Nazgul Опубликовано 21 января, 2022 Жалоба Share Опубликовано 21 января, 2022 Примечание: данный текст был впервые опубликован в разделе "Блоги" 27 августа 2021 г. ==================================================================== Сегодня фраза «Интернет все помнит!» чаще всего несет негативный оттенок, потому что в подавляющем большинстве случае речь идет о вытаскивании из шкафа скелетов всех сортов и размеров, оставленных на просторах Интернета в далекой (или не очень) молодости. На самом деле здесь имеет место быть типичный пример отрицательного отбора, когда, как и в случае с онлайн-отзывами о купленных товарах, чаще всего люди публично обсуждают свои негативные впечатления. В моем случае все как раз наоборот - пример получается позитивный. Благодаря EnE у меня есть возможность сравнить впечатления от просмотра NGE и от прочтения ДДБ сегодня и более 15 лет назад. Надо сказать, без нашего форума я и не вспомнил бы, когда я последний раз смотрел NGE. Я точно помню, что первые два просмотра у меня были практически без перерыва, а вот третий раз я смотрел его уже позже, но вот когда? Что ж, благодаря замечательной функции поиска на форуме я смог установить с приемлемой точностью, что в третий и последний раз я пересматривал NGE в марте 2006. После этого в сентябре 2007 вышел первый Ребилд, и я дал себе зарок, что не будут его смотреть, пока не выйдут все фильмы серии. Кто же знал, что третья Халва Half-Life: Alyx выйдет быстрее, чем последний Ребилд... Само собой, за эти годы поменялось многое, так что с тех самых пор два года назад, как я вернулся в аниме и на наш форум, я периодически ловил себя на мысли «Что же будет, когда четвертый Ребилд все же выйдет? Я же обязательно все пересмотрю, но что если мое трепетное отношение к сериалу не выдержит проверку временем?» Что ж, вчера сей эксперимент был завершен. Что получилось в итоге? Если пытаться формулировать кратко, то ближе всего мои ощущения, наверное, можно описать как «ожидания оправдались», в хорошем смысле. Однако более точно эти самые ощущения можно передать, если разбить их на отдельные компоненты. Дизайн, анимация, музыка Моим главным опасением перед просмотром было качество картинки. Комбинация моего увлечения новинками в области компьютерного железа и гаджетов в сочетании с желанием получить максимум удовольствия от видео или музыки уже давно превратила меня в HD-сноба: я воспринимаю видео в формате 720p как необоснованное измывательство над моими очами, а 480p и ниже вообще является ересью и подлежит немедленному Экстерминатусу. К счастью, всевозрастающая доступность ИИ-алгоритмов для «умной» конвертации SD-исходников в HD рано или поздно приведет к тому, что все более-менее популярные вещи получат достойный 1080p вариант, даже если оригиналы утеряны или у правообладателей нет желания делать BD-релиз. Но в нашем случае все было еще лучше – популярность NGE привела к тому, что блюрей диски уже много лет доступны широкой публике, и за исключением одного единственного эпизода все оригинальные серии + EoE сегодня можно увидеть в отличном 1080p качестве. Более того, релиз 2D4U, который я скачал, содержит еще и дополнительные улучшения графики, которые в итоге делают изображение более чем достойным даже для такого HD-сноба, как я. Конечно, тот факт, что сериалу уже свыше 25 лет, дает о себе знать, но это заметно, в-основном, в дизайне персонажей. Примерно как персонажи классики аниме из 80-х четко отличаются от оных в 90-х, так и дизайн 90-х отличается от того, что мы видим в аниме сегодня. Я не специалист в этой области, так что просто отмечу, что лица персонажей – это главное и, по сути, единственное, что выдает в сериале его возраст. А вот прорисовка задников или анимация сражений даст фору подавляющему большинству современных тайтлов, как по уровню детализации, так и по реалистичности. Да, конечно, 14 лет спустя, обладая куда большими знаниями как в истории создания сериала, так и в области аниме в целом, я могу заметить то, как студия пыталась экономить на анимации, особенно во второй половине сериала. Отсюда и значительное количество статичных сцен, ну и, само собой, пресловутые последние два эпизода. Но это никак не мешает просмотру, а последние два эпизода сами по себе настолько необычны, что дешевая анимация смотрится как элемент повествования, а не как производственная необходимость. Что касается музыкального сопровождения, то тут все было ровно так, как я и ожидал. В свое время саундтрек к NGE стал фундаментом моей текущей коллекции аниме OST’ов, и хотя я в последние годы я крайне редко возвращался к нему, все мои любимые треки (Angel Attack, Decisive Battle, Eva-00 и т.д.) все также вызывают у меня сильный эмоциональный отклик (в отличие, к слову, от Fly me to the Moon, который хоть и ассоциируется у меня 100% с NGE, но никаких особых эмоций не вызывает). В этом смысле музыкальное сопровождение сериала не вызвало у меня никаких новых ощущений, так как я слышал все эти треки относительно недавно. Сюжет Казалось бы, что можно ожидать от сюжета, который знаешь наизусть и спустя 15 лет? Само собой, я подзабыл некоторые сцены, тонкости и нюансы, так что по ходу просмотра пришлось несколько раз открывать Википедию на EvaGeeks. И все же мне удалось увидеть в сюжете то, о чем совершено точно не задумывался при первых просмотрах, потому что тогда у меня, во-первых, не было целостного понимания сюжетной линии и нюансов самого NGE, а во-вторых, не было такого багажа просмотренных аниме, как у меня есть сейчас. Первое, что мне бросилось в глаза, — это намеки и нюансы, который понимаешь только после того, как посмотрел все хотя бы один раз и более-менее переварил сюжетную линию. Самый яркий пример – как в речи, интонациях и мимике Рицуко проглядывает ее тайные отношения с Гендо. Зная, что на самом деле происходит между ними, многие ее фразы становятся куда более глубокими по смыслу. Второе – это полное отсутствие филлеров, что особенно бросается в глаза при сравнении с современным аниме. Само собой, в NGE есть фансервис, но при этом здесь такой обязательный в современно аниме-штамп как сцена с горячими источниками занимает буквально пару минут эфирного времени в конце одного эпизода. Практически каждая сцена каждого эпизода несет смысловую нагрузку, и даже обычные будни героев служат целью раскрытия их характеров и постоянному контрасту со смертельной опасностью их жизни как пилотов Ев. Никаких тебе красных щек каждые пять минут, что было бы неизбежно в любом современной аниме с такой троицей главных героев. Третье – это слабые места сюжета: логические нестыковки, отсутствие внятного объяснения происходящего и штампы в поведении персонажей. Само собой, я прекрасно помню, что NGE – это деконструкция мехи, поэтому штампы там должны быть по определению, но я имею в виду скорее те штампы, которые не добавляют ничего к самой деконструкции. Самый яркий такой пример – поведение Гендо по отношению к Синдзи, но об этом чуть ниже. Наконец, последним интересным впечатление от сюжета стал просмотр последних двух эпизодов. Я смотрел их только один раз, при первоначальном просмотре, а при втором и третьем даже не открывал, считая EoE единственной правильной концовкой сериала. Так вот, в этом раз я просмотрел их от начала и до конца, и даже получил удовольствие. Безотносительно вопросов бюджета на анимацию, психологически именно эти два эпизода являются завершением линии личностей всех главных персонажей. EoE – это завершение сюжетных, логических, религиозных линий, а вот характеры Синдзи и компании получают последние мазки кистью художника именно в эпизодах 25-26. Что, в прочем, не отменяет того, что для понимания эпизодов 25-26 все равно нужно сначала посмотреть EoE. Персонажи Наверное, именно характеры персонажей в сериале были тем, в отношении чего я ожидал наиболее существенного изменения восприятия по сравнению с просмотрами 15 лет назад. Как ни крути, а жизненный опыт за такой длительный срок неизбежно меняет твое отношение ко всему в жизни, и большинство людей приходят к естественному пониманию того, что такой подростковый максимализм, какими идиотами являются большинство обычных тинейджеров в период полового созревания, ну и все остальные мелочи, входящие в стандартный багаж знаний адекватного взрослого человека. Начнем с главного персонажа – Синдзи. 15 лет назад я написал, что считаю его героем по формальным признакам, но при этом терпеть его не могу за его слабость и никчемность. Что ж, я больше не считаю его героем, но при этом он больше и не вызывает у меня раздражения. Теперь я гораздо лучше понимаю, что из себя представлял его характер, какие проблемы у него были и почему он все время пытался от них убежать. Это понимание делает вполне естественным и ожидаемым его поведение на протяжении большинства серий, а значит, у меня нет никаких причин испытывать к нему раздражение. Что же касается его статуса как героя, то здесь все тоже, в общем-то, довольно просто. Синдзи пришлось пройти через очень тяжелые испытания, но в этом нет ничего героического. Для подростка с его комплексами и его характером, прошедшим через все ужасы пилотирования Евы, его финальное решение принять мир таким, какой он есть, достойно уважения и похвалы, но не более того. Впрочем, негероический главный герой – это один из краеугольных камней деконструкции жанра в сериале, так что здесь мне всего лишь удалось увидеть то, что Анно хотел показать с самого начала. Второй персонаж, отношение к которому у меня поменялось, – это Рей. Если сравнивать с моими впечатлениями в прошлом, то получается, что теперь я не вижу в ней почти ничего романтичного. Да, она остается загадкой, но эта загадочность скорее из серии «Интересно, а чем вызвано столь серьезное отклонение в психике?». Ее хочется в первую очередь не защищать или пытаться сделать счастливой, а тащить силком к профессиональному психотерапевту, в то время как родителей или опекунов – в полицию на предмет издевательств над детьми. Правда, чем ближе к концу сериала и чем более сюжетных деталей нам раскрывают, тем меньше Рей кажется одни из трех психотипов пилотов, и тем больше она начинает выглядеть как то, что в английском называется plot device. Ее роль все больше напоминает роль Ев – неведомое чудо-юдо, непонятно что из себя представляющее, хотя и выглядящее ка человек. В итоге образ Рей – это мое главное разочарование после просмотра, мне очень жаль, что, судя по всему, романтик во мне постепенно уступает позиции видавшему виды цинику. Перейдем к последней из нашей троице – Аске. Аска – наименее интересный персонаж, потому что она ведет себя наиболее прагматично. Она выработала эффективный защитный механизм, позволивший ей успешно преодолеть психотрамву детства, и не ее вина, что из-за уникальных обстоятельств этот механизм неожиданно перестал работать. Перед просмотром я помнил, что Аска вызывала у меня раздражение, потому что я раньше я видел в ней только эгоизм и конкуренцию Рей, но теперь, как и в случае с Синдзи, от этого раздражения не осталось и следа. Более того, я сочувствую ей куда больше, чем любому другому персонажу, потому что, как известно, чем выше лезешь, тем больнее падать, а Аскина гора самовнушения о своем превосходстве была очень высокой. Наконец, последний персонаж, о котором я думал между просмотрами серий, – это, как ни странно, Гендо. Начнем с того, что молодой Гендо в сериале у меня при каждом своем появлении вызывал четкое ощущение, что я вижу перед собой какого-то радикального религиозного фанатика. Я совершенно не помню таких впечатлений раньше. В прошлом Гендо мне, как и любому другому зрителю, казался просто самовлюбленным куском дерьма, преследовавшем какие-то свои хитрые цели. Но сейчас к этому добавилось еще одно чувство – недоумение. Если исходить из того, что показано в сериале, совершенно непонятно, почему Гендо вел себя так по отношению к Синдзи. Не раз и не два судьба человечества висела на волоске, и все потому, что Гендо не мог сказать пару ласковых слов Синдзи. Для мастера тайных интриг и закулисной борьбы, каким он изображен в сериале, он совершал абсолютно непростительные ошибки, вне зависимости от того, любил ли он сына, ненавидел или был совершенно равнодушен. Судя по всему, я все-таки еще не до конца понял, что Анно имел в виду здесь. Вместо заключения Вне зависимости от моих личных впечатлений пересмотреть сериал перед просмотром Ребилдов нужно было обязательно, хотя бы только для того, чтобы напомнить себе основные моменты и иметь базу для сравнения с Ребилдами. То, что сериал, который был когда-то столь важной частью моей жизни, по-прежнему мне интересен – это плюс. То, что я стал по-другому смотреть на многие вещи в нем – это тоже плюс, значит, я не застрял в прошлом, мой жизненный опыт позволяет видеть ситуации куда лучше, чем раньше. Ну а самый главный плюс – я наконец-то могу посмотреть Ребилды и перестать прятаться от спойлер! Amazon Prime, here I come! Цитата Ссылка на комментарий Поделиться на другие сайты More sharing options...
Рекомендуемые сообщения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.