. Осипенко Иван Романович 1906 г. р., дублёр ст. помощника;

5. Шерстнёв Фёдор Васильевич 1916 г. р., III помощник;

6. Петров Михаил Петрович 1910 г. р., ст. механик;

7. Штрекер Леонид Фёдорович 1912 г. р., II механик;

8. Греков Константин Осипович 1903 г. р., III механик;

9. Гусаров Николай Александрович 1908 г. р., радист;

10. Смуров Владимир Иванович 1918 г. р., боцман;

11. Митин Василий Григорьевич 1915 г. р., плотник;

12. Хорьков Николай Степанович 1914 г. р., матрос 1 класса;

13. Марков Михаил Михайлович 1915 г. р., матрос 1 кл.;

14. Антропов Александр Николаевич 1914 г. р., матрос 2 кл.;

15. Шумков Юрий Вениаминович 1925 г. р., матрос 2 кл.;

16. Макарычев Алексей Иванович 1925 г. р., матрос 2 кл.;

17. Поступинский Сергей Кондратьевич 1910 г. р., ст. машинист;

18. Веденеев Фёдор Ильич 1917 г. р., машинист 1 кл.;

19. Фёдоров Борис Петрович 1916 г. р., машинист 1 кл.;

20. Давыдов Пётр Яковлевич 1910 г. р., кочегар-наставник;

21. Капитонов Егор Акимович 1897 г. р., кочегар 1 кл.;

22. Киричук Иван Николаевич 1909 г. р., кочегар 1 кл.;

23. Куропцев Григорий Павлович 1911 г. р., кочегар 1 кл.;

24. Пантелеев Пётр Фёдорович 1923 г. р., кочегар 1 кл.;

25. Митрошин Александр Трофимович 1923 г. р., кочегар 1 кл.;

26. Мохин Григорий Михайлович 1908 г. р., кочегар 1 кл.;

27. Свищев Дмитрий Иванович 1910 г. р., кочегар 1 кл.;

28. Чирков Захар Иванович 1910 г. р., кочегар 1 кл.;

29. Тимофеев Сергей Павлович 1916 г. р., кочегар 2 кл.;

30. Салин Иван Фёдорович 1915 г. р., повар;

31. Могутова Раиса Григорьевна 1922 г. р., камбузница;

32. Авдеева Анна Николаевна 1891 г. р., буфетчица;

33. Басова Агнея Николаевна 1905 г. р., уборщица;

34. Степанов Петр Андреевич 1915 г.р. лейтенант. транспорт "Ижора"

 

d3fded01508db12d3f181df2a93ef0e5.jpg

 

Links 1 2 3

2 Комментария


Рекомендуемые комментарии

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...