Записки отщепенца. Транспортный вопрос - продолжение
Забыл сказать про метро и электричку - насчет эскалаторов и лестниц. Лестницы есть на всех станциях - собственно, не так и много станций, на которых разность высот превышает уровень третьего этажа. Эскалаторы - на станциях метро с большим потоком. Зачастую есть только один эскалатор, работающий в режиме подъем - спускаться нужно чисто по лестнице. Но зато на каждой станции есть ЛИФТ - что определенно является винраром для малоподвижных слоев населения.
Уличный транспорт
Дороги в Вене узкие: в центре потому что расстояния между домами невелики, на окраинах - видимо по инерции. Даже там, где сама улица кажеься широкой для пешехода, у водителя как правило мало свободы: часть улицы может быть занята трамвайными путями (во многих местах трамвайные пути занимают всю проезжую часть, тогда машинам дозволяется ехать по ним, в других случаях по путям ездят только трамваи, автобусы и скорая помощь / полицаи, которые в отличие от наших не стесняются врубать мигалки при каждом удобном случае) или выделенными автобусными полосами, еще часть - велосипедными дорожками, наконец, часть пространства зарезервирована как парковочные места.
http://img-fotki.yandex.ru/get/5703/1918710.3b/0_815c0_137ce3bb_orig
(Ринг - как бы одна из самых широких улиц в центре. Венский аналог Бульварного Кольца. Движение машин в одну сторону, трамваев - в две.)
(улица Виднер-Гауптштрассе - сама по себе широкая, но движение автомобилей в одну сторону по одной - двум полосам, остальное пространство занято трамваем и парковками. Нота бене: снимок сделан со стороны физфака моего универа. Справа за краем фотографии находится кафе "Шредингер", в котором я часто обедаю, слева видна вывеска "Йон'c Хенди" - это лавка, где торгует мобильниками один еврей из Самарканда. Одни говорят, что он знает 18 языков, другие - что он редкий жулик и с ним ни в коем случае нельзя связываться. Не знаю, я по его совету поставил симку, с тех пор пару раз в год кладу на нее 20 евро и не парюсь, хотя частенько приходится звонить в Россию).
В новых домах как правило делают парковку в подвале, говорят, зачастую если покупаешь квартиру, то обязан купить и парковочное место. В старых домах такого естественно нет. По улицам ходят полицаи, высматривают, кому бы выписать штраф за неправильную парковку.
Перехватывающие парковки строят возле конечных станций метро. Это весьма внушительные сооружения. То есть въезжаешь в город, ставишь машину на парковку и дальше общественным транспортом (кажется, чек на парковку является одновременно проездным на метро)
(здание перехватывающей парковки на вокзале Хюттельдорф на окраине Вены. Это крупный транспортный узел - конечная метро, конечная двух веток электрички и сквозная станция третьей ветки.)
Трамвай. Это самый загруженный вид транспорта в Вене - пассажиропоток трамвайной сети больше, чем у автобусов и метрополитена.
Сеть достаточно густая на правом берегу и весьма редкая (всего три маршрута из которых один через мост соединяется с остальной сетью) - на левом. Новые линии метро как правило строятся на месте старых трамвайных.
Остановки - что трамвайные, что автобусные - примечательны принципом согласно которому трамваи разных маршрутов должны останавливаться в разных местах. В итоге крупные остановки выглядят порой внушительнее, чем станции метро.
(Остановка Площадь Урбана Лорица - вид сверху)
(она же)
(Двойное трамвайное кольцо Шоттентор - конечная большинства северо-западных маршрутов. Одно кольцо на земле, другое под первым - раньше здесь ходил подземный трамвай, потом его переделали в метро. Часть трамваев разворачивается по верхнему кольцу, часть - по нижнему, еще несколько маршрутов, для которых Шоттентор не является конечкой, проходят вне кольца и останавливаются на противоположной стороне остановки)
С кольцами вообще занятная история - открытого пространства зачастую не находится, поэтому кольцо может обнимать небольшой квартал, а то и несколько. По той же причине зачастую ечть возможность провести только одну трамвайную полосу по узкой улице: из многих мест трамвай ходит только в одну сторону.
(Олдскульный и низкопольный трамвайные вагоны. В олдскульных деревянные, но при этом очень удобные сиденья и в целом приятная атмосфера. Я люблю на них ездить, но похоже их списывают по мере выпуска новых низкопольных. Если раньше трамваи ходили по очереди: 1 старый - 1 низкопольный - 1 старый - 1 низкопольный - ..., то теперь лишь каждый третий трамвай является олдовым)
Кстати, трамваи как и метро и электрички временами спускаются под землю,
временами поднимаются на эстакады
Отдельно стоит сказать о Локальбане - междугороднем трамвае. Он ходит от Оперного театра в городок Баден под Веной, на горячие источники. Город Баден не стоит путать с Баден-Баденом в Германии (собственно, видимо, чтобы не путали, название второго и удвоили). В Баден-Бадене тоже есть казино и горячие источники и что самое интересное - туда тоже можно доехать из соседнего Карлсруэ на трамвае.
Но вернемся к нашему локальбану. Весь путь занимает около часа, из них первые полчаса - по уличным трамвайным путям Вены, вторые полчаса - по специальной железке, идущей вдоль автобана практически без пересечений с автодорогами.
(Конечка на оперном кольце. Слева - баденский трамвай, справа - обычный городской)
Вообще трамвайные поезда локальбана - пожалуй самый вытянутый транспорт, который ездит по венским улицам. Стандартный поезд - два трехсекционных вагона, соединенных друг с другом.
(типичная остановка на междугороднем участке путей)
(вторая конечка - тупик Йозефсплац в Бадене. Поскольку линия кончается тупиком, а не кольцом, используются вагоны, могущие ехать в обе стороны)
Автобус. Собственно, автобус он и в Австрии автобус. Ходит в такие места где нет ни трамваев, ни электрички, ни метро. Из интересностей отмечу одну деталь - о намерении сойти на следующей остановке водителя надо предупреждать нажатием красной кнопки (ими утыкан весь салон). Если никто не нажал кнопку и если на остановке никто не ждет - автобус проедет ее на полной скорости. Так что зазезавшись можно ненароком уехать чуть дальше, чем планировалось.
Система оплаты
Билеты покупаются в специальных автоматах и штампуются в других специальных автоматах. Штамповочные автоматы стоят на входе в метро и в вагонах автобусов и трамваев.
(Вход на станцию метро. Турникетов, как в Москве нет, только ряд поручней. Синие ящики на каждом втором поручне - штамповочные автоматы. Если заходишь за поручни без активных билетов - ты заяц или по-местному Шварцфарер - чорный странник)
На штампе указывается место проштамповки, дата и время с точностью до минуты. Билеты бывают следующих основных разновидностей:
Разовый - по нему можно пользоваться ЛЮБЫМ общественным транспортом в течение 90 минут после прощтамповки при условии, что ты движешься в направлении ОТ места про предполагается, что за 90 минут можно добраться из любой жопы в любую другую жопу. Я склонен считать, что так и есть. Стоимость - 2 евро (курс евро нынче под 50 рублей если не ошибаюсь)
Суточный, двухсуточный и трехсуточный - то же самое, только можно ездить в любом направлении и срок действия как можно догадаться - 24, 48 и 72 часа с момента проштамповки. Стоимость - кажись 5 евро в первом случае и 12 в третьем.
Недельный - стоит всего на 1-2 евро дороже трехсуточного, но работает по другому принципу. Его штамповать не надо, он действует с 0:00 понедельника до 24:00 воскресенья. Причем если покупать билет например в четверг - он будет на следующую неделю.
Месячный - действует с 1 числа по 2-е число следующего месяца включительно. Стоимость - 45 евро.
Студенческий проездной - к счастью аспиранты считаются студентами. Показываешь студак и венскую прописку, платишь 75 евро и получаешь желтый билет желтого цвета сроком действия на 5 месяцев (сентябрь-январь или февраль-июнь). Можно и без прописки, но тогда это стоит 150 евро. В июле и августе нужно покупать месячные общегражданские.
В целом ценовая система построена на принципе - побольше сдирать с туристов и поменьше напрягать мирных жителей.
Пригородные маршруты разделены на зоны. Первая зона - это сам город. Например, аэропорт находится в соседней зоне. Чтобы добраться туда нужно покупать билет от городской границы до аэропорта. На участке от вокзала до городской границы в электричке действует проездной. Дорога в Баден - это уже на 2 зоны билет покупать надобно.
В основном система рассчитана на добросовестных пользователей. Штраф за безбилетный проезд что-то около 100 евро, но вероятность спалиться не очень большая. Контролеры в метро устраивают рейды примерно раз в месяц. Способа два - или ходят из вагон в вагон и проверяют у всех билеты на перегонах между станциями, или блокируют выход с эскалатора, пропуская только по билетам. Впрочем, поговаривают, что они не имеют права даже прикасаться к пассажирам без спроса и если рядом нет полицаев, то можно сбежать или поигнорить. В электричке у меня за два года проверяли билеты пару раз, в трамваях и автобусах - вообще не припомню.
Транспорт работает с 5 утра до полуночи. В ночь на выходные дни работает метро, локальбан и специальные ночные маршруты трамваев и автобусов. Эту фишку ввели по референдуму в 2010-м году.
6 Комментариев
Рекомендуемые комментарии