Перейти к содержанию
  • записей
    40
  • комментария
    214
  • просмотра
    50333

Двухтактный ламповый усилитель с 0,1% выходной нелинейности.


Демон

7505 просмотров

blog-0168343001385805021.jpg

Как я и обещал, рассказываю, как сделать ламповый усилитель с коэффициентом нелинейных искажений близким к 0,1%. Для получения подобных параметров нужно правильно провести подбор элементов и знать некоторые хитрости.

Я разделил всю схему на 3 части

1 – Предусилитель + тембрблок

2 – Фазоинвертор

3 – Оконечник

Начнём по порядку рассматривать каждый схемный элемент. Я буду объяснять для чего нужен тот и ли иной узел и точность его подбора для достижения поставленной цели.

R2 и R1 – входное сопротивление и сопротивление утечки соответственно. Входное сопротивление должно быть всегда больше чем сопротивление утечки, если их сделать, например, равными, то мы просто поделим сигнал – половину пропускаем, а половину на отправляем на землю. Здесь особой точности не нужно, поэтому резисторы можно ставить с допуском 10%.

R3 и C1 – формируют напряжение смещения катода. Резистор 2,7 k определяет границу пропускания по амплитуде. В данном случае она составляет порядка 2-3 вольт, чего более чем достаточно. Конденсатор C1 в данном случае нужен для отвода паразитной высокой частоты. Здесь уже нужно использовать резистор с допуском 3% и лучше керамический конденсатор.

R4 и R9 – анодные сопротивления, ничего хитрого. Единственный нюанс – здесь стоит использовать резистор большей минимально необходимой мощности. То есть, необходим нам 1 Ватт мощности рассеивания, а ставим 2 Ватт,ник. Чем сопротивление холоднее, тем меньше тепловые шумы. Допуск 3%.

С2 – разделительно-проходной конденсатор, он запирает переменную составляющую на аноде и пропускает постоянную далее в цепь. Интересующая нас частота – низкая, поэтому приоритетно использовать плёночный конденсатор.

R5 – переменный резистор, включенный в цепь по схеме «сигнал-земля», которым регулируем уровень сигнала. То есть лишнюю его часть пускаем на землю.

R8 и C4 – смещение кадота. Конденсатор C4 можно использовать как плёночный неполярный так и полярный электролит, разницы я лично не вижу.

Далее идёт блок тембров, тут ничего хитрого нет. Конденсаторы лучше использовать плёночные. Потенциометры подобрать малошумящие, в противном случае они будут «хрустеть» (при повороте ручки потенциометра будет слышен ярко выраженный шум).

Переходим к самому интересному участку цепи – Фазоинвертору. Его смысл состоит в том, чтобы разделить верхнюю и нижнюю полуволны для их последующего усиления.

С8 – проходной конденсатор, разделяет постоянную и переменную составляющие сигнала. Лучше плёночный с погрешностью 1%.

R15 и R16 – делитель, должен быть выполнен с максимальной точностью. От этого зависит баланс фаз. Максимально допустимая погрешность – 1%. В случае невозможности точного подбора сопротивлений нужно впаять построечный переменный резистор на 1к Ом и добиться минимального разбаланса. Тут уже без прибора фазометра не обойтись.

R18 – задаёт точку смещения катода. Особой точности здесь не нужно.

R19 и R20 – анодные сопротивления. Подборка должна быть максимально точной, дабы разброс анодные напряжения не привёл к разбалансу фаз. Мощность лучше 2 Ватт,а, чтобы исключить тепловые шумы.

Для получения заявленного уровня нелинейности в 0,1% лампа в цепи фазоинвертора должна быть подобрана по критерию симметрии триодов. Асимметрия приведёт к разбалансу фаз. По личному опыту знаю, что лампы от Electro-Harmonix или Sovtek не отличаются особой точностью. Если только покупать лампу, которую, как они сами заявляют, проверили на симметрию триодов. Цена будет естественно выше. Но лучше сразу взять лампу от Mesa Boogie и забыть о проблемах. Да, она в два, а порою и в три раза дороже, но они действительно качественные.

И последнее – оконечник.

C10 и C11 – проходные конденсаторы. Лучше подобрать пару с отличием друг от друга с разбросом параметров в 1% и ниже.

R21 и R22 – разрядные сопротивления, лучше подобрать пару с разбросом 1%.

С12 и R23 – задание автоматического смещения катода ламп. Как видно на схеме, используется 5W сопротивление. Ток через него может быть не малый, а лампы всё же две.

R24 и R25 – формируют напряжения на второй сетке ламп. Подборка этих сопротивлений должна быть произведена с максимальной точностью.

Используемые лампы 6П3С(6L6) должны быть подобраны парой. Оконечные лампы подобного типа продаются чаще всего уже парами или четвёрками.

Аноды ламп подключаются к двум плечам выходного трансформатора со средней точкой, на которую подаётся рабочее напряжение. Мощность выходного трансформатора должна быть с двукратным запасом.

Если соблюсти написанные выше условия при сборке усилителя и использовать качественный выходной трансформатор, то получить процент нелинейности равный 0,1% на выходе вполне реально.

6 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Это упрощённая схема собранного мною гитарного стека. Сэмплы его есть у меня в блоге. Некоторым пользователям было интересно именно что нужно сделать дабы добиться коэффициента нелинейности 0,1% и ниже, вот я и описал подробную инструкцию отладки.

Ссылка на комментарий

Аналогичное описание сделаю и на транзисторный усилитель. Времени маловато просто, занимаюсь практикой сейчас. В ближайщее время опишу то, что ранее назвал "бредом" - использование лампы на входе без выхода на лампе. Это совсем не бред, в узкоспециализированных целях схема с ламповым входом придаёт усилителям уникальность, по другому и не скажешь. Сам уже собрал подобную схему.

Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...