Нежность к ревущему зверю.
Итак, это последний из серии моих записей о службе, и посвящу я его своей технике, а именно - ПСК-2х500.
Собственно, ПСК-2х500 расшифровывается как Плавающий Самоходный Копер с 2мя дизель-молотами УР2-500. Предназначена сия бандурина для забивки свай на суше и на плаву. Под спойлером - немного скучных ТТХ.
База: гусеничный плавающий транспортер ПТС-M (СССР), 1986 г. в.
Тягач: Кабина цельнометалическая, количество мест 2. Двигатель В-54-П, дизель, 12 цилиндров, V-12, мощность двигателя 257, 42 кВт(350 л. с. ), Трансмиссия механическая, Система охлаждения: жидкостная. Грузоподъемность: на воде и подходах к преграде 10 тонн; на суше (на марше) 5 тонн. Средний расход топлива: на 100 км пути с грузом 5 тонн 150 л. ; на час работы на воде с грузом 10 тонн 50 л. Запас хода по топливу: на суше с грузом 5 тонн 380 км. ; на воде с грузом 10 тонн 12 ч. Скорости: движения по грунтовой дороге с грузом 5 тонн 25-27 км/ч. ; на суше с грузом 5 тонн 42 км/ч. ; на воде без груза 11, 5 км/ч. ; на воде с грузом 10 тонн 10, 6 км/ч. Углы подъема и спуска: без груза 30 град. ; с грузом 10 тонн 15 град. Углы крена: без груза 10 град. ; с грузом 10 тонн 15 град. Углы входа в воду и выхода из воды с грузом 10 тонн 15 град. Минимальный радус поворота с прицепом 10 м. Ширина преодолеваемого рва 2, 5 м. Высота преодолеваемой стенки 0, 65 м. Габаритные параметры тягача: длина 11, 426 м. , ширина 3, 30 м. , высота 1, 65 м. Клиренс 0, 4 м. Ширина колеи 2, 8 м. Вес тягача 17, 8 тонн.
Рабочее оборудование: Дизель-молот УР2-500, 4-х барабанная копрово-якорная лебедка УКЛ. Предназначено для одновременного погружения 2-х вертикальных и наклонных с углом 4: 1 свай: на суше и малой воде глубиной до 2 м. и при весе сваи до 600 кг. , на воде глубиной до 1, 5 м и при весе сваи до 800 кг. 2-мя дизель-молотами УР2-500, и при глубине суши, воды, 1, 5 - 5 м. и при весе сваи до 800 кг. одним дизель-молотом УР2-500 при сооружении свайных оснований опор мостов на суше, в воде и на слабых грунтах. Копер может также использоваться для забивания одновременно 2-х одиночных свай на суше, на заболоченной местности, и одной сваи с наклоном 4: 1 влево или вправо по оси кормы. Максимальная длина забиваемых свай 8, 0 м. Общий вес копровой машины 26.6 тонн.
Теперь о своих впечатлениях.
Начнем с того, что это название я впервые услышал именно в армии. До службы я даже не представлял, что такая техника вообще бывает. Оптимизма добавило замечание нашего взводника в курсантской роте - "Держитесь, пацаны. У нас самая старая, самая страшная и самая здоровая техника в части. И нигде, кроме этой части, ее нет." Увидели же в первый раз мы ее где-то на третьем месяце службы, когда у нас начались практические занятия. Это был... шок. Она здоровая. Реально_здоровая. Высоченная длинная каракатица, с нагромождением балок, труб и уголковых профилей сверху. У большинства она не вызвала ровно никакого энтузиазма. Я же... Черт, я влюбился в нее.
Ну, про то как мы на ней учились, рассказывать особо нечего. Обычно все сводилось к тому, что мы выкатывались в поле, и там раскладывались-складывались. Это довольно занятное дело, имеющее свою специфику (связанную с тем, что гидравлические поршни веса стрелы не выдерживали, и посреди подъема надо было переключаться на червячный механизм, что при промедлении грозило срезанными пальцами и пробитым черепом), но делать это часами... Ездили за рычагами мы на ней во время учебы всего один раз - кружок по полю на 5км/ч, что нифига не весело. Свай во время обучения мы не забивали.
Гораздо веселей все стало после перевода в РУМ, когда мы сами стали инструкторами на этих малышках.
Малышек, то есть ПСК, у нас было три. Две ПСК-2х500, и одна - модернизированная ПСК-М-2х500. Модернизированная версия отличалась от обычной тем, что копровое оборудование у нее работало от собственного двигателя транспортера (на немодернизированных оно запитывалось от установленной в кузове 220-вольтовой электростанции), при этом гидросистема была усилена, и плясок с бубном, как на обычной ПСК, вокруг нее не требовалось - знай себе, дергай рычажки... Было только одно могучее НО - она не работала. Как я упоминал в одной из предыдущих записей, наши дедушки умудрились ее угробить, намертво заклинив двигатель, так что она просто стояла мертвой кучей металлолома.
Из оставшихся двух ПСК полностью работала только одна - ставшая моей. На второй была наполовину разобрана электростанция, поэтому она могла только ездить. При этом моя не могла плавать из-за пробитого днища.
Но это я отвлекся. Став инструкторами, мы, во-1 накатались на них вволю, ибо могли свободно выезжать в поле за пределами части и рассекать по нему. Во-2, получили привилегированное положение, ибо на ПСК, весьма любил кататься командир части, подвыпив. Во-3 ,частенько получали за них по мордасам, ибо агрегаты оказались весьма потрепанными жизнью (самая новая - моя - была выпущена в 1984 году).
Обслуживание ПСК - это отдельный разговор. Во-1, так как корпус машины имеет форму лодки и герметичен, доступ ко всем агрегатам осуществляется изнутри. К примеру, двигатель, 12цилиндровый монстр весом в тонну, установлен под полом аккурат посреди кузова. Подозреваю, что на базовом транспортере особых проблем с доступом к нему нет - пооткидывал крышки и радуйся, а вот на ПСК... Внутри все заставлено оборудованием, и доступ к агрегатам превращается в сеанс жесткого секса, с весьма нетривиальными позами. К примеру, масляный насос стоит на картере, внизу движка. Чтобы его снять, приходится буквально нырять вниз головой в узкое пространство, ограниченное с одной стороны головкой цилиндров, с другой - портальной рамой и нишами под гусеницы. Ноги при этом торчат над полом вертикально вверх, как в небезызвестной серии Евангелиона. Веселья добавляет древность агрегатов и отсутствие каких-бы то не было запчастей - к примеру, в электростанции генератор крутит движок от, ВНИМАНИЕ, Москвича-407. Где на эту седую древность старины искать детали - хз.
К счастью, мне повезло. Моя девочка отличалась весьма спокойным характером, и сюрпризы мне преподнесла всего лишь дважды - первый раз, когда сгорела проводка от электростанции к акумам и второй - когда из новенького, поставленного взамен насквозь проржавевшего дизель-молота ВНЕЗАПНО вылетел поршень (двухметровая цельночугуниевая чушка массой в 500кг). В остальном она работала и работала, безропотно терпя различные издевательства, типа залитой в движок веретенки вместо моторного масла (ну не было ничего больше, а выехать надо было срочно), падения стрелы на опоры в результате слишком резкого спуска и прочих тягот армейской жизни.
Сейчас, по прошествии месяца после дембеля, я все чаще ловлю себя на мысли, что хочется вновь залезть в кабину через верхний люк(встав при этой ногой на сиденье - иначе никак), выполнить 6 необходимых для заводки действий, услышать оглушающий рев 12 цилиндров(в кабине при заведенном движке не слышно даже себя самого), воткнуть передачу пинком (потому что усилие на коробке, по ощущениям, килограммов 30), выкатиться за ворота, и вновь гарцануть по полю, вжимая тапку в пол. Кстати, в хар-ках сверху указана какая-то смешная максимальная скорость - я лично разгонял ПСК по полю до 60км/ч, при этом не смог воткнуть 5 передачу.
Напоследок немного фото.
(если вдруг кто не знал - Макаров Е.О. - это я. Евгений Олегович, сталбыть)
(вид в кабину. Обратите внимание на бело-черный щиток слева - это блок предохранителей, у которого не было крышки. Сколько раз он бил меня током...)
(На этом фото можно примерно себе представить "удобство" обслуживания)
(Рация Р-123М, которая стояла в моем ПСК и которой никто в части не умел пользоваться)
И видео, весьма паршивого качества.
11 Комментариев
Рекомендуемые комментарии