Перейти к содержанию
  • записи
    34
  • комментариев
    529
  • просмотра
    50893

Краткий гид по литературному трэшу


Daniel5555

2929 просмотров

Это попытка составить небольшой гид по книгам, которые НЕ надо читать.

Сразу скажу, что все написанное ниже является моим личным мнением, из которого я не делаю никаких серьезных выводов о чем либо, поэтому если среди вас есть поклонники данных жанров, произведений или авторов, для меня это ничего не означает.

Так же все нижесказанное основано на личном опыте, то есть я действительно (к сожалению) читал достаточно из этого... Этого самого. Большую часть просто от скуки.

Итак, приступим...

1. Детективы

Я не знаю почему, но из всех прочитанных мной детективов, мне не понравился не один. Причем я считаю, что у меня на это есть объективные основания.

Казалось бы, хороший жанр, вроде бы и сюжет должен быть интеллектуальный со всякими интересными поворотами, и для размышлений над чем угодно всегда может найтись место, все-таки любое преступление может затрагивать фундаментальные вопросы добра и зла.

Однако нет, весь интерес обычно сводится к тому, "кто убийца и как убили". Персонажи забываются через пару страниц, никакого развития их характеров вообще нет в принципе, реалистичности в них, как правило, ноль. Реализм происходящего в целом тоже часто хромает на обе ноги.

Причем наблюдается это все как в новомодных детективах, так и в золотой классике, вплоть до Шерлока Холмса. Я, конечно, извиняюсь, но и все эти мисс Марплы и прочие Пуаро настолько скучные и их сюжеты настолько унылые, что меня чаще всего с трудом хватает до половины этих книг. Я не могу понять, что люди находят во всем этом, по-моему это наиунылейшие произведения, часто крайне сухо переведенные на русский к тому же.

Особое место в жанре занимает цикл книг про Фандорина за авторством Бориса Акунина. В свое время я прочитал всю серию, причем с большим удовольствием. Однако сейчас я понимаю, что время было потрачено зря... Я не могу вспомнить сюжета хоть одной из этих книг. Эти книги примерно как летний блокбастер вроде "Тора", вроде бы и нравится, а через год и не вспомнишь, что такое было. Причем я уверен, что "Тор" я и то буду помнить лучше, чем эти книги из сериала выходящего в свое время по книге в год.

Прочие детективы Акунина еще хуже.

Все это относится именно к книгам-детективам. К сериалам и фильмам я отношусь куда лучше ("Коломбо" - один из моих любимых сериалов).

1.а Женские детективы

Вообще когда в названии жанра обозначен пол ("женский детектив", "мужской журнал", "аниме для девочек") это практически точно означает, что произведение - уг. В данном случае это правило без исключений.

Я имею в виду Донцову и ей подобных авторов. От содержимого этого хочется блевать. Причем в отличии от просто детективов, сам опыт знакомства с этими книгами невозможно забыть. Помню, читал я какую-то "Тайну кенгуру на балконе". Вообщем, главная героиня периодически видела кенгуру на балконе и это, видимо, и была тайна (так как из описания совершенно невозможно понять, как это могло происходить). Не знаю, может она баловалась наркотиками, а может съехала с катушек. До конца этой книги я не дошел, потому что такое количество ахинеи вынести было невозможно.

отдельно хочется отметить поганый аффторский стиль (как вам "Дашка-какашка"?), чувство юмора по сравнению с которым Петросян - мастер остроумия, и представленные в романе милиционеры, которые офигеть какие крутые.

Штампы перечислять не буду, так как это уже сделано на том же Луркоморье.

1.б Детские детективы

О, до этого мы еще доберемся в разделе о детских книгах.

В заключение о детективах должен заметить, что само наличие одной сюжетной линии связанной с расследованием какого-нибудь криминала еще не причисляет произведение к этому жанру. Поэтому "Преступление и наказание", например, это точно не детектив.

2. Псевдоисторические романы

Очень популярное направление на западе, в Америке и в Европе. Или было популярным пару лет назад, во всяком случае в специализированных журналах каждая вторая реклама форсила какой-нибудь роман данного жанра.

Началось все это непотребство с будь-он-неладен Дэна Брауна с его нетленкой "Код Да Винчи". Затем масла в огонь добавил Кен Фоллет. О нем, правда, ничего сказать не могу, поскольку не читал, однако большая часть книг данного жанра благополучно переняла на себя все "достоинства" книги Дэна Брауна - кучу исторических ошибок, маразм в сюжете, претензию на что-то очень важное и ужасный стиль.

Наиболее поразившим меня образцом была некая книга, автор которой хотел связать в один сюжет историю и актуальные политические события. Эту книгу я не читал, однако перескажу аннотацию, которая произвела на меня большое впечатление: "Книга посвящена тайнам Sagrada familia (собора в Барселонe, шедевра Гауди), политическим интригам связанным с прокладкой туннеля для сверхскоростного поезда под собором, русской мафии и неизвестным фактам из жизни Антонио Гауди.". Ага, нет ничего лучше псевдоисторического бреда про Гауди, русскую мафию, сверхскоростной поезд и коррумпированных политиков. Мне даже интересно, наверное стоило все-таки почитать...

2.а Женские псевдоисторические романы

Еще задолго до Дэна Брауна, этот жанр расцвел пышным цветом и успешно существует до сих пор. Первой книгой, которую я прочитал этого жанра, была "Пленница викингов", последней "La joven de Esparta" ("Девушка Спарты", в России она точно не выйдет). Ну раз именно "женское", то, как вы понимаете, нормальным тут ничего не будет. Краткий перечень частых штампов, которые наблюдаются независимо от автора и даже года появления произведения:

1. Главная героиня всегда более-менее молодая девушка, которая часто умудряется сочетать в себе желание независимости и полную зависимость от окружающих мужчин.

2. Героиня всегда должна заниматься мужским делом, например воевать в отряде с мужиками или идти с ними на войну. В особо тяжелых случаях она притворяется мужчиной, чтобы ее взяли и при этом НИКТО на протяжении 80% книги этого не заметит, хотя по красоте и женственности она, конечно, самая-самая в рамках произведения.

3. Героиня обязательно должна либо себя изуродовать, либо быть изуродованной кем-то в начале книги. Чаще всего страдает лицо. Естественно, после описания этого акта, больше об этом не вспоминает ни она сама, ни окружающие ее люди.

4. Героиня обязательно ненавидит какого-нибудь мерзкого мужика и чаще всего весь сюжет построен на том, что она хочет ему отомстить. В процессе мщения, который занимает больше половины произведения, она влюбляется в этого мужика и потом его спасает оставшуюся часть шедевра.

Меня особенно добивает в этом то, как сильно меняется отношение к этому антагонисту. Вначале книги он делает одни сплошные мерзости, которые ненавидит как сама героиня, так и второстепенные персонажи, но ЗАТЕМ она неожиданно узнает, что на самом деле это все не так, и мотивы у него есть, и вообще он добрый парень и вообщем он ее возбуждает. Ну и что, что он убил ее брата или сжег ее деревню, время же такое...

5. Ни одна женщина-автор не может пройти мимо такого интересного органа, как половой член. Причем у антагониста/возлюбленного член всегда самый большой из всех мужчин в этом произведении. Конечно, самой героине может понадобится что-то подложить себе в трусы, чтобы все думали что она мужик (все мужики определяют пол только по этому признаку). Иногда наблюдается описание процессов кастраций и прочие интересные вещи.

6. Сама героиня у нас терминатор, может валить буквально толпы врагов, естественно мужского пола. Причина описана ниже.

7. Во всех произведениях обязательно присутствуют какая-то сверхъестественная составляющая. То какой-то бог даст совет, то какие-то злые создания будут давать героине силу разрушения (смотрите пункт выше), то какой-нибудь волхв будет помогать. Вообщем, вы поняли. Впрочем вся эта магия всегда остается на вторых ролях. Монстров из ада, которые всех валят, к сожалению нету. Чаще всего все это является одной только героине и помогает крайне эпизодически, да и сама помощь, чаще всего, имеет обратную сторону.

8. Возлюбленный главной героини сам терминатор, например может несколько часов выжить находясь в плену в голом виде на морозе, причем его бьют и пытают, пока его девушка бежит через зимний лес к дружине и затем бежит обратно с дружиной, чтобы его спасти. Ну, вы поняли.

Хрестоматийным примером является та самая "Девушка из Спарты". Там тебе и всезнающий оракул, который использует чудо-яд, который позволяет ей "уснуть" так, чтобы все подумали, что она мертва, и придурок-антагонист, ее будущий возлюбленный, и самоуродование (чтобы никто не узнал), имитация самоубийства путем введения кинжала в вагину, выдавание себя за мальчика и поход с толпой спартанцев в качестве оруженосца, причем за весь поход никто не понял, что она не мальчик, несмотря на совместные ночевки и прочее.

Добавьте к этому тот факт, что стиль у авторши настолько хреновый, что иногда во время диалогов непонятно, кто вообще что говорит, и мы получим мега-шедевр.

Но... Должен заметить, что в данном жанре, тем не менее, несмотря ни на что, иногда бывают и весьма достойные произведения. Одним из таких исключений является роман "Берсек" за авторством какой-то Ольги Григорьевны. Эта книга оказалась на удивление хорошей, с отличным сюжетом и сложными персонажами и к тому же великолепно написанной. Причем при этом почти все вышеперечисленные штампы наличествуют и в ней, однако авторша каким-то невероятным образом настолько хорошо написала ее и сюжет вышел настолько сложным, что эти штампы совершенно не мешают. Невероятно, но факт. Жаль, но я уверен, что найти эту книгу сейчас невозможно. Наверняка потонула ведь в серой массе...

3. Фэнтази

Ооо, вот это уже тяжелая артиллерия. Боюсь кого-нибудь обидеть, но, по моему скромному мнению, все фэнтази - это полнейшая лажа и маразм.

Да, даже Толкиен. Я до сих пор не понимаю, как эта тяжело написанная, громадная, полная картонных персонажей и с наипрямейшим сюжетом книга ("Властелин колец") смогла стать настолько популярной. Даже когда я был подростком и читал это в первый раз, я четко осознавал, что это полная лажа, однако многим из моих друзей нравилось. За всю книгу нет ни одного интересного поворота сюжета, ни одного интересного персонажа, ни хоть чего-то стоящего. Больше всего пострадали, конечно же, отрицательные герои, но и положительные тоже хуже некуда. Горлум - единственный персонаж у которого была хоть какая-то более-менее сложная психология, был зафейлен полностью.

Другое фэнтази ничуть не лучше. Особо выделяется Ник Перумов. Ник Перумов - это, я вам скажу, такая лажа по сравнению с которой даже Толкиен кажется царством креативности. Увешенные артефактами персонажи... Причем их много, Боже мой, как много и как мало в них личности. Длиннейшие, тянущиеся на много томов сюжеты, причем если нормальный автор расскажет это в одной-двух книгах, то здесь без, минимум, четырех не обойтись.

Понты между персонажами на тему кто из них круче намного переплевывают подобное в наихудшем аниме. Персонажи неубиваемы, а когда их могут убить, их никто почему-то не убивает. Я не помню имен, поэтому не буду приводить примеры, но такое постоянно.

Причем силы персонажей безграничны... В какой-то из его книг одна из героинь находясь на крайней стадии истощения каким-то внутренним порывом умудрялась валить абсолютно всех.

Все это начисто убивает даже минимальный интерес к этим книгам. Какой мне смысл переживать за героев, если правила их магии нигде не объясняются, да что там объясняются, их просто не существует, даже в виде примитивного индикатора маны. Напоминает примитивные детские фантазии, типа "я все равно тебя убил". Ага...

Отдельного упоминания заслуживает ненависть Перумова к технологиям. Например, один из героев критикует не то что технологический прогресс, а даже тот факт, что люди (которые пошли по пути науки, а не магии) едят еду с тарелок. Зачем, когда есть с листьев гораздо удобнее!

Ага... Желаю автору пойти в лес и всю жизнь питаться с листьев. И перестать выпускать свое говно, поскольку даже не читая его меня оскорбляет сам факт его наличия.

Замечу, что из всех правил есть исключения. Например, Марина и Сергей Дяченко пишут весьма неплохое фэнтази, но на общем фоне это ничем жанру не помогает.

Если бы я писал фэнтази, первое что бы я сделал, это четко объяснил хотя бы себе, по каким законам живет мир, о котором я пишу. Иначе это все превращается в УГ лишенное всякой логики.

4. Псевдонаучная литература

Крайне популярный жанр.

Хрестоматийным примером является модный нынче Бернард Вернер, автор "Энциклопедии относительного и абсолютного знания" и еще тонны подобных высеров. В начале книги говорится о каком-то Эдмонде Уэллсе, который и гуманитарий, и квантовый физик, и кулинар (на самом деле ни то, ни другое, ни третье), который всю жизнь "коллекционировал удивительные, малоизвестные сведения" (читал бложики в интернете). "Он говорил тем, кто хотел его слушать, что большая часть сегодняшних "официальных" научных открытий будут опровергнуты завтрашними открытиями" (Доооооо). На кой фиг нужен этот Эдмонд Уэлсс непонятно, потому что его единственное упоминание находится в самом начале, после этого о нем уже не вспоминают.

Но перейдем к самой книге. Сама она представляет собой просто бессвязный набор либо фактов, естественно с кучей ошибок, либо философских измышлений самого автора, естественно, с проблемами в логике.

Например, можно встретить такие утверждения как "потребовалось две мировых войны, чтобы создать Лигу Наций, а затем ООН" (Лига Наций была создана в 1920 году), "Весь смысл Библии заключен в первой главе Книги Бытия. И смысл этой главы заключается в первом ее слове на древнееврейском языке [...]", "Своей формой цифры рассказывают нам об эволюции сознания. [...] 0: пустота. Изначальное нетронутое яйцо. 1: стадия минералов. Одна линия. Неподвижность. Появление материи. Нет изгибов любви. [...] 6: продолжающаяся кривая, без углов, без прямых линий. Всепоглощающая любовь. Спираль, своими завитками, кругами своей духовности устремляющаяся в бесконечность. [...] Это чистый нематериальный разум. Это ангел. [...] Цифра представляет собой также и форму зародыша во чреве матери. Каждый раз, изображая эту цифру, мы несем ее мудрость в мир.". Причем о цифрах 7, 8 и 9 ничего не написано.

Но больше всего доставило описание эксперимента с "кошкой Шредингера" в авторской трактовке. Оказывается, дело обстоит так: "Кошку заключают в герметичный и непрозрачный ящик. Специальный аппарат испускает наугад электрический разряд, способный ее убить. Аппарат на секунду включают, затем выключают.". Да, для "квантового физика" довольно-таки хреново.

Хуже всего то, что люди это читают и еще и думают, что это интеллектуальная литература.

5. Детская литература

"Для детей писать гораздо сложнее, чем для взрослых.". Ничего подобного, для детей писать гораздо легче, чем для взрослых, потому что дети тупые и им можно слить любую лажу.

Здесь я имею в виду огромную кучу книг, которую буквально горами выпускали (и выпускают) отечественные издательства для подростков. В свое время я перечитал этой макулатуры столько, что хватит на всю жизнь (детскую и подростковую литературу советской эпохи я не рассматриваю, поскольку она заслуживает отдельной записи).

В целом там все просто, бредовые сюжеты, картонные персонажи, один и тот же стиль (как правило, всегда короткие фразы и неудачные попытки сымитировать молодежный сленг, типа кошмарного коверканья слов в стиле "мама" -> "мамандр", "папа" -> "папандр", постоянное использование "че" вместо "что" и прочее). Маразматичность сюжета варьировалась... Встречались и пришельцы в обычных школах, и путешествия во времени с псевдонаучными объяснениями, местами какая-то на удивление мрачная философия даже имелась. Но в целом все уныло. Особняком стояла некая отечественная героиня по имени Эмма Мухина. Там уж автор ставить себе какие-то рамки не стал, она и вместе со спецназом воевала, и с маньяками дралась, и самолетом управляла, и покушение на президента России срывала. При этом ее, естественно, без всяких проблем делали сотрудником спецслужб и доверяли дела государственной важности. Стиль был в целом таким:

– Ты что-нибудь знаешь о Муму?

– О Муму?.. Так вроде глухонемую собачку звали в рассказе Толстого.

– Ну, во-первых, не Толстого, а Чехова. А во-вторых, мы имеем в виду не глухонемую собаку, а глухонемого убийцу по кличке Муму.

– Немого, Сергей Иванович, – поправил Иван Сергеич Сергея Иваныча.

– Да, да, немого.

– Нет, об убийце я ничего не слышала.

– А между тем это один из лучших киллеров России. Орудует он исключительно ножом. Тихонько подкрадывается к жертве и мычит ей в ухо: «Му-му».

– Вроде как «ку-ку», – пояснил Иван Сергеич. – Шутит так.

– Жертва испуганно оборачивается, а Муму р-раз ее ножичком!.. – Сергей Иваныч сделал характерный жест.

– Кошмар, – пробормотала я.

– Несколько месяцев назад, – продолжал Сергей Иваныч, – убийцу арестовали и приговорили к смертной казни. Приговор должны были привести в исполнение в тюрьме под Омском. Но Муму удалось бежать…

Сергей Иваныч замолчал. Иван Сергеич тоже помалкивал.

– И что вы хотите от меня? – не понимала я.

– У нас имеются точные сведения, что Муму сейчас в Петербурге. Тебе надо его найти, Мухина. – Сергей Иваныч сделал многозначительную паузу. – И привести приговор в исполнение.

Я чуть не угорела от такой примочки.

– Убить, что ли?!

– Привести приговор в исполнение, – мягко повторил Сергей Иваныч.

Сейчас тянет блевать, но в свое время доставляло...

Вообще, если говорить серьезно, то сам смысл существования данного поджанра мне всегда казался надуманным. Подростком (лет 12-14) мне уже нравилось читать книги для взрослых, в том числе классическую литературу, вроде "Собора Парижской богоматери", однако все взрослые были почему-то уверены, что еще слишком рано. Это полный бред, я считаю.

В любом случае, глядя назад, я точно знаю, что лучше бы я читал про Эсмеральду, чем про Эмму Мухину. Хотя, в принципе, так получилось, что я прочитал про обоих.

5.а Детский детектив

А вот этот жанр, один из наиболее популярных, пришел в Россию с запада в виде кучи переводов. На западе в свое время эти книги издавались пачками... Началось все это с так называемой "Великолепной пятерки" состоящей из двух парней и двух девушек, а так же одной собаки, которые, вы не поверите, раскрывали серьезные преступления, всегда ввязываясь во все чисто случайно. Затем подоспели "Альфред Хичкок и три сыщика", ну а потом уже пошли тонны клонов.

Основными штампами являлись, как обычно, полное отсутствие развития персонажей, все из них были обеспеченными детьми (у одной участницы великолепной пятерки был во владениях целый остров, "тройка сыщиков" ездила на лимузине и обладала собственной лабораторией), родителей убирали подальше давая им экзотические профессии и наделяя их нулевым интересом к тому, что делают дети.

Как правило, во всех книгах хотя бы один из компании был дико умным (знал о науках больше любого взрослого) и был хотя бы один фрик (девушка, которая хочет быть мальчиком; какой-нибудь инвалид и т.д.). Вообщем УГ.

Несмотря на это первая книга из серии про "Великолепную пятерку" была даже включена как рекомендованная в курсы изучения английского в школе, а что-то из "Трех сыщиков" читалось даже на уроках литературы то ли в пятом, то ли в шестом классе. Вообщем, трэш успешно шагнул в школы.

Несколько особняком стоит Нэнси Дрю, олдфажная героиня детективов начиная аж с 1930 года. Про нее написали столько книг, сколько не снилось даже Донцовой - 175 книг основной арки и 124 дополнительной, и это не считая современного ребута серии. Про среднее качество книг лучше не спрашивайте...

Все эти произведения, прямо скажем, крайне средние, но их переводами буквально завалили прилавки книжных магазинов. Со временем, однако, ряд переводчиков и просто авторов неожиданно смекнул - "а зачем переводить это уг, когда можно написать свое?".

Что и было сделано... Российские клоны всего этого были, как им и положено, более быдловатыми и уже без всяких попыток казаться умнее. Действие так же происходило в какой-то параллельной реальности, где менты спокойно позволяли детям подключаться к расследованиям серьезных дел. Стиль так же стал еще хуже, чем был у западных авторов (образцы выше).

Доставляет еще тот факт, что многие из авторов детского трэша так же больны патриотизмом головного мозга, что не может не пугать.

Вообщем дойдя до этого места, надо задать вопрос, а какие же книги стоит читать?

С моей точки зрения, читать надо серьезную литературу, то есть ту, что рассказывает о мире вокруг нас и дает реальные знания. Хорошая художественная литература тоже существует, конечно, но ее найти сейчас весьма сложно. В целом наилучшим вариантом было бы найти людей с общими книжными интересами и обмениваться опытом с ними поводу хороших книг и интересных авторов.

Приятного (и не трэшевого) вам чтения!

28 Комментариев


Рекомендуемые комментарии



А что скажешь по книгам, где больше на юмор налегают, хотя сами книги фантастика или фентези? Тот же Роберт Шекли или Терри Пратчетт.

Ничего плохого не скажу :) Хотя не мой любимый жанр.

Ссылка на комментарий

Каждый автор описывает ту реальность, которую хочет видеть. Вот я тоже написал книжку. Так в этой книжке напрочь отстутствует 1) китайский ширпотреб и все предметы, которые в ней встречаются, сделаны из качественного дерева или там бронзы 2) малосимпатичные мужики, пьющие пиво и матерящиеся через слово и все персонажи, вплоть до самых отрицательных, говорят вполне правильным литературным языком и пьют исключительно пунш 3) вообще отсутствует всё неинтересное и некрасивое и на каждой детали хочется заострить внимание - будь это интеллигентный джентльмен с редеющими волосами или кованый чугунный фонарный столб, а помоек и толстых неопрятных недалёких тёток там, понятно, нет. Так что нечего винить авторов в том, что содержание их книг не соответствует реальности или ещё чему-то - они таким образом реализуют свои несбывшиеся в детстве и юности мечты. Ну и делятся ими (своими мечтами) с читателем.

Ссылка на комментарий

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...