Перейти к содержанию

Книга, которую должен прочитать каждый инженер


Daniel5555

Рекомендуемые сообщения

Сегодня я хотел бы порекомендовать вам небольшую книгу, которую можно прочитать в интернете, по-моему даже легально. На нашем форуме как-то не открывают тем про книги, но тут я решил сделать исключение, поскольку такое дело заслуживает большего внимание, чем просто пост в "Литературе".

Инженеры - это люди, которых практически никогда не оценивают по достоинству ни в плане признания, ни в материальном плане. Практически все объекты, которые нас окружают, спроектированы инженерами, имена которых вы никогда не узнаете. Инженеры практически никогда не становятся звездами на телеэкранах или радио, у них редко берут интервью в журналах и в целом большая часть людей не имеет не малейшего понятия о том, в чем вообще заключается их работа. Например, мне неоднократно задавали вопрос, в чем заключается работа IT-инженера. Для большей части людей их деятельность покрыта мраком, при этом все пользуются Windows, играют в компьютерные игры, выходят в интернет, звонят по сотовым телефонам, базирующимся на микроконтроллерах... Очевидно, они все считают, что все это появляется из воздуха.

Деятельность инженера - это разработка. Хотя многие инженеры могут работать и в других областях, но это его основное предназначение. Понять, что это такое, какие у него бывают триумфы и неудачи... Я считаю, что это очень важно, поскольку это позволит морально подготовится к этому тому, кто собирается стать инженером, так и позволит относиться с большим уважением к людям этой профессии тем, кто никак не связан с инженерными науками или разработками.

Книга, которую я хочу порекомендовать, называется "Советский космический блеф" и ее написал Леонид Владимиров. Прежде чем делать какие-то выводы по названию этой книги позвольте мне рассказать вам, о чем она.

http://lib.ru/MEMUARY/WLADIMIROW/Sovetskij_kosmicheskij_blef.txt

Как известно, так называемую "космическую гонку" между СССР и США вначале выигрывал СССР, но затем вперед вырвались США. Большая часть людей считает, что лидерство США началось с высадки американских астронавтов на Луну. Так вот, автор данной книги берет на себя смелость утверждать, что на самом деле имело место "первенство СССР", но не лидерство в космических технологиях. Прочитав эту книгу, я могу сказать, что автор не является убер анти-коммунистом и его доводы, и сведенья, приведенные им, насколько я могу судить, соответствуют действительности. Эта книга была написана в 1973 году и ее целью не является очернение советской науки или советской истории. Автор всего лишь рассказывает "как это было", а было далеко не всегда все хорошо и приятно. Но эта книгда посвящена не столько СССР, сколько истории жизни Сергея Павловича Королева и его противостояния с Вернером фон Брауном.

Она в полной мере показывает все то, с чем сталкивается в своей работе инженер. Королев это один из самых выдающихся инженеров, которые только были в истории. Ему, совместно с командой незаслуженно забытых и тоже выдающихся разработчиков, удалось сделать то, что врядли мог бы сделать кто-то другой - запустить первый искуственный спутник и отправить человека в космос, невероятно сложные задачи в условиях отсталости Советского Союза в абсолютно всех технологиях. Хотя его соперники, которыми главным образом были американцы во главе с Вернером фон Брауном, обладали значительно большими техническими и экономическими средствами, всю свою жизнь Королев вел первенство.

Инженеры это те люди, которые всегда стоят в тени. Вся страна знала Гагарина, человека, который всего лишь сидел в ракете и даже не управлял ею, но никто не знал таинственного "главного конструктора", который создал всю техническую часть. Лишь после смерти Королева его заслуги были признаны, но при этом до сих пор почти никто не знает Леонида Александровича Воскресенского, одного из наиважнейших разработчиков, человека, без которого не состоялся бы даже запуск первого искусственого спутника. О нем даже нету статьи в Википедии, хотя его значение не меньше чем значение самого Королева. Чего уж говорить про всю команду разработчиков первых советских космических аппаратов, имена которых неизвестно, можно ли вообще найти, а ведь многие из них были очень, очень талантливыми людьми.

Инженеры это самые креативные люди, которые только существуют. Фантазии никакого писателя, художника или любого другого артиста не сравниться с фантазией инженера. В то время как люди искусства могут творить свои произведения ни с кем и ни с чем не считаясь, инженер вынужден действовать в рамках реального мира, да еще с ограничениями во времени, средствах и в соответствии с желаниями людей, которые контролируют проект с внешней стороны. Инженеры вынуждены искать решения таких проблем, к которым изначально даже неизвестно с какой стороны подойти. И их фантазия обладает огромной силой, поскольку она напрямую вмешивается в жизнь других людей и иногда меняет ход всей человеческой истории. Поэтому многие инженеры мечтают о написании собственных книг, например фантастических романов, или музыки, или создании любого другого "креатива". Потому что их фантазия воистину огромна, но чаще всего им просто нехватает времени, чтобы осуществить свои замыслы.

Весь этот процесс борьбы со всем вокруг, вплоть до самой реальности, показан в этой книге самым наилучшим образом. В ней рассказано о том, что значило быть инженером в Советском Союзе на примере самой продвинутой команды стоящей на переднем крае тогдашней техники - ОКБ-1, которой Советский Союз обязан своим оглушительным выходом в космос. На западе все были уверены, что Советский Союз невероятно лидирует в своей космической технике, но на самом деле реальность была совсем другой и это было обусловлено огромным количеством факторов.

Вам следует прочитать эту книгу, если вы:

1) Хотите стать инженером/учитесь по любой инженерной специальности.

2) Хотите знать историю Советского Союза и, в частности, историю развития космонавтики на самых ранних этапах, при этом вы устали от бесконечных про- или анти- советских источников.

3) В целом интересуетесь "космической гонкой".

4) Если вас удивляет, как американцы смогли первыми высадиться на Луну, потому что СССР был лидером - он не был лидером, прежде всего. Так же книга крайне рекомендована всем тем, кто не верит, что американцы были на Луне. Дается огромное количество важных данных по состоянию космической техники Советского Союза в период "первенства".

5) В целом, если вас интересует хорошая литература, откуда можно почерпнуть массу информации для размышления.

Я никто, чтобы давать вам советы или какие-то рекомендации... Я просто прошу вас - оторвитесь ненадолго от фэнтази, фантастики, киберпанка, "миров-дисков" и всего остального, и прочтите книгу про настоящих людей, которые жили, и которые сделали невозможное. Потому что эта история, действительно, может чему-то научить.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Оторвусь от ГоСТов - прочту всенепременно, спасибо.

UPD

Эмм... о том, что космодром Байконур и камуфляжные сооружения у посёлка Байконур - это разные вещи в 73 году на западе ЕМНИП отлично знали.

Уж тем более это знали в "Aviation Week".

Тот факт, что автор сбежал из союза и попросил политического убежища в Англии тоже как бы намекает.

Меня в горячей любви к СССР и советской науке вряд ли можно заподозрить, но книга с самого начала малость настораживает.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Капеллан

Эмм... о том, что космодром Байконур и камуфляжные сооружения у посёлка Байконур - это разные вещи в 73 году на западе ЕМНИП отлично знали.

Уж тем более это знали в "Aviation Week".

Тот факт, что автор сбежал из союза и попросил политического убежища в Англии тоже как бы намекает.

Меня в горячей любви к СССР и советской науке вряд ли можно заподозрить, но книга с самого начала малость настораживает.

Меня оно тоже насторожило, но оказалось гораздо лучше, чем я ожидал.

В 73 году она была издана, написана, очевидно, немного или много раньше.

Глянул предисловие, таки 1971 год. Не знаю, многое ли это меняет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Немного. В том, что касается аэрокосмической разведки и космической группировки спутников-шпионов - у американцев всегда дела шли как надо.

А в Aviation Week никогда не жаловалась на отсутствие своих людей в самых разных подразделениях авиации и космических войск США.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Капеллан

Небольшой комментарий по поводу космодрома и всего остального...

В журнале "Авиэйшн

уик" промелькнуло сообщение о каком-то взрыве, якобы происшедшем на

советском космодроме в Байконуре (юмор заключается в том, что ни в

Байконуре, ни вблизи этого казахского городка никакого космодрома нет и

никогда не было -- советские лжецы умудряются до сих пор обманывать многих

на Западе даже в этом).

Собственно из этой фразы не следует, что в Aviation Week не знали о том, где находится космодром, автор просто доводит это до сведенья читателей, которые могут этого не знать.

Впервые на Западе узнали о реальном местоположении космодрома 12 февраля 1955 года благодаря сверхвысотному самолету U-2.

И сейчас же многие газеты и журналы стали всерьез

писать, что, вероятно, взорвалась как раз новая сверхмощная советская

ракета, готовая унести к Луне космический корабль.

Скорее всего, речь идет о носителе Н-1, который действительно теоритически предназначался для полета на Луну. По-моему взрыв на космодроме произошел в 1969 году, остальные были уже в полете. Собственно автор абсолютно прав в том, что эта ракета просто не могла ничего доставить на Луну. История создания ракеты-предшественницы, которая выводила Союз на орбиту, подробно описана в книге, как и недостатки ее дизайна (которые в Н-1 были доведены до абсурда).

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

космодроме в Байконуре

Не "на космодроме Байконур". А на космодроме в Байконуре. Аффтар намеренно подчёркивает, что в AW "купились даже на такую примитивную советскую наживку". Меня это малость привело в недоумение.

Про Н1. Гугль рапортует, что в 69 году ракета взлетела, засбоила и после 23с полёта ахнулась прямо об стартовый стол.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Капеллан

Не "на космодроме Байконур". А на космодроме в Байконуре. Аффтар намеренно подчёркивает, что в AW "купились даже на такую примитивную советскую наживку". Меня это малость привело в недоумение.

Мне кажется, ты очень торопишься с выводами. Во-первых, на Западе всю зону, в которой находится космодром называют "Байконуром", а это большая зона. Во-вторых, по-моему в то время этот космодром вообще никак не назывался, поэтому о нем писали "космодром в Байконуре" (поэтому о нем просто не могли написать "на космодроме Байконур" ни в Aviation Week, ни где либо еще).

Автор не намекает на какую-либо неосведомленность в Aviation Week. Насколько я знаю, тогда, как и сейчас, это была открытая публикация и многие читатели могли не знать о реальном местанахождении космодрома. К слову, сейчас рядом с космодромом действительно находится город под названием "Байконур", это переименованный в 95-м году Ленинск. А оригинальный Байконур находился в сотнях километров от космодрома.

Про Н1. Гугль рапортует, что в 69 году ракета взлетела, засбоила и после 23с полёта ахнулась прямо об стартовый стол.

Один из двигателей взорвался почти что сразу, но ракета немного взлетела, после чего засбоили другие двигатели и она упала на стартовую площадку. Я считаю, что это можно назвать взрывом на самом космодроме (особенно учитывая тот факт, что в Aviation Week не могли знать, что ракета взлетела - они могли видеть только последствия взрыва, из чего они не могли знать, как она взорвалась - на земле или в полете). Последующие запуски Н-1 заканчивались взрывом в воздухе далеко от космодрома.

в то время этот космодром вообще никак не назывался, поэтому о нем писали "космодром в Байконуре"

Собственно, только что проверил и так оно и есть. Официальное название "космодром Байконур" было присвоено ему в 1995 году. До этого о нем писали как "космодром в Байконуре".

Не надо гнать на автора без причин. Я во время прочтения не заметил каких-либо перевранных фактов с целью очернить Советский Союз или еще кого-то.

Так же не забывайте, что книга написана, скорее всего, между 1969 и 1971 годами и издана в 1973 году. С тех пор кое что изменились и некоторые названия могли поменяться и т.д. Пожалуйста, проверяйте факты соотнося их с временем действия и положением автора.

"купились даже на такую примитивную советскую наживку"

Кстати говоря, откуда ты взял эту фразу? Я сейчас специально вбил в поиск и не нашел ее в этом тексте.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кстати говоря, откуда ты взял эту фразу? Я сейчас специально вбил в поиск и не нашел ее в этом тексте.

Я не дословно привёл вот это:

В журнале "Авиэйшнуик" промелькнуло сообщение о каком-то взрыве, якобы происшедшем насоветском космодроме в Байконуре (юмор заключается в том, что ни вБайконуре, ни вблизи этого казахского городка никакого космодрома нет иникогда не было -- советские лжецы умудряются до сих пор обманывать многихна Западе даже в этом).

Может быть я, конечно, неправильно понял смысл данного предложения, но у меня создаётся ощущение, что автор намекает именно на неосведомлённость AW даже по такому элементарному вопросу, как расположение космодрома.

И, кстати, никто ещё (к моему удивлению) на автора гнать пока не начал. Просто одно из высказываний меня смутило. Если бы я и дальше по тексту нашёл что-то стрёмное - я бы отписался здесь, можешь не сомневаться.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Капеллан

Ясно, извини, просто это моя идиотская манера выражаться.

"На Байконуре" тогда не писали, на самом деле.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 6 months later...

В данный момент я читаю книгу "Путешествия к Луне", написаную авторским коллективом состоящим из А. В. Маркова, Ж. Ф. Родионовой, В. Г. Сурдина, В. И. Чичмачева, В. В. Шевченко, К. Б. Шингарева и Ю. Г. Шкуратова (книга издана в 2009 издательством "Физматлит").

Книга посвящена, как следует из названия, освоению Луны и судя по представленной в ней информации, косвенно подтверждается все то, что написано в книге Леонида Владимирова. Я и раньше нисколько не сомневался в ее достоверности, а уж сейчас так и абсолютно в этом убежден. Все слишком хорошо стыкуется.

Приведу несколько фрагментов:

Как видим, в прикладных (связь, метеорология) и научных космических исследованиях американцы быстро нас догнали, однако рекорды в пилотируемых полетах долго оставались за СССР.

Собственно это один из главных тезисов в книге Леонида.

В начале 1960-х гг. советская космонавтика была фаворитом, по крайней мере в общественном мнении. В те годы президент США Джон Кеннеди неоднократно предлагал главе СССР Н. Ц. Хрущеву совместную программу покорения Луны. Хрущев отверг эти предложения. В результате мы проиграли лунную гонку, затратив на нее колоссальные ресурсы и не получив ни научных, ни политических дивидендов. Сегодня ситуация обратная: фавориты в космосе - американцы. По части исследования Луны и планет Россия сейчас не входит даже в лидирующую пятерку. Теперь уже мы предлагаем американцам сотрудничество в организации полетов к Луне, но они отказываются.

Особенно интересный фрагмент связан с камерой "Енисей" для АМС "Луна-3", которая передала первые изображения обратной стороны Луны в 1959 году.

История примененной в камере "Енисей" фотопленки типа АШ шириной 35 мм достаточно забавна. По свидетельству заместителя главного конструктора темы "Енисей" П. Ф. Брацлавца и ведущего инженера по бортовой камере Ю. П. Лагутина наша промышленность к тому времени еще не освоила производство фотопленки, удовлетворявшей всем требованиям заказа "Енисей". Но выручил "господин случай".

Во второй половине 1950-х гг. США - наш бывший союзник по антигитлеровской коалиции - стали использовать в разведывательных целях воздушные шары. Возможность их применения для разведки основывалалась на особенностях воздушных течений над нашей страной - постоянных перемещениях воздушных масс с запада на восток. Шары, снабженные специальной фотоаппаратурой, запускались с военных баз США в странах Западной Европы и, несомые воздушными течениями, появлялись над СССР, фотографируя территорию нашей страны по пути движения. Таких шаров запускалось много. Они создавали угрозу полетам самолетов. Сбито этих злополучных "шариков" тоже было немало.

Некоторое количество фотопленки с этих шаров-шпионов оказалось в академии им. А. Ф. Можайского, с которой сотрудничал ВНИИ телевиденья. После исследования упомянутой фотопленки оказалось, что она по своим параметрам пригодна для использования в бортовой аппаратуре "Енисей". Тогда было принято втайне от высокого начальства решение разрезать ее на требуемый размер, отперфорировать и применить для фотографирования невидимой стороны Луны. Отсюда становится понятным несколько озорное обозначение типа фотопленки "АШ" - "американские шарики".

Выше - это цитата Виктора Арсеньевича Ефимова, сотрудника НИИ телевидения, готовившего фототелевизионную камеру "Енисей".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...