Перейти к содержанию
  • запись
    41
  • комментария
    282
  • просмотров
    21487

Сколько всего нот?


Minamoto Michi

1876 просмотров

Ноты vs. ступени, на дилетантский взгляд.

Музыка состоит из тонов — звуков, различающихся по высоте. Чем больше частота звука, тем он выше. Разницы между частотами договорились называть интервалами. Большинство интервалов имеют собственные названия: октава, терция, кварта, квинта и тому подобные латинизмы.

Более-менее единообразно, в древности, разобрались только с октавами: частота звуков в этом интервале различается ровно в два раза. Делить же эту октаву люди стали самыми различными способами. Получившийся разброд, понятное дело, жизнь музыкантов не облегчил.

Как например, точно сыграть на "обычном" (октава/12) инструменте что-нибудь, восточное (октава/17), или октава/32?

Да и на дюжину частей октаву можно делить по-разному. Именно по причине различия частот у "одинаковых" нот в мелодиях разных стран и эпох, музыка из старинных, или экзотических источников слышится по-разному, в зависимости от того, на современных, или соответствующих историческим инструментах её исполнять.

В европейской культуре (к которой мы, в части музыки, тоже относимся) победило деление октавы на 12 частей — ступеней. Первоначально, деление производилось по математически точным "чистым" интервалам, что, с одной стороны, давало безупречные аккорды, с другой — превращало транспонирование в нетривиальный процесс и порождало диссонансы, типа "волчьей квинты".

Несколько веков назад, музыканты с математиками, наконец-то, озадачились вопросами, типа: почему такие звуки диатонического звукоряда, как "си-диез" и "до" — различаются, и как это преодолеть?

После продолжительных боёв по переписке, договорились сдвигать часть нот с их математически верных частот, для "замыкания" октав и удаления неоднозначностей. Сию нехитрую процедуру назвали "Темперация".

Так что, формально, дальше пишу про равномерно темперированный строй и диатонический звукоряд.

Делим октаву на двенадцать равных частей.

Из них семь оказываются расположены по квинтам. Их называют "Основные ступени".

Оставшиеся пять называют "Производные ступени".

Исторически сложившиеся названия основных ступеней мы позаимствовали из европейского слогового обозначения: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Как раз их, обычно, и подразумевают, упоминая "семь нот".

Для обозначения производных ступеней используются спецзначки (знаки альтерации), показывающие сдвиги по полутонам: диезы, бемоли, бекары.

То есть, например, F# (фа-диез) — это производная ступень, не входящая в основные семь. И, одновременно — отдельная нота, поскольку имеет собственную, отличную от других нот в октаве, частоту.

Потому нот, в привычной нам октаве — дюжина. Семь из которых имеют собственные имена.

Если же "рубить" октаву по максимуму, получим до 96 нот (можно найти на Ютубе), но это уже — другая история.

6 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

1) я вспомнил, что давно не видел учебник по музыкальной теории... Остался на одной из старых квартир, видимо. Пичалька.

2) мнээээ... А кто нибудь пробовал писать музыку с использованием непрерывных частотных диапазонов?

Ссылка на комментарий

Эдуард Артемьев, насколько знаю, использовал интервалы /72.

Погугли "Артемьев АНС".

Деление октавы на 72 части уже близко к порогу различения частот (1/96, если память не подводит).

Имхо, это уже больше к звуковым эффектами, чем к привычной музыке. Но, возможно, я еще недостаточно прокачал духовность. Удовольствие от музыки, с точки зрения психологии, как раз - в узнавании и предугадывании мелодии.

Ссылка на комментарий

О, спасибки.

Удовольствие от музыки, с точки зрения психологии, как раз - в узнавании и предугадывании мелодии.
Ну, тогда бесконечные каноны были бы бесконечно популярны. А восторг от Бетховена выглядел бы патологией. =)

Да и вообще - сильно сомневаюсь, что Пендерецкий (тьфу-тьфу-тьфу) и Шенберг (и иные многие) писали музыку для удовольствия.

ПиЭс: а оперировать частотами, близкими к порогу различения, могло быть забавно. Да я такими экспериментами давно не занимался...

Ссылка на комментарий

Ну, тогда бесконечные каноны были бы бесконечно популярны. А восторг от Бетховена выглядел бы патологией. =)

Да и вообще - сильно сомневаюсь, что Пендерецкий (тьфу-тьфу-тьфу) и Шенберг (и иные многие) писали музыку для удовольствия.

Тем не менее, оно - вот так :)

Вот, например (англ инсайд): http://www.researchgate.net/publication/269723772_Predictions_and_the_brain_how_musical_sounds_become_rewarding

По поводу "однообразия популярности", в Ютубе есть отличный глум на эту тему: "Four Chords Song".

Ссылка на комментарий

>>Вот, например (англ инсайд)

глубоко копают! =)

"Four Chords Song".
О! моя любимая песня на всю оставшуюся жизнь =))) А еще это, если  слух мне не изменил со зрением, бесконечно популярный канон Д-дур Пахельбеля, ЕВПОЧЯ. =))
Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...