Перейти к содержанию
  • записи
    144
  • комментарий
    1901
  • просмотров
    210836

Взгляд на наше образование. Часть 2: От сессии до сессии


Uncle Vёder

4913 просмотра

От сессии до сессии

Живут студенты весело,

А сессия всего два раза в год...

Ну что, можно поздравить меня с тем, что я таки успешно сдал госэкзамен и ещё более успешно защитил свою выпускную работу. Осталась какая-то жалкая формальность - получить саму корочку. А пока - жопа наконец закончилась и соответственно появилась куча свободного времени, так что можно и очередной длиннопост в блог запилить. Ну и раз такое дело, то пост будет про образование, а если ещё точнее - про образовательный процесс. В этот раз вас ждёт чуть меньше диванной аналитики и чуть больше капитанства.

Как вообще устроен учебный график в большинстве отечественных вузов и ссузов?

В году два семестра. Первый начинается 1 сентября и заканчивается аккурат перед новым годом. Далее следуют новогодние праздники (а в нашей широкой и необъятной - вообще государственные каникулы на 10 дней), и только потом начинается зимняя сессия. После окончания сессии обычно следуют ещё коротенькие каникулы на неделю-две, и начинается второй семестр. Летняя сессия может располагаться в довольно широком временном диапазоне, где-то с середины мая и по середину июля, точные сроки начала определяются конкретным учебным заведением, но это не принципиально. К началу или середине июля обычно всё заканчивается, и студенты идут отдыхать на два месяца.

Что такое сессия и с чем её едят?

Сессия предназначена для сдачи исключительно экзаменов. Зачёты же сдаются в течение семестра, и вот тут уже начинаются различные варианты. В некоторых учебных заведениях для зачётов централизовано выделяется отдельный временной промежуток в самом конце семестра, именуемый "зачётная неделя", во время которого уже не проводится никаких занятий, а только назначается время для самих зачётов. А вот в других местах (как и было в моём случае - и в ППКК, и в ПГУ) никаких зачётных недель нет. Преподаватель сам определяет дату проведения и форму зачёта, происходит это во время обычного занятия (или нескольких) по расписанию.

Какой из этих вариантов лучше - честно не могу сказать. Лично по мне - они оба дерьмовые и должны умереть в пользу исключительно рейтинговой системы без выделения экзаменов и зачётов (см. предыдущий пост). Просто интересен сам факт того, что бывает оно везде по-разному. Мои родители например очень долго не могли въехать в то, что зачётные недели у нас в принципе отсутствуют.

Так в чём же прикол выделения всего этого в самостоятельные мероприятия?

А всё очень просто. Есть такая штука под названием "допуск". Допуски бывают разные. Например, по некоторым предметам могут существовать локальные допуски - ты должен сдать определённый объём работ, чтобы получить право сдавать зачёт. Или ты должен получить зачёт по практике, чтобы допуститься до теоретического экзамена. С другой стороны, бывают и допуски более высокого уровня, которые выдаёт уже не препод, а например деканат (или аналогичное ему подразделение). Более того, иногда одного допуска бывает недостаточно. У нас на защите например произошла неприятная ситуация: два человека формально были допущены до защиты деканатом, но не допущены научным руководителем. И никто их слушать не стал. Но это ладно, редкий пример. А вот то, о чём я реально часто слышу в рассказах своих друзей-товарищей - это допуски до сессии.

Проблема допусков тесно соседствует с той самой зачётной неделей и пересдачами. Выглядит это так: ты учишься в течение семестра, в конце занятия заканчиваются и выделяется та самая обособленная неделя, в которой преподаватели назначают время зачётов. Если ты не получил хотя бы один зачёт, то до сессии ты не допускаешься, вообще. Без соответствующего разрешения деканата экзамены никто у тебя принимать не будет. Соответственно если ты завалил зачёт, то о пересдаче с преподавателем приходится договариваться всё на той же неделе. И если всё равно завал - прощай универ. Конечно, бывают исключения. У тебя могут быть нормальные отношения с деканатом и деканом, и если ты как-то умудрился не сдать один (ну два) из зачётов, а пересдать до конца зачётной недели тупо не успеваешь по времени, то условный допуск тебе могут и подписать, но прежде тебе придётся ещё и убедить нужного препода принять пересдачу во время сессии.

Заваленные экзамены пересдаются аналогично. Сначала убедил препода и договорился о пересдаче, потом убедил декана и получил допуск в деканате, сдал. Не успел до конца сессии - давайдосвидания. Исключения бывают, но причины не выпирать тебя из универа с незакрытой сессией ещё и поискать придётся. Зато всегда есть шанс договориться например о пересдаче на более высокую оценку, чтобы не потерять стипендию в следующем семестре.

Препод, кстати, имеет полное право вообще отказать тебе в пересдаче (будь то зачёт или экзамен - не важно). Остаётся всегда возможность пересдать предмет комиссии, но это работает реально лишь в той ситуации, если вдруг у тебя какие-то личные тёрки с преподом и он целенаправленно валил лично тебя. Как мы все понимаем, в подавляющем большинстве случаев причина завалов кроется совсем не в этом.

Ну и пересдачи, к слову, могут быть ещё и не бесплатными. Где-то тебе придётся за это офциально заплатить денежку в кассу универа, а где-то просто дать на лапу.

А бывает как-то по-другому?

Да, бывает. В нашем универе процесс был построен абсолютно по-другому, что вызывало огромное удивление среди моих друзей-товарищей, когда они узнавали об этом.

Начнём с того, что никаких зачётных недель у нас не было. Вообще зачёты обычно ставились автоматом тем, кто успешно сдал необходимое количество лаб (для технических/практических предметов), или просто активно работал в течение семестра (для гуманитарно-теоретических). Если кто не успел - можно было договориться с преподом, выловить его во время занятий с другими группами (или просто на кафедре) и досдать нужные работы. Если таки требовался именно теоретический зачёт, а автоматов либо не было в принципе, либо ты его не получил - для зачёта чаще всего выделялось предпоследнее по расписанию занятие в семестре, а последнее оставлялось для тех, кому нужно "донести" и "досдать".

Дальше - больше. Неважно, что происходило в течение с семестра с зачётами, но до сессии допускались все и всегда. Ты можешь не появляться в универе в течении семестра вообще ни одного дня, а потом спокойно прийти на экзамен, и препод обязан тебя принять - таковы внутренние правила универа. На экзамене тебя, конечно, всегда могут и завалить (особенно если ты реально весь семестр нихера не делал), но право попытаться сдать есть у всех.

Всё самое интересное же начинается, когда у тебя всё-таки есть завалы. Одно из главных правил ПГУ: никаких пересдач во время сессии. Соответственно если у тебя есть несданные зачёты в течение семестра или заваленные экзамены - пересдаёшь ты их уже в следующем семестре. Старая версия правил разрешала условный перевод на следующий семестр при наличии не более 2 задолженностей, на пересдачу выделялось 3 недели с начала семестра. По факту - количество долгов могло быть и больше, да и сроки пересдач тоже можно было чуть потянуть (подробнее - далее по тексту). Таким образом, завалив хотя бы один предмет, студент автоматиечески теряет все свои стипендии. Успеваемость Мех-Мата ПГУ по результатам сессий находится, ЕМНИП, где-то в диапазоне 30-40% =) Про другие факультеты не знаю.

Теперь сами пересдачи. Во-первых, время пересдач назначается официально кафедрами. Во-вторых, у каждого преподавателя их ровно три штуки, с интервалом примерно в неделю. На пересдаче препод принимает одновременно должников по всем своим курсам. Если ты завалил две пересдачи, то третью сдаёшь уже с комиссией. Комиссия теоретически должна состоять из самого препода, ещё одного человека с той же кафедры, плюс ещё одного с другой кафедры, но того же факультета. На практике обычно комиссия как таковая не собиралась и препод принимал всё так же в одиночку, но в спорных ситуациях таки мог позвать ещё пару человек. Да, пересдачи - бесплатные, и право допуска к ним имеют все, кто формально ещё числится в списках студентов.

Естественно, были свои тонкости и с этим. Например, для предметов, где для зачёта надо было сдавать кучу всяких лаб, пересдач обычно было больше чем 3. Преподаватели назначали даты пересдач рандомно, а по факту принимали лабы в свободное время просто у себя на кафедре, или во время занятий других групп. Иногда (редко) удавалось уговорить препода досдать что-нибудь даже после последней пересдачи. Ну и бывало такое, что в начале семестра препод мог какое-то время отсутствовать, и даты пересдач назначал соответственно позже, чем в течение положенных 3 недель. Деканат обычно шёл навстречу и ждал (вообще наш декан был дико лояльным мужиком и выпирал только уж совсем безнадёжных распиздяев).

В прошлом году ректорат универа несколько изменил правила (с подачи обновлённого федерального закона об образовании). Условно переводить на следующий семестр разрешили студентов с любым количеством долгов, а досдавать их стало можно аж в течение года после образования задолженности. Количество пересдач, правда, уменьшилось с 3 до 2 (вторая - с комиссией). Остальные правила никак не поменялись.

Как оно было.

Такой распиздяй как я, естественно, высоким уровнем успеваемости похвастаться не мог. Просирать зачёты и экзамены я начал с первого же семестра. Вовремя закрытых сессий у меня было всего три за всё время обучения. Первый раз это случилось в первом семестре второго курса: это вообще был самый халявный семестр эвер, и там 2/3 группы (включая меня) не то что всё сдали, а даже на стипендию вышли. Второй и третий раз - оба семестра четвёртого курса, но на этот раз уже с тройками.

Реально драматичных ситуаций с долгами у меня было несколько штук. Первая неудача случилась с "математическим анализом" на первом курсе у небезызвестного борца за трезвость всея руссской нации Зорина - тогда я с великим трудом получил условный зачёт (в ведомость, но не в зачётку) в первом семестре, а экзамен мне ему сдавать к счастью не пришлось - перевёлся в другую группу, где был препод уже помягче. Выставить зачёт в зачётку я его кое-как уговорил через полгода =) Вторая драма затронула всю группу - это были "основы программирования" у столь же известного в нашем универе (и вообще в городе) Плаксина. Досдавали мы ему где-то месяц с начала следующего семестра, причём засиживаясь на кафедре раза по 3 в неделю до позднего вечера, но это реально того стоило - один из действительно крутых, полезных и продуктивных курсов за все 4 года (а количество таких я могу пересчитать по пальцам). Третья драма в лице "дифференциальных уравнений" настигла меня в конце второго курса. Сдавал я это дело долго и тяжко, затащил с великим трудом пересдаче вроде к десятой... Следом был вновь Плаксин, только уже с курсом "проектирование интерфейсов", который мы опять же дико мучали всей группой, и всё так же долго. Ну и третий курс я закончил вообще с ворохом долгов, часть из которых сдать в новом семестре успел, а часть - нет. К моему несчастью, именно тогда проходила аккредитация всех вузов региона (или даже России, не помню уже) и должников таки начали выпиливать. Так что завалив третью пересдачу (ту, что с комиссией) "алгоритмов и анализа сложности" я отправился отдыхать в академ, из которого вернулся только в следующем году. Ну и самый эпик вин/фейл - долг по физкультуре (заработанный всё на том же третьем курсе) я закрыл за неделю до госэкзамена =)

Вообще всякие академы и переводы были у нас довольно частым явлением. Совсем отчисляли народ редко, но тоже было. Из весёлых распиздяев на моей памяти есть следующие случаи:

1. Персонаж из группы с нашего потока. Так же как и я никак не мог сдать дифуры, но в отличие от меня так и не затащил. Академ, снова 3 курс. Снова не затащил, после чего перепоступил на 1. Снова не затащил, вылетел.

2. Персонаж из группы старше нас на год. Не сдал интерфейсы, академ, перевёлся к нам. Снова не сдал, снова академ, перевод уже в ту группу, в которой я доучивался сейчас. Не допустился до защиты диплома.

3. Несколько персонажей, умудрившихся не затащить предельно лёгкий курсач на 3 курсе. Сдали в следующем семестре, обошлось без академов и отчислений.

4. Весёлая девочка из группы, в которой я учился в первом семестре. Уходили с ней в академ одновременно. Этой весной была драматично выпилена с 4 курса, совсем чуть-чуть оставалось.

5. Персонаж из группы "компьютерной безопасности" с нашего потока. В начале учёбы был выбран старостой группы. После первого семестра оказался единственным в группе, кто остался без стипендии. Ходил в академ дважды, его одногруппники защитились, а он заканчивает 3 курс. Самый жир ситуации в том, что он уже года 3 как является сотрудником университетского интернет-центра и одним из старших админов всей сети универа.

Немного про технарь.

В технаре я был ещё более редкостным долбоёбом, чем сейчас. Первый курс я закончил с 11 долгами (всего предметов было вроде 15). Не вылетел чудом, с трудом удалось договориться. На втором курсе были проблемы с высшей математикой (да да, моя нелюбовь к матанам имеет древние корни), сдал я её только на третьем. Ещё там был эпичный препод, с которым мы мучались все 3 курса. Ничего, сдали. А вот на 4 курсе я немного взялся за ум и начал даже стипендию получать, и даже уже шёл на повышенную, но нас внезапно обломали с пятым курсом и выгнали на улицу.

Что касается организационного процесса - там опять всё было по своему. Если в универе у нас отсутствовали зачётные недели, то в технаре не было ещё и обособленных сессий =) Предметы делились на 3 типа: с недифференцированным зачётом, с дифференцированным и с экзаменом. Зачёты сдавались в течение семестра. Под экзамены выделялась неделя-другая в конце семестра, практически без дополнительного времени на подготовку. Для сдачи чего угодно нужен был допуск от преподавателя, который он мог дать или не дать по своим критериям, других вариантов получить право сдавать экзамен не было.

Завалы зачётов и экзаменов пересдавались по договорённости с преподом (с некоторыми договориться было ещё как сложно), пересдач могло быть хоть сколько, но нужен был допуск от заведующего отделением. С 1-2 долгами условно переводили без особых проблем, если их было больше - начиналась канитель. Обладателям большого количества долгов обычно предлагали перевестись из бюджетной в платную группу (стоимость обучения составляла тогда от 25 до 30 тысяч за год), к которой требования в плане количества долгов и сроков пересдач были мягче.

Альтернатива всем альтернативам.

Но вернёмся опять к разговору об универе. В своём желании сделать "не как у всех" ректорат изрыгнул из себя очередную гениальную идею: перейти на триместровую систему. Зачем это нужно, кто от этого получит профит, как всё будет организовано - решительно непонятно. Однако точно известно одно: геморроя от этого получат все - и преподы, и студенты. Так что на этой радостной ноте я покидаю стены родного универа и отправляюсь в свободное плавание. Пусть ебутся с этой хуйнёй сами.

А мораль у поста простая.

Хоть и есть государственные стандарты образования, организационный процесс может очень сильно различаться в зависимости от учебного заведения. Просто знайте, что если вы учились "так", то бывает и "по-другому".

18 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Персонаж из группы "компьютерной безопасности" с нашего потока. В начале учёбы был выбран старостой группы. После первого семестра оказался единственным в группе, кто остался без стипендии. Ходил в академ дважды, его одногруппники защитились, а он заканчивает 3 курс. Самый жир ситуации в том, что он уже года 3 как является сотрудником университетского интернет-центра и одним из старших админов всей сети универа.

Тимоха Мартюшев?

Ссылка на комментарий

Ви, может написать до кучи про ПРИНЦИПИАЛЬНО иной подход в структуре учебного процесса, который культивируется в Вышке?

Я не в курсе, чо там в вышке. Напиши, если есть желание.

Тимоха Мартюшев

Дак отож =)
Ссылка на комментарий

От сессии до сессии сдают студенты сессию.

 

У нас (в уфимском авиационном, а не в венском техническом) когда-то экзамены за весну народ сдавал до февраля. Знаю двух преподов, коим некоторые личности сдавали зачет с 24 раза (1-2 раза в неделю пересдача), потом уходили в академ, в течение которого строили университетскую базу отдыха на Павловском водохранилище. Потом академы отменили, ибо эксплуатация студенческого труда, теперь и число пересдач ограничили двумя, причем эти пересдачи должны проставляться в расписании. Преподы вздохнули свободно, у студентов баттхерт.

 

Сдачи зачетов - никогда не проставляются в расписании, просто препод находит удобное всем время и место. Зачетной недели нет, но ведомости раньше декабря преподам не выдают.

 

Самое трудное  - допуститься у самого препода: для этого нужно успешно защитить все лабораторки. Это можно делать только во время самих лабораторок, своих или чужих. У разных преподов свой стиль - кто трахает одну лабораторную бригаду по шесть часов, но в итоге ставит заветную галочку, кто спрашивает несколько коротких вопросов и посылают на хуй до следующей попытки. Заходишь в лабораторию в зимней куртке - делаешь 1 штрафную лабу.  Ловят со шпаргалкой наэкзамене - делаешь 30 штрафных лаб, чтобы допуститься к пересдаче. У особо эпичных личностей на их последних лабах в семестре набивается по 50 человек сдающих в лабораторию с 6 компами. Не сдал в срок - сдаешь в следующем семестре через официально-платное РМЦПК.

Ссылка на комментарий

>>Нет ничего приятнее назначить пересдачу на 15-00 31 декабря, поставить в 18-00, а в 19-00 встретить в театре тян, которой поставил зачет час назад

Мисье знает толк в извращениях.

Ссылка на комментарий

 

Ловят со шпаргалкой наэкзамене - делаешь 30 штрафных лаб
И что, кто-нибудь попадался?

 

На моих глазах не было, но в принципе все знали, что тот препод на такое реально способен, поэтому допущенные (а таких было процентов 25 от общего числа студентов) шпорами не пользовался (учитывая, что экзамен был полуустный - и смысла особого не было)

Ссылка на комментарий

Слишком много букв.Но думаю основную суть поймёт каждый студент.

Нет ничего приятнее назначить пересдачу на 15-00 31 декабря, поставить в 18-00, а в 19-00 встретить в театре тян, которой поставил зачет час назад

Можно разжевать для особо тупых, а то я не уверен в  правильности своих выводов.

Ссылка на комментарий

У нас пару раз сессия зимняя тянулась до открытия летней. А один тип закрывал четвертый курс, имея хвост по физре ещё с третьего \и перевели же!\

Вообще, универ это уже такое место, где оценки имеют формальное значение. Человеку они по факту и не нужны. Получить их можно массой нечестных путей. Преподавателей сильно лупят \в большинстве своём\ за отчисленных, поэтому есть люди, которые "да я умею беспалева списывать!". Любой человек, который был на месте преподавателя хотя бы 1 раз на экзамене может вдоволь поржать над такими "умею списать".

 

Да и смысл универа не в оценке. Их там вообще может не быть. Для кого-то нужен просто диплом \без него нельзя вести некоторые виды бизнеса по-крупному\. Кому-то знания. Промежуточных людей я не понимаю в принципе. Кто потом идёт на работу, которая не требует вышки НЕПРЕМЕННО и ничего не знает по курсам. Это банально потраченное вникуда время.

 

Но учиться-то нужно раньше. Школа учит людей учиться. И школа у нас поставлена в разы лучше, чем в европах \к сожалению, последние годы система планомерно загоняется в задницу\. Уже и у нас появляются люди, которые думают, что бородавку можно "прижечь" раствором кислоты, причём сделать это налив последнюю на ватный диск и помазав им кожу вокруг.

Таким уже никакой универ и никакая система оценок не поможет.

Ссылка на комментарий
И школа у нас поставлена в разы лучше, чем в европах \к сожалению, последние годы система планомерно загоняется в задницу\.

И откуда же такая инфа, что у вас "школа поставлена лучше", да еще в разы? Я оценил обе системы и никакой особой разницы не заметил.

Ссылка на комментарий
И откуда же такая инфа

да банально по количеству идиотов. До недавних пор в России последних было меньше. Сейчас количество неуклонно увеличивается.

Сейчас знания получают только те, кто действительно этого хочет \в европах тоже самое\. В США вообще грусть печаль с вышками и оплатой обучения в принципе. А корни этому всему идут из школ.

 

Например, осталось добить наше образование простым шагом: предметы по выбору.

ну да "мне же химия не нужна будет в жизни! зачем её учить" "мне же то-то не нужно". Выберу ка я что попроще.

Ссылка на комментарий
да банально по количеству идиотов.

И откуда у тебя инфа о том, что в Европе больше идиотов? У меня как бы впечатление обратное, хотя системы образования по качеству примерно одинаковые.

 

Сейчас знания получают только те, кто действительно этого хочет \в европах тоже самое\.

Всегда так было.

 

В США вообще грусть печаль с вышками и оплатой обучения в принципе. А корни этому всему идут из школ.

Да, там с платным образованием все плохо. Несмотря на это, к сожалению, есть люди, которую такую же систему хотят в России.

Ссылка на комментарий
Вообще, универ это уже такое место, где оценки имеют формальное значение. Человеку они по факту и не нужны.
Этой проблемы был полностью посвящен предыдущий пост.
Да и смысл универа не в оценке. Их там вообще может не быть. Для кого-то нужен просто диплом \без него нельзя вести некоторые виды бизнеса по-крупному\. Кому-то знания. Промежуточных людей я не понимаю в принципе. Кто потом идёт на работу, которая не требует вышки НЕПРЕМЕННО и ничего не знает по курсам. Это банально потраченное вникуда время.
Забегая вперёд: третья часть опуса будет именно про причины, движущие людьми при поступлении.
Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...