Перейти к содержанию
  • записей
    169
  • комментариев
    1170
  • просмотров
    219830

Сверхтяжеловоз


Calter

1530 просмотров

Я уверен, что многие уже не раз встречали этого милого гиганта с приводом на все 12 осей. В интернете его зовут и драконом, и воином апокалипсиса, а я хотел бы рассказать о том, какое неожиданное применения нашлось на этого богатыря в 90х. Но обо всё по-порядку.

s640x480bf.jpg

Как всегда начнём с тактико-технических характеристик, и это начало будет уместно, ведь наша многоножка - шасси для пусковой установки 15П157 подвижного грунтового ракетного комплекса 15П162 «Целина-2». Он является единственным в мире представителем клуба внедорожников с приводом 24х24. 12 осей приводятся в действие танковой газовой турбиной ГТД-1000ТФМ мощностью 1250 л.с. С мотором разобрались, теперь габариты: так как шасси не предназначалось для использования на гражданке, то его особо не ужимали. Длина 28,1 метров, ширина 4,1 метра, высота 4,4 метра. Весит этот бескомпромиссный аппарат 65800 кг, а грузоподъемность - 150000 кг (!)

s640x480k.gif

0001hwpp.gif

Как можно догадаться, машина была полностью спроектирована под одну цель - перевозка ракеты "Целина-2". Сама ракета - это 104 с половиной тонны смертоносного оружия длинной 22600 мм и диаметров 2400 мм. Для проведения всяческих испытаний изначально МАЗ-7907 накатал 1000 км по Могилевскому шоссе и на заводском полигоне, а потом в расчлененном состоянии отправился в Волгоград по железке , где его еще раз собрали, смонтировали оборудование для пуска ракеты и еще раз разобрали. Ведь сеть автомобильных дорог оказалась слишком мелкой для нашего героя. До своей следующей он был доставлен снова по жд. На этот раз такой остановкой оказалась Тверская военная часть, где его ждали сравнительные испытания с его предшественником, МАЗ-7906. Вот, кстати, и он:

s640x4801u.jpg

В нелегкой схватке победителем вышел наш герой. В материалах вики можно увидеть некоторые его преимущества относительно МАЗ-7906: меньшие осевые нагрузками, лёгкость управления, улучшенные виброакустические характеристики в кабине, более быстрый набор готовности к движению при низких температурах (за счёт применения ГТД), улучшенные эксплуатационные качества (за счёт применения электротрансмиссии), более высокая надёжность и живучесть (за счёт резервирования систем электротрансмиссии и возможности движения без 8 электроприводов), лучшая железнодорожная транспортабельность. Но позже программу свернули, машины вернули обратно на завод. Казалось, это было началом конца, но этой машине всё же удалось оказаться полезной, о чём пойдёт речь далее.

s640x4802f.jpg

Вид сзади:

s640x4803y.jpg

Спустя 10 лет, в 1996 году, некие предприниматели из Беларуси приобрели чудесный теплоход. Весил этот теплоход 88 тонн и был длинной 40 метров. Всё было бы хорошо, только его местоположение не соответствовало желаемому. Катер находился в водах Березина, а по планам бизнесменов он должен был превратиться в замечательный ресторан уже в водах озера Нарочь. Это, кстати, курорт Беларуси. Дело, казалось бы, простое, только эти два анклава не имеют между собой водного пути. Всё, что было в те времена в Республике из подвижного состава никак не могло перевезти этот катер, кроме одного опытного образца на задворках завода. Думаю, вы поняли о чём идёт речь.

s640x4804.jpg

Первая идея была грандиозна как сам катер и курорт: собрать автопоезд из шасси МАЗ-7907 в роли прицепа и тянуть его балластным тягачем МЗКТ-79222 (тот, что возит Тополь-М). Итак, посчитаем общие габариты. Длина "прицепа" 28 метров, тягача около 20. Итого 48 метров. Началась работа по подготовке "прицепа", надрамник для крепления ТПК превратился в ложемент для катера. Вот, кстати, предполагаемый тягач.

2225fd8bdd000d16d23d407.jpg

Итак, в июле, по адресу деревня Веселово, река Березина, собрались действующие лица: МАЗ-9707, автокран, катер, а вот тягач МЗКТ-79222 после 30 км пути от ворот завода отказался дальше ехать. Силами задействованных людей было принято решение - перевозке быть и без тягача. Простояв 10 лет, машина, со слов механиков, была в отличном состоянии, только вот электротрансмиссия родом из Сибири вызывала опасения. Когда стали искать запчасти к этой детали, оказалось, что уже не найти не то что запчастей, но и сам институт, который ее проектировал, уже закрыт.

s640x4805.jpg

Как всегда не обошлось без сюрпризов, первый из которых не заставил себя долго ждать: при погрузке корма катера сильно задралась наверх. Причиной тому стала дополнительная нагрузка в носу катера. Бизнесмены с озера накидали в катер досок, мешков, в общем, использовали свободное пространство по-максимуму. Итого, со слов участников тех событий, масса груза с доп. оборудованием была не менее 100 тонн. Когда все погрузочные дела были закончены, дело шло уже к ночи, так что экспедиция заночевала в том же населенном пункте. Так как по планам все было быстрее и оперативнее, перед сном всё электричество было отключено (всё же высота груза на шасси составляла 8,5 метров). Тем самым василевцы (жители деревни, где грузили катер) остались без света, а так же без магазина, который был закрыт под соответствующим предлогом «Магазин закрыт в связи с проездом катера».

s640x4806.jpg

С утра наконец-то был взят курс на озеро. Первым проблемным участком был мост через реку, не запланированный под такие осевые нагрузки. Но у белорусов было припасено хитрое решение. В колонне с грузом, машинами прикрытия, был еще один козырь: четерхосный МЗКТ-79091, далее цитата очевидца: "оснащенный лебедкой и дополнительной кормовой мачтой. При запасовке каната через мачту, установленную в вертикальном положении, лебедка из тянущего средства превращалась в подъемное. Вот это оборудование и планировали использовать при пересечении мостов. Канат прикрепили к корме катера и приподняли с помощью лебедки, таким образом, часть нагрузки от катера перешла на МЗКТ-79091. Далее автомобили синхронно и медленно начали движение по мосту через Березину. Для контроля такой сверхсложной перевозки приехали представители мостовых служб (правда, во время самого волнующего момента их никто не видел), но все закончилось благополучно."

s640x4807.jpg

Продолжая тернистый путь к курорту в штатном режиме, водитель, убедившись, что электротрансмиссия не дает сбоев, разогнал многоножку с 5 км/ч до 20. Общая длина вояжа состовляла 200 км, которые были пройдены за 4 дня. Весь караван шел с кунгом на шасси МАЗ-543, где была полевая кухня и ночлег. По приезду на озеро водитель транспортера, не долго думая, заехал в озеро с грузом, а выехал уже без него. Для военной машины купание не оказалось смертельным. А вот электротрансмиссия на обратном пути скоропостижно сдохла. Сороконожку дотащил обратно на завод на буксире заводской тягач, где она стоит и по сей день. Правда, из двух экземпляров в итоге, путём снятия запчастей с одного на другой, жив остался лишь один.

Очевидец событий и первоисточник - В. Чехута, информация и фото взяты с википедии.

s640x4808.jpg

2 Комментария


Рекомендуемые комментарии

Офигенная история. Мне вот только непонятно на кой хрен они изначально планировали буксировать исправную машину?

И да.. Неужели ж вся эта эпопея оказалась выгодней, чем покупка судна где-нить в самой Беларуси, или вообще собрать его там? Ну, вероятно, выгодней если они этим занялись, но все равно - подход к делу изобретательный. Мне нравится. =)

Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...