Перейти к содержанию
  • записей
    169
  • комментариев
    1170
  • просмотра
    219762

"Будь умницей, детка."


Calter

2051 просмотр

4 Апреля 1943 было обычным днем для ВВС США. 25 бомбардировщиков B-24D Liberator поднялись с аэродрома Салух, что в Ливии, и отправились бомбить цели в Неаполе - Италия на тот момент была союзницей Германии. Среди эти 25 самолетов был бомбардировщик под номером 64, с именем собственным "Lady Be Good" ("Будь умницей, детка"), для которого это был первый боевой вылет, как и для его экипажа из 9 молодых парней, самому старшему из которых было 26 лет.

Через несколько часов группа вернулась с задания, недосчитавшись одного самолета. Им была "Lady Be Good". Незадолго до предполагаемого возвращения с задания ее командир, лейтенант Хаттон, доложил о поломке радиокомпаса, призванного вывести самолет на аэродром по сигналу радиомаяка, и запросил координаты аэродрома. Их ему отправили, однако "Детка" на связь больше не выходила. Интенсивные поиски на море и на побережье ни к чему не привели. Мощная 25-тонная машина, ведомая экипажем из 9 человек, бесследно исчезла.

Спустя 15 лет история неожиданно получила продолжение. Самолет DC-3 с экипажем геологов, ведущих нефтеразведку по заказу British Petroleum, 9 ноября 1958 года обнаружил в пустыне остатки большого четырехмоторного самолета.

05a2654ca54079xl.jpg

Об этом было доложено военным, однако те не проявили к информации особого интереса. В феврале 1959 года геологи не совладали с любопытством и самостоятельно организовали экспедицию к обломкам. Достигнув места крушения, на носу машины они увидели белый номер 64.

05a2664fdb1225xl.jpg

Это была "Lady Be Good". При падении самолет разломился напополам, однако в остальном был в прекрасном состоянии - пулеметы были готовы к стрельбе, три двигателя из четырех не пострадали, рация исправно передавала и принимала сигнал (вследствие чего тут же перекочевала на самолет геологов), даже чай в оставленном летчиками термосе был все еще пригоден для питья! Однако при этом в самолете не было ни летчиков, ни парашютов, ни спасательных плавательных жилетов, аварийный запас пищи был на месте.

05a26c6387ff13xl.jpg

05a2698bdadd75xl.jpg

05a26b7669dfadxl.jpg

05a26afc2ada81xl.jpg

Было ясно, что экипаж покинул самолет в воздухе.

Но почему самолет оказался более чем в 600 километрах от побережья? Почему экипаж не воспользовался запасами на борту? Зачем им в пустыне понадобились плавательные спасательные жилеты?

Вокруг места крушения была организована спасательная операция, и в 30 километрах к северу были найдены части летного снаряжения и парашюты, выложенные стрелкой, указывающей на север и придавленной камнями. Однако продолжение поисков ни к чему не привело, и от дальнейших изысканий геологи отказались.

Как часто бывает, помог случай. Ровно через год, в феврале 1960, очередная группа нефтеразведки обнаружила мумифицированные останки 5 человек более чем в 130 километрах от самолета. Рядом лежали фляжки, фонарики, куски летной формы и прочие вещи, по которым удалось определить, что это члены экипажа "Lady Be Good".

05a27095f09109xl.jpg

Среди вещей был найден дневник второго пилота, мл. лейтенанта Роберта Тонера. По записям в нем удалось восстановить события того злополучного полета и следующих 8 дней.

В тот первый и последний для "Детки" и ее экипажа вылет все не задалось с самого начала. Из-за поднявшейся на взлете песчаной бури самолет потерял группу, и пришел к цели поздно вечером, когда остальные самолеты уже легли на обратный курс. Из-за темноты экипаж вообще не понимал, где находится, и, так и не выполнив задание, развернулся назад, сбросив бомбы в Средиземное Море.

Уже на предполагаемом подходе к аэродрому, командир экипажа доложил о неисправности радиокомпаса, однако ответа так и не получил. Неопытный штурман, 23-летний мл.л-т. Хэйс, неверно проложил курс, так как до этого, полагаясь на радиокомпас, не следил за маршрутом полета. Эта ошибка стала роковой, из-за сильного ветра самолет серьезно отклонился от направления, но штурман этого не учел...

Еще через два часа двигатели начали чихать и глохнуть от нехватки горючего, и экипаж, из-за отвратительной видимости и неправильно проложенного маршрута считавший, что машина все еще летит над Средиземным морем, одел спасательные жилеты и покинул машину. Неуправляемый самолет пролетел еще около 30 километров, после чего довольно мягко сел на песок и пропахал по нему около 600 метров, в результате чего разломился напополам.

05a26f272078d2xl.jpg

На земле они собрались вместе - всего 8 человек. 9-го члена экипажа, бомбардира мл.л-т. Воравки, нигде не было. Летчики сочли, что они не сильно удалились от побережья, и, выложив стрелку, пошли на север, рассчитывая выйти либо к берегу океана, либо к населенному пункту. Это стало второй роковой ошибкой - побережье было в 600 километрах от них, и дойти туда пешком, имея, согласно записям дневника, полфляги воды на всех, не было никаких шансов. В то время, как 30 километрами южнее их дожидались обломки самолета, в которых был запас еды, питья, работающая рация и укрытия от палящего солнца.

Экипаж двинулся на север. Трудно представить себе страдания людей, шедших день за днем по пустыне, не имея еды и почти не имея воды. Жара днем доходила до 40 градусов, холода ночью опускались до отрицательных температур. Через пять дней, пройдя более 100 километров, группа остановилась. Люди были истощены и не могли продолжать путь. Тогда трое человек, еще способных идти - стрелки сержанты Шелли и Мур и сержант борттехник Рипслингер пошли дальше, оставив своих товарищей дожидаться помощи. Однако помощи они так и не дождались. Последним, через три дня после разделения группы, умер от обезвоживания ведший дневник Тоннер.

После этой находки поиски развернулись с новой силой. 12 мая 1960 года в 34 километрах к северо-западу от группы были найдены останки Гая Шелли, а 17 мая того же года в 42 километрах к северу от Шелли было найдено тело Рипслингера. Останки Вернона Мура так и не были найдены, хотя имеется доклад британского патруля, в 1953 году нашедшего в этом районе скелет человека без документов. Документы Мура остались с пятью членами экипажа, неспособными продолжать путь, поэтому вопрос о том, чей это скелет и где останки Вернона Мура, открыт до сих пор.

В августе 1960-го очередная группа нефтеразведки British Petroleum наткнулась в пустыне на тело Джона Воравки - того, кто не присоединился к группе после прыжка. У него не раскрылся парашют, и он погиб от удара о землю. В какой-то степени ему повезло больше других членов экипажа "Lady Be Good"

То, что экипажу удалось после прыжка пройти по пустыне около ста километров (а Гарольду Рипслингеру - все 170) и прожить больше недели - говорит о том, что они настоящие мужчины, подавшие пример истинного мужества, силы воли и жажды к жизни.

Самолет же после прекращения поисков оставили в пустыне. Уцелевшие оборудование и двигатели растащили на другие самолеты, одну мотогондолу с воздушным винтом выставили в музее ВВС США, а оставшееся растаскивали на сувениры нефтяники и местные жители, пока в 1994 году правительством Муаммара Каддафи то, что осталось на тот момент не было перевезено на военную базу в Тобруке, где останки самолета и находятся по сей день. Точнее, должны находиться, ибо неизвестно что с ним сделали или сделают пришедшие там сейчас к власти обезьяны.

05a26e7bca15ffxl.jpg

05a26d830a044dxl.jpg

05a27a2654af2fxl.jpg

Слева направо:

Ст. лейтенант Уильям Хаттон (William J. Hatton ) — пилот;

Мл. лейтенант Роберт Тонер (Robert F. Toner) — второй пилот;

Мл. лейтенант Дипи Хэйс (D.P. Hays) — штурман;

Мл. лейтенант Джон Воравка (John S. Woravka) — бомбардир;

техник-сержант Гарольд Рипслингер (Harold J. Ripslinger) — бортинженер;

техник-сержант Роберт ЛаМотт (Robert E. LaMotte) — радист;

старший сержант Гай Шелли (Guy E. Shelly) — стрелок;

старший сержант Вернон Мур (Vernon L. Moore) — стрелок;

старший сержант Самюэль Адамс (Samuel E. Adams) — стрелок.

18 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

они настоящие мужчины, подавшие пример истинного мужества, силы воли и жажды к жизни.

В общем, верно, вот только жизнь их можно описать словами "epic fail".

лейтенант Хаттон, доложил о поломке радиокомпаса, призванного вывести самолет на аэродром по сигналу радиомаяка, и запросил координаты аэродрома. Их ему отправили, однако "Детка" на связь больше не выходила.
командир экипажа доложил о неисправности радиокомпаса, однако ответа так и не получил.
рация исправно передавала и принимала сигнал

Как так? Личное вмешательство Омнисии, не иначе...

Ссылка на комментарий

Причин, по которым исправная рация может не принимать сигнал, очень много. Я не специалист по радиосвязи, поэтому было бы интересно услышать мнение более подкованных в этом вопросе людей

Ссылка на комментарий

Ну, в общем-то пояснение дано: к тому моменту, когда экипаж обнаружил неисправность радиокомпаса и запросил координаты аэродрома, самолёт уже сильно отклонился от маршрута, и когда штурман проложил курс по карте и компасу, своё начальное расположение он на карте задал с большой погрешностью.

Еще один немаловажный момент - хотя бортовая УКВ-радиостанция вполне могла поддерживать связь, пока самолёт находился в воздухе, вполне возможно, что после падения аэродром оказался вне радиогоризонта. Из-за скругления планеты у сигнала, посланного с земли, не было шансов дойти до аэродрома, так что если бы экипаж нашёл свой упавший самолёт с работающим передатчиком и запасами провианта, это, скорее всего, только продлило бы их агонию.

Ссылка на комментарий

Кап, не - там сказано, что экипаж доложил по рации о неисправности, а ответа не получил (хотя его посылали) и после этого летел еще два часа. Не думаю, что для того, чтобы передать координаты аэродрома по запросу нужно много времени - едва ли они успели покинуть зону приема сигнала.

Ссылка на комментарий

Kапеллан

если бы экипаж нашёл свой упавший самолёт с работающим передатчиком и запасами провианта, это, скорее всего, только продлило бы их агонию.

Возможно, с запасом воды они могли бы добраться до побережья, а оттуда может и до поселка какого-нибудь добрались бы. Хотя, конечно, надо по карте смотреть.

А вообще случай поучительный в том плане, что, во-первых, надо всегда следить за курсом (наверное, в правилах так и сказано, но молодой штурман на них забил), во-вторых поиск самолета с запасами воды - более первостепенная задача, чем поиск чего-либо другого.

Ссылка на комментарий

Kапеллан

Один из них, фактически, без воды прошел 170 километров (согласно записи). Я не знаю, как он это сделал, вообще не представляю, но если бы у них было больше воды, то при правильном расходе, может быть, они могли бы пройти и все 600.

Ссылка на комментарий

Nope. Во-первых, даже для того, чтобы найти разбившийся в 30 км от них самолёт в пустыне (в песчаную бурю?) нужно неслабо так потопать, если не повезёт сразу выйти на него.

Во-вторых даже с компасом в пустыне 600 км смело удваивай - там дюны, и по ним напролом как танк не покарабкаешься.

Ссылка на комментарий

Это минимум в 6 раз большее расстояние, без учёта поисков самолёта, почти гарантированных сбиваний с пути, рельефа и поисков колодцев\населённых пунктов у побережья. С учётом всего этого - вот тебе 1000 км по вязкому песку. Любой бедуин покрутит пальцем у виска, если предложить ему совершить такой марш-бросок как следует не подготовившись и тем более пешочком. Да и любой реалист, в общем-то.

Ссылка на комментарий

Kапеллан

Ну значит я не реалист ) Я понимаю это все, просто считаю, что за жизнь надо бороться до конца. Что, вообщем-то, этот экипаж и сделал, хоть и не самым лучшим образом.

Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...