Икари Синдзи чем-то напоминает типичного «героя» произведений Филипа Дика – в первую очередь тем, что он меньше всего подходит на роль «героя». Однако, именно такой «герой» делает второстепенный экшн-слой сериала интересным.
Безусловно, Синдзи не герой, по крайней мере, не герой в традиционном понимании этого слова. И меньше всего младшему Икари необходим "толчок" – внешнее давление лишь загоняет его глубже в себя, заставляя "спасаться от боли". Нельзя его назвать и слабаком, – несмотря ни на что (отсутствие надежды и "гарантий счастья"), он выбирает Жизнь.
Проблема Синдзи, мне кажется, такая же, как и у других основных персонажей сериала – презрение к себе, проецированное на отношение к нему других людей. У всех героев Евангелиона была травма – образ собственной значимости сформировался у них в контексте негативного к себе отношения. Это негативное отношение ("Я себя ненавижу", "Я трус, слабак, подлец" и т. п.) Синдзи переносит во взгляды на него других людей ("Я боюсь того, другого Синдзи", который живет в душе: Гендо, Аски, Мисато, Аянами... – нужное подчеркнуть). Подобный страх можно наблюдать и у Аянами – она боится той, другой, «настоящей» Реи, которая живет у нее глубоко в душе и которая, если ее выпустить наружу, может не понравиться окружающим Аянами людям. С Аской, Гендо, Мисато – та же история. Отсюда и болезненный акцент на «внешнюю значимость» (мнение окружающих) в поведении героев – каждый по-своему пытается казаться полезным, вызвать одобрение (восхищение) окружающих, не веря, что их могут любить ПРОСТО ТАК, что их Я, которое они презирают, может нравиться окружающим само по себе, безо всякой примеси утилитаризма.
Что радует в Синдзи (как и в некоторых других персонажах), так это его постоянные попытки измениться (решить свои психологические проблемы). Несмотря на некоторую гротескность и утрированность (что, в принципе, вообще свойственно аниме) персонажей и их взаимоотношений, характер Синдзи и его развитие, мне кажется, описаны вполне реалистично. Интересно, что изменение (перерождение) Синдзи показано, по моему мнению, в двух вариантах.
В первом варианте (оригинальная концовка сериала), Синдзи «перерезает пуповину», связывающую его с матерью, учится понимать, принимать и любить себя таким, каков он есть. Тут Синдзи находит «собственную значимость» – ему больше не нужна «мама» (символы которой – Евангелионы (Аска: «Ну что, чувствуешь себя как в утробе матери?»), окружающие Синдзи женщины (Мисато, Реи, Аска), штаб-квартира NERV (Евангелионы связаны с базой, в буквальном переводе, “пуповинными (umbilical) кабелями”) да и сам Геофронт) для того, чтобы чувствовать себя полноценным человеком.
Что касается «The End of Evangelion» с его «One more final», то здесь все не так однозначно – показана ли здесь судьба человечества во всей его безнадежности (Аска: «I feel terrible» или «I feel sick») и единственной надеждой на Любовь (Аска) и милосердие (Синдзи), или же показана психологическая «капитуляция» Синдзи, когда, попрощавшись со своей матерью, он тут же находит ей замену в лице Аски?
Воображаемый эпизод с удушением Аски – лишь проекция негативного восприятия Синдзи самого себя на отношение к нему Аски. Синдзи полагает, что, попытавшись сблизиться, он получит в ответ «истинное» отношение к нему другого человека (в данном случае Аски) – презрение. Удивительно лишь то, что, в данном случае, он ведет себя не так, как поступил бы в реальной жизни Икари Синдзи (бегство), а так, как поступила бы в подобной ситуации Сорью Аска – агрессивное подавление "источника боли и страха". Пожалуй, в этом их (Аски и Синдзи) комплиментарность – на одну и ту же проблему они (обычно) реагируют противоположным образом (способ решение этой самой проблемы другими героями – отдельная тема).
Эта нетипичность поведения Синдзи и Аски подчеркивается в финальном эпизоде – Синдзи агрессивен, а Аска ласкова. Т.е., ожидая презрения к себе (проекция отношения Синдзи к собственному Я), Икари пытается "устранить" Сорью до того, как она причинит ему боль (выразит "свое" презрение). Но, неожиданно, Аска демонстрирует жест любви (поглаживание по щеке – точно так же гладила Синдзи мама в предыдущем эпизоде). Таким образом нарушается основа самоидентификации Синдзи, – ожидая лишь презрения к своей личности, он получает любовь. В этом варианте концовки меняется Аска, а Синдзи находит себе новую "маму-подругу". Дилемма дикобразов решена. Все счастливы. Занавес.
Однако, большой вопрос, является такой исход положительным для самого Икари Синдзи?
P.S. С этой точки зрения, мне больше нравится оригинальная концовка сериала – уж очень напоминает перерожденная Аска в EoE "новую маму" для Синдзи.
«The End of Evangelion»: вариант «One more final» - Икари Синдзи и его «новая мама» Аска Сорью ("Die Sterne").