Транзистор vs Лампы. История «перегруза».
Я занимаюсь уже два года усиленным изучением схемотехники и радиолектроники, а так же практикую сборку транзисторных и ламповых усилителей. В связи с рнакопившимся у меня опытом я решился сегодня написать в доступной для всех форме о многих заблуждениях и неоспоримых истинах звуковой аппаратуры.
Начну с противостояния Лампа vs Транзистор. И для понимания их отличий кратко объясню их принцип работы:
- Усилительные свойства лампы обусловлены движением электронов в вакууме от катода к аноду на пути которых встречаются управляющие сетки, которые их дополнительно ускоряют, или тормозят. Величина тока выхода зависит от напряжения между анодом и катодом.
- В транзисторах же используется принцип движения свободных электронов или дырок(не заполненных электронами участков) в кристалле сверхчистого кремния с малым добавлением примесей индия или мышьяка.
И лампа и транзисторы вносят нелинейные искажения в поданный на их вход сигнал и основное отличие в величине этих искажений. В лампе отсутствует входная нелинейность, а выходная пропорциональна корню третьей степени из величины анодного тока. Характеристики лампы не меняются из-за изменения температуры(грубо говоря). С транзисторами же дела обстоят хуже, в них присутствует как выходная нелинейность, так и входная. Характеристики меняются от нагрева кристалла. И главное – искажают высокочастотные составляющие сигнала.
Схематически главное отличие это необходимость использовать в транзисторных схемах отрицательных обратных связей, по которым гуляют запоздавшие по времени сигналы, что вносит немалую долю гармоник в выходной сигнал. Отказаться от использования ООС в транзисторных схемах просто невозможно. Использование же в ламповых схемах ООС сводит на нет все их достоинства, но в настоящее время от подобных решение уже давно отказались.
Вот и вырисовыется вывод – процент искажений лампового усилителя 1-3%, транзисторного 5-15%, но возможно и выше.
Рассмотрим эти достоинства и недостатки применительно конкретно к гитаристу.
Ламповая педаль друг блюзера, и рок-н-рольщика, так как сохраняет естественность звучания. Транзисторная же просто создана для диких металлистов, так как вносит просто огромную долю гармоник, которыми даже и не пахло в сигнале от звукоснимателей.
Ламповый оконечный усилитель друг всех)), так как практически не вносит искажений к сформированному педалью сигналу.
Перейду ко второй части – Истории «перегруза». Откуда же он взялся этот «перегруз»?
(В начале своего радиоэлектронного пути я наивно думал, что на лампе можно получить перегруз похожи, например, на звук MT-2.)
Впервые искажения были получены на ламповых усилителях при подаче анодного напряжения выше заявленного в ТТХ и при работе динамика на грани. Получался ФУЗ. Фузили в основном недолго, так как на повышенном анодном лампы быстро горели. Динамики работавшие на грани в последствии быстро выходили из строя. (ниже привожу примеры ограничения сигнала)
Горевшая аппаратура дала стимул к изучению этого эффекта и довольно быстро поняли, что правильно подобрав точку смещения можно добиться ограничения сигнала без подачи повышенного анодного напряжения и ритуально не сжигая динамики. В это же время смогли добиться овердрайва и дисторшена, а так же создать гитарные динамики, которые могли уходить в ограничение, не перегорая.
С изобретением полевых, а позже биполярных транзисторов, вариантов перегруза стало нереально много.
Главное что я хочу донести в этой статье – если вы слышите в усилителе откровенно металлический, злой звук и вам говорят что усилитель полностью ламповый, снимите лапшу с ушей. Перегруз используют на транзисторах, а выход делают ламповым, вот и всё. Лампа даже в режиме ограничения звучит мягко и так рок-н-рольно. Так как в современном мире пошла мода на МЕТАЛ, то перегруз чисто на лампах сейчас почти не встретить, из-за непонимания его массами, сложности реализации и соответственно дороговизны. Если вход усилителя ламповый, а выход транзисторный это то ещё извращение, смысл лампы полностью теряется.
19 Комментариев
Рекомендуемые комментарии