Перейти к содержанию
  • записи
    34
  • комментариев
    529
  • просмотров
    50555

Испанская система образования


Daniel5555

930 просмотров

В ближайшие дни я бы хотел высказать свое мнение по поводу российской системы образования и ее возможной реформы, а так же о системах образования вообще. Но хотелось бы начать немного издалека.

Скажу сразу, испанская система образования - плохая. Одна из худших в Европе. Такая же плохая, как российская система образования.

На бумаге все выглядит неплохо, но все сливает исполнение.

Если по порядку, то система такая...

Сама школа подразделена на четыре части: детское, начальное, среднее и высшее образование. Эти термины мои собственные, испанские же таковы: educación infantil, educación primaria, educación secundaria, bachillerato.

Детское образование занимается детьми возрастом от нуля до шести лет. Обязательным оно не является и устраивают это детские сады, разнообразные спец. школы и прочее. Вообще оно на полуофициальным положении и как таковое не котируется. Тем не менее, оно существует, и по желанию родители могут отдать своих детей на обучение иностранным языкам, а так же разнообразным наукам. По-моему, существует даже курсы физики для трехлетних детей, польза которых весьма сомнительна.

Начальное образование занимается детьми от шести до двенадцати лет и является обязательным. Это уже, собственно, школа.

Среднее образование занимается детьми от двенадцати до шестнадцати лет. Интересно то, что часто центры начального и среднего образования находятся в разных местах, то есть первоклассники не смешиваются с восьмиклассниками, в отличии от российских школ.

Школьная программа часто зависит от особенностей местности, в которой происходит обучение, и может довольно сильно отличаться от программ в соседних областях, что, впрочем, не вызывает серьезных проблем, как правило. Предметы такие же, как везде, то есть математика, некая "технология" (помесь физики, химии и инженерных наук), ciencias naturales (тоже помесь биологии, химии и т.д.). Помимо обязательных предметов существуют опциональные, которых надо всегда выбирать определенное количество, вроде религии, дополнительной математики, музыки и прочего. Интересно, что этот выбор ни на что не влияет, кроме того, что можно получить более хорошую подготовку к будущим предметам.

Высшая школа, bachillerato, длится два года (в некоторых местах три). Здесь уже необходимо выбрать профиль обучения - гуманитарный, научный, инженерный, либо артистический. Часть предметов, вроде родного языка, иностранного языка и т.д., являются общими для всех, другие предметы являются чисто профильными и их изучают только в своем профиле. Один предмет может быть одновременно в двух профилях, например математика находится как в научном, так и в инженерном, тогда как химии в инженерном нет, зато есть "технология". У гуманитариев вообще нет математики.

После окончания школы сдаются экзамены в самой школе и выдается аттестат об ее окончании. После этого, если ученик желает поступить в университет, сдается ЕГЭ, который проводится вне школы на территории какого-либо университета. Интересно то, что хотя ЕГЭ так же подразделены на профили, соответствующие школьным, никто не заставляет идти именно на тот профиль, по которому ученик обучался в школе (правда непонятно, как он будет сдавать экзамен). Подготовка к ЕГЭ ведется в самой школе уже после сдачи школьных экзаменов, когда по обычному уже должны быть каникулы.

Помимо высшей школы и университета есть альтернатива - профильное образование, среднее и высшее. Среднее происходит вместо высшей школы, а высшее вместо университета. Это аналоги столь непопулярных в России образовательных учреждений, где учат на слесарей и т.д., хотя есть и более интересные профессии, например программист. Впрочем, из среднего профильного можно поступить на профильное высшее, а оттуда в университет, но это более долгий путь.

Образование в университете обычное... Ну, для России совсем необычное. Заключается в следующем - каждая программа образования имеет определенное число так называемых "кредитов", которые выдают за сданные предметы. Как правило, предметы стоят от 6 до 9 кредитов, чем больше кредитов, тем больше часов требует предмет. Когда сданы все кредиты, выдается диплом. Сами предметы делятся на обязательные, опциональные и свободные.

Принцип очень простой. Например, для получение профессии IT-специалист надо знать программирование, компьютерную архитектуру, математику и так далее. Это обязательные предметы. Но ведь область IT гораздо шире, чем это! Причем она настолько широка, что ее всю изучить невозможно. Но можно изучать те области, которые наиболее соответствуют твоим интересам, например роботику или криптографию, и затем, по окончании обучения в дипломе будет написано, что ты это прошел. Наконец "свободные" предметы это те, которые вообще не связаны с твоей профессией, но помогают тебе развиваться, как личности. Например, иностранные языки. Никакой философии и прочей муры, которую любят пихать в российских университетах, здесь нет, точнее они есть, но их никто не сует насильно (при желании "свободные" предметы можно забить излишком опциональных по своей профессии или действительно изучать то, что тебе интересно, будь то экономика или китайский язык, причем необязательно, чтобы это было в твоем университете - лишь бы организация, которая проводит обучение имела сертификат качества).

Нет такого понятия, как "первый курс" и так далее. Вместо них, предметы объединены связями, вроде того, что один предмет требует того, чтобы студент завершил два или три тех, которые подготавливают к нему. Поэтому в какой-то момент можно продвинуться выше по одной "ветви", чем по другой.

Почему-то когда я объясняю эту систему некоторым жителям России, они часто удивляются и называют ее "странной", хотя именно по этой системе учится весь мир, а именно российская система странная и, честно говоря, глупая.

Кстати говоря, и государственные, и частные вузы - платные. Просто в государственных ученик платит примерно 1/3, а остальное - государство, а в частных - все. Если бы здесь узнали, что в России студентам платят за обучение, здесь бы все просто обалдели от такой дикости. Максимум, что здесь можно получить - это бесплатное обучение, но это практически нереально, потому что надо получать одни девятки и десятки по предметам, а это нереально для среднего студента. В продвинутых вузах могут заплатить, если студент вошел в топ по всей группе из пары тысяч студентов, но как правило эта премия просто небольшой подарок, потому что такой гений обычно уже работает и неплохо зарабатывает (и ему даже не надо уже ничего заканчивать). Интересно, что если такой топовый ученик еще и девушка, то платят больше. Ага, дискриминация.

Сейчас в Европе проводят реформу системы высшего образования, которая, на мой взгляд, не нужна, поскольку нынешняя система удовлетворяет всем требованиям и вообще это является попыткой починить то, что не сломано. Но по сути новая система не сильно отличается от нынешней.

Но вообще разговор не про университеты, а про школы. Система в университетах очень хорошая.

А вот в школах просто ужас. Как обычно, на бумаге все хорошо, но вот приведено в дело все очень плохо.

Главная проблема образования - необычайно низкие требование к ученикам. Причем это выражается не в легкости экзаменов, а в том, что учеников пропускают дальше с 2-4 несданными предметами. Причем иногда число несданных предметов уже перестает иметь значение, пропускают и с десятью, лишь бы не оставлять 14-летнего дылду в классе с 10-летними.

Происходят все эти чудеса из-за того, что здесь очень боятся травмировать детскую психику плохими оценками. Отсюда и более низкие требования, отсюда и все более легкие программы обучения. Откуда взялась такая боязнь? Объяснять долго, но это отголосок эпохи Франко, когда система образования была очень строгая. Выросшие при ней нынешние авторы мега-программ хотели ее смягчить, что вообще говоря, неплохая идея, но в попытке защитить детей от вообще любых неприятностей жизни, они перешли все границы.

В результате, как и в России, в университетах все преподаватели жалуются на необыкновенно низкий уровень студентов. В некоторых университетах даже по личной инициативе преподавателей ввели "нулевой курс", на котором проходят в течении нескольких месяцев всю школьную программу чуть ли ни сначала. Естественно не по школьным учебникам, а в куда более ускоренном и темпе.

Возможно, эта идея могла бы неплохо прижиться в российских вузах, учитывая, что российская система школьного образования, как испанская, уже давно находится в состоянии клинической смерти.

9 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

У меня например личный опыт сугубо положительный. Если бы наши горе-реформаторы не прикручивали к старой системе западные свистоперделки типа ЕГЭ, было бы еще положительнее.

Ссылка на комментарий

Calter

У меня например личный опыт сугубо положительный. Если бы наши горе-реформаторы не прикручивали к старой системе западные свистоперделки типа ЕГЭ, было бы еще положительнее.

Проблема не в самом ЕГЭ, я думаю (идея-то неплохая), а в реализации.

Ссылка на комментарий
где учат на слесарей и т.д., хотя есть и более интересные профессии, например программист.
Ну, не знаю, каждому интересно своё. Так что не надо говорить, что программист более интересная профессия, чем остальные. Не занижай достоинства других профессий.

По делу. Я так и не понял, что есть плохого в российской школе? Тобой не отмечены проблемы российской школы. Единственное что ты записал - ЕГЭ(вроде бы) и низкий уровень подготовки поступающих в вузы. Почему же они такие? Потому что дети не хотят учиться. Почему они не хотят? Это обширное поле для болтовни.

Ссылка на комментарий

По крайней мере козлищ от агнцев отделили. А то в моей родной школе здоровые долдоны, бывало, устраивали побоища, в которых использовали малят вместо дубинок. В футбол поиграть - так вообще без раздумий отберут портфель или шапку и давай пинать, первоклашки часто носили зимой малахаи, как у Филипка. На курево не хватает - тоже сразу ясно, у кого экспроприировать. И так далее.

Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...