Перейти к содержанию
  • записи
    2
  • комментариев
    5
  • просмотров
    810

Клинический Разбор От 10.01.09: "обитаемый Остров, Часть Первая" Часть-1


Cat M.D.

518 просмотров

КЛИНИЧЕСКИЙ РАЗБОР 10.01.09

ПАЦИЕНТ: «ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ. ФИЛЬМ ПЕРВЫЙ» (реж. Ф. Бондарчук, Россия, 2009)

Наступил новый год, и я наконец-то купил билет на премьеру долгожданного фильма "Обитаемый Остров", снятого известным российским режиссером Федором Бондарчуком по одноименному роману братьев Стругацких. Практически любая рецензия начинается с подобных слов, однако, зачастую, вместо фразы "по роману, рассказу, новелле" следует "по мотивам" и, зачастую, это оказывается справедливым, по-отношению к сценарной переработке оригинального сюжета. Однако в данном конкретном случае, мы имеем дело не просто с "фильмом по мотивам", а именно что дословно "фильмом по роману". Почему? Попробую рассказать. Но сначала, как водится, несколько слов из истории создания ленты.

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Для того, чтобы правильно понять условия, которые привели к появлению такого фильма, как "Обитаемый Остров" ("ОО" далее, прим. автора), необходимо сделать небольшой, но максимально подробный экскурс в историю экранизаций произведений Стругацких, кои на протяжении вот уже 30 лет являются одними из "любимчиков" советских и российских режиссеров. Пожалуй, мало какой еще автор, включая и классиков мировой литературы, может похвастать тем, что к нему обращалось такое количество режиссеров такого качества и уровня. Пожалуй, сходное положение в мире фантастического кино занимает только Филипп К. Дик, практически треть романов и новелл которого так или иначе и, зачастую, весьма эффектно были экранизированы режиссерами Англии, Америки и Европы. Но это дело другого разговора.

Если подходить критически, то все экранизации Стругацких, которые до сего дня имели место быть, уходили в одну из двух крайностей кинематографа как такового: это либо радикальное авторское кино, со всеми свойственными ему аспектами, либо примитивная, но яркая жанровая жвачка. При всем при том и первая, и вторая категория, без исключений, оказываются чрезвычайно далеки от, собственно, духа самих работ Стругацких, использовавших увлекательный сюжет, всегда при том насыщенный как минимум двумя слоями философии ((видимой, для удовлетворения читающих "мол, ага, вот как это все похоже на сегодняшний день! на злобу дня написано, здорово!") и скрытой, которая проявляется только для тех, кто каждый роман перечитывает по нескольку раз и анализирует связи его с мировой литературой, отсылки к легендам и мифам разных стран, в первую очередь Японии, ведь мы знаем, что в войну Аркадий и Борис Стругацкие служили военными переводчиками...).

Вообще, первым, кто обратился к прозе Стругацких для создания фильма был Андрей Тарковский, создавший в 1979 году фильм "Сталкер" (литературная основа повесть "Пикник на Обочине"). В этом фильме, как, в прочем, и в некоторых последующих, наблюдается резчайший контраст, между художественным радикализмом Тарковского, особенно свойственного его ранним работам и мрачным, но отвечавшим во многом духу эпохи прагматизмом Стругацких. Последних читали все от ПТУшников до "яйцеголовых" в закрытых НИИ и в кино, по большей части, предпочитали работы Э.Рязанова, фильмы же Тарковского слыли в этой среде чересчур заумными. Позднее, как верно указывали многие социологи и киноведы те же самые зрители доросли до Тарковского, а после переросли и Стругацких, актуальность которых постепенно сошла на нет, вместе с падением советской автократии.

Далее, по идее, должны были бы следовать слова о постепенном исчезновении интереса к прозе Стругацких с течением 80-х и перестройки, падением СССР и появлением феномена СРК (Современного Российского Кинематографа) в начале 2000-х годов, однако, фильм Тарковского был только первой ласточкой, открывшей киноаудитории Планету Стругацких (термин введен кинокритиком А. Плаховым).

ПЛАНЕТА СТРУГАЦКИХ

здесь будут коротко описаны фильмы:

"Трудно Быть Богом" (1989)

"Искушение Б." (1990)

"Отель "У Погибшего Альпиниста" (1979)

"Чародеи" (1982)

"Дни Затмения" (1988)

"Гадкие Лебеди" (2006)

"История Арканарской Резни" (2009)

В ОЖИДАНИИ

Таким образом, перед съемочной командой, собранной продюсером картины Александром Родянским, была поставлена весьма нелегкая задача - создать адекватную первоисточнику экранизацию романа, которая могла бы, учитывая явный крен наследственности, в сторону авторского кино, объединить сюжет, философский посыл и облечь это все в яркую и конкурентоспособную зрелищную форму. Непростая задача, учитывая то, что творчество Стругацких всегда, с момента выхода их первых работ, считалось у многих поколений читателей (в том числе и для меня самого) концентратом священной оппозиционности. Очень странным, как мне показалось, в данном контексте был выбор А. Родянским Федора Бондарчука на роль режиссера-постановщика, человека, творчество которого у многих до сего момента ассоциировалась исключительно с образчиками изящной словесности, вроде различных синонимов слов "уродский", "гламурный" и "недалёкий"... Скажу честно, сомнения были и весьма обоснованные, однако же, забегая вперед, скажу, что Родянский ва-банк и, похоже, оказался чертовски прав.

Понимая сложность поставленной перед командой задачи, Родянский приглашает для создания сценария сразу трех сценаристов - небезызвестного широкой публике автора весьма спорного творения - "Штрафбата" - Эдуарда Володарского и супругов Дяченко, известных, наверное, всем поклонникам современной российской фантастики, лауреатов многочисленных литературных собраний и съездов. Таким образом, Родянский решил подстраховаться, получив в итоге сразу два сценария, (вариант Дяченко, если верить слухам, изначально представлял собой 28 отдельных вариантов сценария, которые затем были объединены в один итоговый) из слияния которых и родился в итоге собственно итоговый сценарий, соединивший в себе все необходимые звенья, свойственные современным приключенческим лентам, одновременно дающий простор, как научно-фантастической составляющей, так и жесткому "мясному" реализму («приключениям тела» термин В. Каплана, журнал «ЕСЛИ», №3(121), 2003г.). И, наконец, чтобы все это литературное богатство адекватно перенести на экран, были приглашены оператор Максим Осадчий и целый сонм "медийных" лиц, которые, как и многочисленные спец.эффекты должны были привлечь на просмотр больше молодых зрителей. Бомба была подготовлена. Прошли годы и месяцы подготовки, создания декораций и костюмов, начались и кончились съемки. Подошел черед промоушн-кампании, которая, как водится в современном кинобизнесе, не менее важна, чем создание самого фильма (все ж теперь можно описать классической американской поговоркой - "ты такой умный? покажи свои деньги!" - ведь именно американцы сейчас законодатели моды на "блокбастеры", им и музыку заказывать) и вот тут проект ожидал первый подводный камень.

ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ И ТУПОЙ МАРКЕТИНГ

Первый раз видео "со съемочной площадки" как это теперь принято, появилось примерно за 2,5-3 года до выхода самого фильма, а именно где-то осенью 2005 года. Это был 3 минутный ролик-видеонарезка, в котором, по мнению его авторов должны были быть отражены все слои готовящегося фильма. Но как, ни странно, показать было просто нечего, а то что было показано в этом ролике как раз и смутило общественность рунета. Ибо выглядело до невозможности фальшивым и "картонным". Вообще, если проанализировать промоутинг-кампании крупных зарубежных "развлекательных" фильмов, то она строится следующим образом:

1.первые материалы со съемочной площадки - фотографии и комментарии создателей и актеров

2.первая видеонарезка, практически без монтажа и спец.эффектов

3.первый тизер - короткий ролик с малым количеством готовых сцен, но с готовыми спец. эффектами

4.второй тизер - удлинненная версия первого

5.первый трейлер - как правило, 2 минутный ролик, демонстрирующий уже смонтированные и озвученные сцены из фильма, как правило, наиболее эффектные моменты и начинающий ротироваться в кинотеатрах в качестве, собственно, рекламы фильма

6.далее обычно следует промо-показ 15-20 минут фильма на каком-нибудь крупном кинофестивале (и куски из этого видео, снятые на сотовый телефон на ю-тубе)

7.запуск официального сайта (форума, блога) фильма с короткими видео-интервью с актерами, режиссером, ролики-знакомства с главными героями и тд.

8.многочисленные 10-30 секундные ТВ-споты фильма, транслирующиеся телекомпаниями и какие-нибудь рекламные ролики, в которых герои фильма предлагают вам что-нибудь купить, с маркой или контентом фильма)

9.финальный трейлер - 2,5 минутный ролик, появляющийся за 1-2 месяца до выхода фильма и демонстрирующий еще больше новых сцен.

10.собственно, начало проката фильма.

В 8 из 10 зарубежных фильмах, подобным образом построенная рекламная компания приводит даже самых закоренелых "ненавистников" в кинотеатр, чтобы посмотреть, а что же там такое вкусное и яркое и, банально, заставляет "ждать" выхода фильма. Я, например, каждый раз, покупаюсь на такую приманку и думаю, что я не одинок.

Но в случае с "ОО", мы имели дело с совсем иной картиной - на протяжении практически года (первый тизер, длиной целых 30 секунд появился на новый год 2008) нас, ждущих яркую и незамысловатую обертку кормили сырым, недоделанным и недоснятым материалом с полным отсутствием всех составляющих современных кинопрокатных роликов.

Особенно тягостное впечатление на первых порах производили шрифт и манера подачи титров фильма на 250% содранные из недавно вышедших "Трансформеров" ("Transformers", dir. M. Bay, USA, 2007г.).

В ответ на негативную реакцию рунета (отчасти связанную с двумя переносами выхода ленты - сначала планировалось выпустить фильм в сентябре 2008 года, затем - 25 декабря 2008 года (что нашло отражение на датах, напечатанных на плакатах к фильму)), промоутеры фильма постарались переломить мнение общественности, расколоть корпоративную солидарность кинокритиков, практически отказавшись от традиционных пресс-показов (хотя они также имели место - отзывы с них можно встретить и врунете и в журналах, а на кинофоруме "КИНОТАВР" после показа 12 минут фильма зал, по слухам, аплодировал стоя) и пытались индивидуально расположить в первую очередь тех, от кого боялись услышать самые негативные суждения (не будем тыкать пальцем в моих любимых господ с "кг.ком" и на обитателей некоего "тупичка", ладно?). И, похоже, им это удалось, как принято в нашей великой стране, большие победы достигаются не умом, а большой кровью - и данная рекламная компания - не исключение. Таким образом, хотели того маркетологи или нет, фильм сыграл на противопоставлении ужасного прекрасному. Подобным образом сейчас разворачивается реклама фильма «Терминатор: Спасение» (“Terminator: Salvation”, dir. McG, USA, 2009), слизали что-ли?

До сих пор вспоминаю ублюдские трейлеры (за исключением, ага, финального) и омерзительно изготовленные постеры фильма (ведМЕДпревед креативщикам из Штаба Бондарчука), тягостные ожидания перед походом на премьеру и, не побоюсь сказать, шок и нокаут, полученные мной в процессе первого просмотра фильма.

Я посмотрел фильм. Вышел из зала на ватных ногах, выпил в баре двойную порцию крепчайшего кофе с коньяком и... купил билет еще раз. И посмотрел еще раз. Смотрел и не понимал, как, как фильм, выглядевший слабо на всех стадиях съемок, смог в итоге превратиться чуть ли не в идеальный образчик современного НФ-жанра???

Подобно камраду Пучкову, мне хотелось бы написать подробный разбор всех аспектов фильма при этом не зацикливаясь на тупом бичевании картины, применяя наиболее распространенный, ошибочный прием большинства кинообозревателей – «не люблю режиссера, значит, говно все, что он делает и говенное говно все, кто вокруг него и те, кто смотрит говно – говенные говнюки, потому как я, не говенный говнюк так считаю». Поэтому, я постараюсь подойти к описанию фильма максимально непредвзято, но при всем при том, конечно же, не смогу уберечься от личных оценок, так как я не кинокритик и даже не журналист и имею возможность говорить то, что хочу сказать, а не то, что «надо общественности, газете, редактору» (нужное подчеркнуть).

вторую часть клинического разбора под названием "ФАШИЗМ с ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ ЛИЦОМ" читайте 12.01.09.

Клауд9.док

5 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Посмотрел наконец то. По десятибальной шкале дам уверенную семёрку, так как в целом смотрится неплохо, но за некоторые моменты очень хочется убить сценариста.

Реквизитора и девушки занимавшейся подбором актёров, судя по титрам, уже нет в живых.

Ссылка на комментарий

Просмотрел... Откровенно говоря, после отзыва Норта ожидал большего. Может я просто не читал первоисточник... Если по частям и составляющим: актеры - хорошо, музыка - хорошо, рисовка.. ээ-э... нет рисовки, костюмы и прочее - очень хорошо... Но как -то все это выходит малосвязным. Для меня фильма распалсо на набор эпизодоф. А как они все масаракш говорят, особенно Фёдор ;(((...

И еще один момент в минус - фильм состоит из визуальных цитат чуть более чем на половину. И начинать фильму с визуальной цитаты из матрицы... Не знаю, у мну сразу как-то настроение попортилось. Ну не нужна она была, не нужна...

А вот то что там достало многих комментаторов (дверные петли, типа тоталитаризм) - этого я там просто не увидел. Ну то есть - есть и не мешает.

Две вещи улыбнувшие: психопанорама и когда капрал гововрит сестре: "какая ты худая". О_О'

Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...