Категорически не рекомендуется читать во время еды. ЕнЕ, конечно, культурный форум, но я привык называть вещи своими именами.
По просьбам читателей, специально для инженеров, которые ездят не на тех поездах, и вагонный сортир представляют эдакой дыркой в полу, через которую видно рельсы, рассказываю про устройство сабжа в современных вагонах, конкретно ТВЗ выпуска начиная с 2007 (определяется элементарно по овальным окошкам вместо прямоугольных в тамбурных дверях).
Сортирная система состоит собственно из:
Двух унитазов;
Двух кранов с водой;
Двух водяных насосов;
Вакуумной системы;
Бака для храненения дерьма;
Системы обогрева;
И электроники, которая всем этим управляет.
Собственно для понимания зачем всё это нужно, следует определить цели, с которыми это всё в вагоне нагородили.
А они весьма простые:
1. Чтоб можно было гадить в санитарных зонах и на стоянках.
2. Чтоб в вагоне при этом не воняло.
3. Чтоб система сохраняла какую-никакую автономность.
С первым пунктом всё очевидно. Обычные сортиры - пережиток крепостничества. Биотолчки - другое дело.
Со вторым - чуть сложнее. В вагонах переходного периода (2003-2006), а так же в откапиталенных купейных немцах можно встретить биосортиры более простой модификации, внешне вообще практически не отличающиеся от традиционных.
Разница по сути лишь в том, что дерьмо сливается не на рельсы, а в закреплённые под сортирами баки. И всё хорошо вроде, но баки эти имеют свойство слишком быстро заполняться, а при некоторых условиях ещё и неслабо так вонять, поэтому для своих супер-новых вагонов ТВЗ придумал (ну вернее сказать закупил у компании Экотол) альтернативное решение.
Альтернативное решение объединяет в себе во-первых сразу оба сортира и один единственный бак, связанные в замкнутую систему.
При старте мощный насос откачивает из системы воздух, образуя собственно вакуум. Система готова к работе. Можно приглашать желаюших погадить.
Собственно что происходит дальше.
Пассажир, сделав своё чёрное дело, традиционно пытается нащупать ногой педальку. Но педальки то нет - вместо неё теперь электронный клапан и кнопочка, по нажатию которой собственно клапан открывается, унитаз издаёт звук взлёта реактивного истребителя, а охуевший пассажир подскакивает и больно бьётся головой об потолок.
Умная электроника тем временем продолжает следить за давлением в системе, и если что - вновь включает насос, доводя его до необходимого уровня.
Соответственно герметичная система не даёт всяким вредным запахам вырываться наружу, отчего толчки нового образца если и воняют, то лишь слегка.
В чём подвох? Во-первых, в адском звуке, от корогого в некоторых случаях натурально закладывает уши, а человек, зашедший в туалет поссать, может неожиданно для себя и посрать тащемта.
Но ради возможности гадить 24/7 это можно стерпеть.
Главная же проблема в том, что клапан унитаза, да и вообще канал смыва - очень тонкие и нежные. Забить их легко можно даже просто накидав туда побольше туалетной бумаги. Ну а всякий менее растворямый мусор, в особенности - использованные женские прокладки - гарантированная смерть системы.
Причём из-за того, что оба сортира связаны единым механизмом, в некоторых случаях поломка одного тащит за собой в могилу и второй, доставляя тем самым ещё больше веселья.
Дальше - интереснее. Засранный сортир, в принципе, может починить толковый ПЭМ. Громко выматерившись, и измазавшись в дерьме, конечно, но может.
Вот только загвоздка в том, что сортиры поставляются на РЖД компанией Экотол и находятся на гарантии у той же компании. Во избежании потери этой гарантии, любому персоналу РЖД кроме собсно экотольщиков в недра толков лазить запрещается. А найти сабжевых мастеров-специалистов можно далеко не везде и не всегда, не каждая крупная станция сгодится.
При этом с другой стороны имеются толчки, с гарантии уже снятые. Но т.к. не все ПЭМы и работники ремонтных цехов отличаются пряморукостью, ремонтируются они через жопу, от чего ломаться начинают ещё вдвое чаще.
В общем, проблем с обслуживанием этого добра - хоть отбавляй. Но результат того стоит.
Внимательные читатели на этом месте спросят: "Погоди, а причём тут краны с водой, насосы, и что вообще за система обогрева?".
Давайте расскажу и про них.
В целях более экономичного использования бака, чтоб не приходилось откачивать его каждый день (что опять же можно сделать далеко не на любой станции, и вообще представьте процесс ассенизации состава из 22 вагонов - небыстро это всё) результаты тёмных дел пользователей сортиров смываются не просто водой, а водой, распылённой под давлением. Расход - меньше, эффект - больше. Собственно для подачи воды под давлением и установлено по насосу в каждом сортире. Ну а чтоб насосы не стояли без дела - к ним подключены и краны в умывальниках, которые так же выдают воду порционно и с хорошим напором. Руки мыть становится проще и приятнее, правда, брызги летят во все стороны.
Надёжность решения в целом такая же дерьмовая, как и у самих толчков.
А что касается системы обогрева - во всём виновата суровая русская зима с минусовыми температурами. Обычный сортир дерьмо сбрасывает тупо под вагон, а если что вдруг намёрзло не там где надо - это элементарно сбивается ломом или ледорубом (inb4 шутки про лом в очке поезда). С биотолчками такой вариант не прокатит, замерзание системы приведёт к неминуемому пиздецу. Поэтому как в самом баке, так и во всяких соединительных трубопроводах искусственно поддерживается нужная температура. Работает это всё по задумке опять же в автоматическом режиме, но на всякий случай оставлен и резервный ручной. И вот тут тоже не обходится без персонажей (живой пример - ПЭМ из моих 7 и 10 рейсов), которые верят в восстание машин и первым делом переключают всё под человеческое управление. Результат предсказуем - высаженные аккумуляторы, замёрзшие сортиры, в общем - пиздец.
Да, кстати. Официально биотолчки именуются "Экологически чистыми туалетами".
А в 2009 году тверской вагонозавод догадался убрать сортир с рабочей стороны вагона, и поставить его тоже в нерабочке. Когда оба туалета рядом - это удобно и практично. Беда в том, что при этом умудрились совершенно запороть всю внутреннюю эргономику толчков, и чтоб элементарно подтереть задницу, там приходится раза в три телодвижений больше выполнять, чем обычно.
Кому интересно - вагоны такие легко определяются по всё тем же овальным окошкам, но при этом имеют ещё и электрические сдвижные двери, которые представляют собой отдельный пиздец на голову пассажиров и поездной бригады.
Но это уже совсем другая история.
12 Комментариев
Рекомендуемые комментарии