Перейти к содержанию
  • записей
    17
  • комментариев
    677
  • просмотра
    10553

Неподвижные идеи


FunBotan

1262 просмотра

Мне тут предложили перезалить на ЕнЕ свою диванную аналитику, которой я в последнее время неоправданно много занимаюсь. Ок, можно и так, если читатели учтут, что причина, по которой я этого пока не делал, в том, что я придумываю новые формулировки этих мыслей едва ли не ежемесячно и хочу их хоть как-то стабилизировать перед тем, как рекламировать. Пока залью сюда то, что нравится мне самому.
Оригинал

 

------------------------

 

"Сжимающее отображение — отображение метрического пространства в себя, уменьшающее расстояние между любыми двумя точками. Согласно теореме Банаха, у сжимающего отображения полного метрического пространства в себя существует неподвижная точка, причём ровно одна. Это утверждение, также называемое «принципом сжимающих отображений», широко используется при доказательстве различных математических утверждений" (википедия).

 

Мое предположение состоит в том, что интеллектуальное развитие личности представляет собой нечто отдаленно напоминающее систему сжимающих отображений на множестве идей. У каждого из этих "отображений" существуют т.н. "неподвижные идеи", где-то одна, где-то несколько близких вариаций. Это не более чем аналогия: подогнать столь сложные процессы под примитивную модель и невозможно, и незачем.

 

Мне известно как минимум два четких примера, иллюстрирующих эту гипотезу. Первый - это научный метод. Он настолько прост и очевиден, что каждый ребенок интуитивно разрабатывает его примитивный вариант самостоятельно, если не испытывает интеллектуального давления сверху.

 

Второй пример ярче и драматичнее. Это гуманизм, неподвижная идея процесса поиска моральных ориентиров. Зародившись впервые в Древней Греции как Эпикурейская школа, он был уничтожен после того, как государственной идеологией Римской империи стала его противоположность (а может и раньше, но сути это не меняет - по оставшимся записям едва ли можно было восстановить исходную концепцию). Затем в Средние века гуманизм появляется вновь, теперь под названием "сатанизм", и уже в буквальном смысле выжигается. В действительности, документальных свидетельств настолько мало, что мы даже не можем быть уверены, был ли средневековый сатанизм эквивалентом гуманизма - выделить правду из тонн дезинформации, которой христиане веками обвешивали сатанизм, практически невозможно (поэтому я опираюсь на библейское описание Люцифера, где предлагаемые им принципы относительно близки к гуманистическим). И наконец, уже в период Ренессанса, гуманизм был открыт еще раз. Важен тот факт, что одна и та же идея восставала из пепла столько раз, сколько ее уничтожали, в самых разных условиях и из разных предпосылок; даже если в мире не оставалось ни одного человека, которому она была известна, и ни одной книги, где была бы описана.

 

Вообще говоря, это характерное свойство объективной истины: ее всегда можно открыть вновь. Но может ли чисто философская идея, тем более из области этики, быть объективной истиной? Я не буду делать утверждений настолько фундаментального характера.

 

В данный момент я затрудняюсь привести другие примеры, сравнимые по очевидности с гуманизмом. Есть некоторые предположения, но их вначале нужно доказать, а эта задача едва ли решается аналитически. Так что осталось разобраться, что в данной аналогии играет роль итеративного процесса, применяемого к сжимающему отображению.

 

Я уверен, что это - новая информация. В среднем, чем больше человек узнает, тем ближе подходит к неподвижной точке. Примеров такой закономерности в реальной жизни можно собрать множество. В первую очередь это интернет - величайшее оружие для борьбы с ложью, и, следовательно, злом, когда-либо созданное человечеством. Интернет ответственен за смерти или отставки многих диктаторов в 21 веке, за неуклонное падение числа верующих во всем цивилизованном мире и повышение среднего интеллекта людей, ослабление политической власти и экономических структур, ее контролирующих. Но правда не заложена в структуру интернета изначально. Она определяется стихийно самими людьми, которые коллективно анализируют огромные объемы информации и обмениваются результатами - подобно тому, как в ходе эволюции формируются виды.

 

Многие ранее уже замечали, что обычно нацисты и религиозные фундаменталисты - это люди, никогда не покидавшие пределы своей социальной группы и просто не видевшие, что представители других наций или религий - такие же люди, как они сами. Именно поэтому большинству людей необходимо путешествовать, видеть как можно больше мест, отличных от их родных, и общаться с чужими людьми. Большинству - потому что некоторые обладают достаточно мощным воображением, чтобы вместить окружающий мир внутрь самих себя - таким был, например, Кант. Но все же это скорее исключение.

 

Существует также "Эффект обзора". Думаю, что лучшим его объяснением будут слова Эдгара Митчелла, члена экипажа Аполлона 14:
"Оттуда, с Луны, международная политика выглядит детской забавой. Хочется схватить всех этих политиков за шею, притащить их за четверть миллиона миль оттуда и сказать «Посмотри на это, сукин ты сын»."
или эссе Карла Сагана "Бледно-голубая точка", найти которое несложно.

 

По той же причине тоталитарные режимы всегда стараются поддерживать максимальный контроль над информационным пространством и ставить "железные занавесы", а демократические - наоборот, законодательно закрепляют свободу слова. К счастью, теперь, благодаря интернету, эту свободу практически невозможно отнять, и я искренне надеюсь, что то же самое рано или поздно произойдет со всеми правами человека.

 

Следствие этой гипотезы очень простое: за свободой должна следовать правда, а за ней добро. Верно и обратное: любое ограничение свободы, особенно информационной, имеет катастрофические последствия - и в этом мы уже неоднократно убеждались на протяжении истории. Поэтому либо потомки будут изучать историю нашего времени, сидя в тени памятников Эдварду Сноудену, Джулиану Ассанжу и Аарону Шварцу, либо будут убивать друг друга за жалкие остатки природных ресурсов умирающей планеты. Выбор за нашим поколением.

17 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

 

Сжимающее отображение

14318065188904.jpg

А Саган херни никогда не говорил. Умный был мужик. Два "Послания во Вселенную" принадлежат ему.

А по поводу идеи топика... ммм уелосной картины нет, просто попробую раскидать по полкам:

1) "Объективная истина" - недостижима для человека и человечества. За познанием ее лежит только познание всего, а это автоматически делает индивида лишним среди себе подобных. .

2) "Гуманизм" - уже не помню. что там и о чем. Помню, что в Ренессанс человека воздвигли в центр всего и начали сильно много про это писать, говорить и тому прочее. Потом пришел Сартр и сказал .что нехуй вам смотреть в Небеса, а посмотрите лучше на себя... ну да тут не об этом. Я уже не помню понятия гуманизма. Ну за исключением того, что он про равенство между людьми.

3) "Правда" - у каждого своя. А у того, кто правее - еще более своя. Тут та же песня, что и с объективной истиной - не постичь человеческим разумом. Слишком широкое и всеобъемлющее понятие.

4) Права человека... эм. Это что-то сродни философской категории. как по мне. Слишком много переменных и часть из них решаются далеко не подбором вариантов.

Чтобы построить идеальное общество: нужно выбить из людей понятие "собственного Эго", чтобы таки дошло до понимания того, что с одной из точек зрения мы все равны. То есть совсем. Ну и мелочи вроде трансконтинентальной сверхдержавы, перехода института Религии из того, что заставляет верить в недоказуемое в институт познания и размышления. Ну и конечно небольшая чистка всех несогласных и слишком юродивых, так как ни один порядок без крови не устанавливается.

А по последнему абзацу: так говорят все представители поколения предыдущего относительно нынешнего и следующих .

Ссылка на комментарий
1) "Объективная истина" - недостижима для человека и человечества.

Лишь в том смысле, в каком недостижима последняя цифра числа пи. Нам просто незачем ее достигать.

 

4) Права человека... эм. Это что-то сродни философской категории. как по мне. Слишком много переменных и часть из них решаются далеко не подбором вариантов.
Чтобы построить идеальное общество: нужно выбить из людей понятие "собственного Эго", чтобы таки дошло до понимания того, что с одной из точек зрения мы все равны. То есть совсем. Ну и мелочи вроде трансконтинентальной сверхдержавы, перехода института Религии из того, что заставляет верить в недоказуемое в институт познания и размышления. Ну и конечно небольшая чистка всех несогласных и слишком юродивых, так как ни один порядок без крови не устанавливается.

Ну в общем я понял, что ты ничего не понял.

Ссылка на комментарий

Лишь в том смысле, в каком недостижима последняя цифра числа пи. Нам просто незачем ее достигать.

 

 

 

Ну в общем я понял, что ты ничего не понял.

1) Кто знает?

2) Если ты о базовом набор: На жизнь, На свободу и так далее, то это здорово, конечно, но вот свобода одного кончается там, где нарушается свобода другого. И грань весьма тонкая.

Ссылка на комментарий

Ой как наивненько. Борьба с ложью, отставка диктаторов, свобода слова, повышение интеллекта, демократия, гуманизм и светлое будущее в мире розовых пони (нет, млять, я не про Пинки с её Пай).

А что, если я скажу, что интернет – не менее прекрасное оружие борьбы с правдой? Или что он ответственен за смерти, мягко говоря, не только диктаторов? Или что отупляет он так же замечательно, как и просвещает, если не лучше?

В XXI веке, как, собственно, и в XX, диктаторы (нередко получавшие этот статус за то, что были неудобны определённым силам, намекну толще: определённым странам, хотя рядышком сидят диктаторы похлеще и никого не беспокоят) свергались отнюдь не главным образом за счёт интернета. Интернет используется для создания определённого информационного фона вокруг этого, дабы обеспечить нужное общественное мнение (улыбаемся и машем в сторону фразы про борьбу с ложью).

У меня нет данных о связи интернета с количеством верующих, зато своими глазами я прекрасно вижу, что интернет очень активно используется и верующими, и их пастухами. С его помощью религиозные идеи несут в массы, верующие консолидируются, более явно чувствуя, что они не одни такие и что всегда есть с кем разделить свою веру.

А для ребят вроде ИГИЛ интернет – это и вовсе находка, помогающая в решении целой кучи самых разных задач. И, кстати, чой-то не работает на них эффект обзора.

Я это всё к чему? Не надо упрощать. Интернет, как и любое другое явление, – это палка о двух концах. И рано радоваться только из-за того, что одним концом имеют твоих противников. Сначала нужно ещё убедиться, что другим не имеют тебя.

Ссылка на комментарий

Кажись ты меня за идиота держишь. Естественно, что все перечисленные тобой факторы я тщательно взвесил, изучил соответствующую статистику и пришел именно к тому выводу, который и расписан выше. Более того, весь мой тезис состоит именно в том, что хороший конец палки тяжелее. Просто формат изначально не предполагал ведение списка используемой литературы, но, если со временем я от этого тезиса не откажусь, но проведу нормальную аргументацию.

А что касается диктаторов - goto в тред про нынешние выборы в США.

Игил же - это что-то вроде аналога ВИЧ (хотя и гораздо более слабого в масштабе). Если ВИЧ паразитирует на иммунной системе, то является ли это аргументом против иммунной системы?

Ссылка на комментарий

Насколько я понял, в данном контексте "гуманизм" - это признание за другим человеком право на жизнь, признание его изначально равным себе и определённое умение сопереживать, эмпатию, которое заставляет по возможности сокращать страдания всех хомо сапиенс. Плюс, наверное (раз Вы говорили про сатанизм и Эпикура), разумная любовь к себе и тяга к кооперации и честному исполнению договоров. Правильно? Типичные римские и европейские ценности (греки тут ни при чем, но это детали).

 

Причины такой гуманизации называли разные, едва ли это просто "информация". Информацию надо хотеть добывать, понимать, систематизировать, просеивать. Ею дорожить надо. Как сам по себе доступ к информации может свергнуть тирана? Для этого, как минимум, надо рисковать головой...

 

Но некоторый обывательский уровень гуманности, действительно, стал повыше. Может быть, Ницше был прав в своём сарказме: у современных цивилизованных людей "больные нервы". Болезненно-утончённые: публичные казни или ДТП нас шокируют, зато если дистанционно и не на своей территории, пусть хоть миллион погибнет. А может быть, всё-таки это доброта и привычка к неким стандартам поведения. Предположим, уровень гуманности в мире европейском и около европейском действительно повышается. И у нас тоже, хотя никакая мы не Европа. И кое-где в Азии, и вообще в мегаполисах.

 

Что служит причиной этого?

 

Сторонники биологизаторского подхода (вроде А. Никонова) вслед за К. Лоренцом отмечают, что человек - слабо вооружённое животное, поэтому у него внутривидовая агрессия очень высока, этот самый гуманизм нужен как залог выживания. А то кто-нибудь с обиды или психического расстройства потянется за оружием и перестреляет (взорвёт, отбомбит) всех, до кого дотянется. То есть мораль и ее ограничения должны поспевать за развитием техники. Окей, хороший план, но как его осуществить? Мораль (требования общества к индивиду) всегда запаздывает, полна анахронизмов, пребывает в культурных артефактах столетней давности. Нельзя в школе проходить "Крейцерову сонату" или "Анну Каренину" Толстого, что-то там чувствовать, проникаться симпатией к героям, и после этого без всякого внутреннего сопротивления смотреть на секс легко, например. Или хотя бы непредвзято. И с агрессией то же самое: сначала сочувствовать рыцарям, героям и пр., а потом подавать в суд на обидчика за выбитый зуб? Диссонанс. Если гуманистическая мораль (как максимальная ответственность за чужие жизни в данном случае) догонит технику, то только благодаря какой-то мистической силе, в которую я, например, не верю.

 

Те, кто толкуют об обществе потребления, видят в гуманизации (добродушии, спокойном пофигизме к другому) следствие сытости. Кстати, посмотрите на фильмы-катастрофы, снимаемые, в основном, в сытых странах. Главная коллизия - мир рушится, обыватели тут же забывают о всякой гуманности. Кто мародёрствует, кто думает исключительно о себе, и лишь отдельные герои... Ведь не зря это сюжет распространённый? Масс-культура использует только самые проверенные, кажущиеся правдоподобными сценарии. Значит, гуманизм от того, что человек сыт, у него куча интересов, он знает, как ему реализоваться, счастлив, и от щедрот готов уважать ближнего. Заодно все процветающие страны имеют низкий или отрицательный прирост населения (человек спокоен, ответственен, не рвётся размножаться, чтобы дети урвали себе то, чего не хватило родителям). Меньше детей - меньше конкурентов, снижается нагрузка на среду, товаров всё больше, можно быть всё добрее и добрее. Заботиться (уже массово, а не в плане героического энтузиазма отдельных сострадательных индивидов) не только о людях, но и о животных и пр. Мишель Уэльбек в романе "Возможность острова" (вроде бы, название наврать могу) хорошо описал эту схему. Но если массовая гуманность - следствие массовой сытости, развитие человечества неизбежно приведёт к одному и тому же: более энергичные и менее сытые "варвары" будут посягать на рай "цивилизованных", расслоение по имущественному признаку будет расти, богатые будут тщательно отгораживаться от бедных (чтобы защитить основу своей гуманной цивилизации). Что, собственно, по мнению некоторых учёных и происходит в современном мире.

 

Так что интернет и информация - это такая вершина айсберга, что думать и думать еще над проблемой.

Ссылка на комментарий

Давайте попробую сказать по-другому. Вы пишите, гуманизм - неподвижная идея. Вечная. Если от него не отвлекают манипуляторы, политики, идеологи. Значит, дайте свободу и информацию, и все спокойно заново изобретут гуманизм. Это подразумевает, что человек занят поисковой деятельностью. Сидит в интернете (например) и ищет познавательную информацию. А разве это так? У меня девочки на специальности "Сервис" учатся, все платники, у родителей денег немеряно, а специальность даже предполагает любопытство к миру. У каждой телефон с инетом - думаете, они информацию ищут и активно путешествуют, расширяя кругозор? Нет. Они постят котиков и торчат в соцсетях. То есть свободу и широкий кругозор надо считать чем-то ценным, для начала. Чтобы стремиться к ним, а не вариться в своём маленьком болоте.

 

Поэтому гуманизм не вечная, а "мерцающая" идея (как и крайний цинизм и скептицизм, кстати). Он возникает при определённых исторических условиях. Выше я описал возможные причины его возникновения.

 

А про масс-культуру, видимо, криво выразился. Конечно, я имел в виду не реалистичность сюжета, а ожидания публики, предъявляемые к людям - главным героям и "фоновым" фигурам. Правдоподобным кажется, что в ситуации краха большинство людей перестаёт быть гуманистами.

Ссылка на комментарий

Ну ок, если серьезно.

Давайте попробую сказать по-другому. Вы пишите, гуманизм - неподвижная идея. Вечная. Если от него не отвлекают манипуляторы, политики, идеологи. Значит, дайте свободу и информацию, и все спокойно заново изобретут гуманизм. Это подразумевает, что человек занят поисковой деятельностью. Сидит в интернете (например) и ищет познавательную информацию. А разве это так? У меня девочки на специальности "Сервис" учатся, все платники, у родителей денег немеряно, а специальность даже предполагает любопытство к миру. У каждой телефон с инетом - думаете, они информацию ищут и активно путешествуют, расширяя кругозор? Нет. Они постят котиков и торчат в соцсетях. То есть свободу и широкий кругозор надо считать чем-то ценным, для начала. Чтобы стремиться к ним, а не вариться в своём маленьком болоте.

Я тоже довольно редко сажусь, вбиваю в гугл какую-нибудь сложноту и начинаю читать выдачу. Большая часть информации приходит непонятно как - перекрестные ссылки, перепосты, даже реклама иногда. От нее невозможно изолироваться. Тем более если учишься в универе.

Поэтому гуманизм не вечная, а "мерцающая" идея (как и крайний цинизм и скептицизм, кстати).

Сравнение странное какое-то. Скептицизм в узком смысле - это научный метод, я про него уже написал; в широком он может означать что угодно. А цинизм - это вообще стиль общения.

Он возникает при определённых исторических условиях. Выше я описал возможные причины его возникновения.

То есть мы просто разошлись в вопросе причины.

Правдоподобным кажется, что в ситуации краха большинство людей перестаёт быть гуманистами.

Интересно в таком случае, как, например, в блокадном Ленинграде все люди просто не сожрали друг друга? (Кто-то кого-то таки сожрал, да, но все-таки).

Утверждение довольно голословное, надо бы аргументов подкинуть.

Ссылка на комментарий

Информация проходит "белым шумом", если ею прицельно не интересуешься. Забывается. Путается. Иначе, знаете, студенты бы так на экзаменах не тупили. Многие идеи имеют такую природу, что их упростить - значит извратить. И выводы неверные сделать. Простейший пример: нельзя "что-то слышать" об электричестве и потом манипулировать с розетками наобум. Замкнет ведь! Точно принцип работы надо понимать. Так же и в социальной жизни: происходит простейшее разовое событие, например, некие люди выходят на некую площадь, предъявляют какие-то требования правительству. Если четко в голове не имеешь представление, что такое твой народ, кого считать представителями этого народа, а кого - частными лицами, даже, может быть, маргиналами, отношение к событию составить невозможно. Так что извините, окунуться в информацию и научиться играючи можно тогда и только тогда, когда этот процесс для Вас приоритетен перед кучей других занятий (вроде флирта, остроумных перепалок, созерцания красивых артов и пр.).

 

Вы упомянули Эпикура, я вспомнил школу скептицизма и Протагора с Горгием. Имел в виду скептицизм как уверенность в том, что истины достичь невозможно. Цинизм (кинизм) - тоже философская школа, помните, Диоген такой в бочке жил и с фонарем искал человека? Подразумевает относительность морали (и гуманизма в первую очередь). Фан, Вы сами виноваты: я же по Вашим ссылкам пошёл.

 

Ну, разошлись, да. Видите ли, я могу усмотреть хоть сомнительную, но всё же причинно-следственную связь между сытостью и добродушием (которое легко принять за доброту). Могу допустить, что человек часто идет на поводу у бессознательного, то есть (если верить этологам и психоаналитикам) выплескивают подавленную агрессию - и компенсируют ее (ритуалом, дружбой, еще кучей механизмов-костылей). Сам вообще думаю, что общество скучает. Оно выдумывает себе множество забав, затратных, сложных, и гуманизм - одна из таких противоречивых игр-забав. Вспоминает в такие периоды отдельных героев, для которых их доброта была сложным и индивидуальным выбором, и начинает "играть в гуманиста".

А вот как информация порождает доброту, я не вижу, совсем.

 

В блокадном Ленинграде люди не переживали краха. Наоборот, была гигантская надежда на победу, на освобождение. Доказать врагу, что здесь достойные люди, а не каннибалы, было очень важно. И своей стране тоже: на Ленинград смотрели все, за него сражались, в нем самом сражались.

 

Природный катаклизм - другое дело. Он бессмысленный. А жизни прежней уже нет и не будет.

 

Гуманизм - это всегда аванс другому человеку. Он запаниковал, он тебя сдал, иногда просто ради красного словца, он повел себя подло, мелко, он ударил в больную точку - не перестать его уважать за такие косяки чрезвычайно трудно. И отдельного человека, и весь народ. Вы посмотрите, как люди из-за банального наследства себя ведут, ладно уж, катастрофы отставим...

Ссылка на комментарий

Информация проходит "белым шумом", если ею прицельно не интересуешься. Забывается. Путается. Иначе, знаете, студенты бы так на экзаменах не тупили. Многие идеи имеют такую природу, что их упростить - значит извратить. И выводы неверные сделать. Простейший пример: нельзя "что-то слышать" об электричестве и потом манипулировать с розетками наобум. Замкнет ведь! Точно принцип работы надо понимать. Так же и в социальной жизни: происходит простейшее разовое событие, например, некие люди выходят на некую площадь, предъявляют какие-то требования правительству. Если четко в голове не имеешь представление, что такое твой народ, кого считать представителями этого народа, а кого - частными лицами, даже, может быть, маргиналами, отношение к событию составить невозможно. Так что извините, окунуться в информацию и научиться играючи можно тогда и только тогда, когда этот процесс для Вас приоритетен перед кучей других занятий (вроде флирта, остроумных перепалок, созерцания красивых артов и пр.).

Было на теде шикарное видео на эту тему, но я почему-то не могу его найти.

Общий посыл там был таков. Когда мы просто встречаем какую-то новую информацию, в общем случае многие пропускают ее мимо ушей. Но есть исключение: когда эта информация противоречит уже имеющейся в мозге. То есть, только наткнувшись на ошибку, мозг начинает работать. И то не всегда. Но нам хватает.

Имел в виду скептицизм как уверенность в том, что истины достичь невозможно.

А это не агностицизм ли?

Цинизм (кинизм) - тоже философская школа, помните, Диоген такой в бочке жил и с фонарем искал человека? Подразумевает относительность морали (и гуманизма в первую очередь).

Ок, в этом смысле возможно. Просто мне кажется, что эта школа так толком и не оформилась сама по себе.

А вот как информация порождает доброту, я не вижу, совсем.

Адекватной теории по поводу механизма у меня нет, увы. Пока просто наблюдения и интерполяции.

 

В блокадном Ленинграде люди не переживали краха. Наоборот, была гигантская надежда на победу, на освобождение. Доказать врагу, что здесь достойные люди, а не каннибалы, было очень важно. И своей стране тоже: на Ленинград смотрели все, за него сражались, в нем самом сражались.

Не слишком убедительно. Надо бы поискать еще примеры, все-таки в приличном обществе по одному опыту выводы не делаются.
Ссылка на комментарий
А это не агностицизм ли?

Скептицизм это синоним слова "агностицизм". Но это не уверенность в том, что истины достичь невозможно, это сомнение относительно такой возможности.

Чем круче философ, тем хуже он знает определения филосовских терминов.

 

Added: обычно под словом "скептицизм" понимается научный скептицизм, что немножко отличается от первоначального значения.

Ссылка на комментарий
Чем круче философ, тем хуже он знает определения филосовских терминов.

А поскольку я не претендую на крутизну, в философских школах и терминах вполне ориентируюсь.

 

Пирроновский скептицизм, а также те софисты (Протагор и Горгий), которых я упомянул, а также многие и многие другие философы, придерживающиеся позиции агностицизма, близки в одном: считают объективную истину недостижимой\недоказуемой\невыразимой или просто несуществующей (т. е. есть только субъективные истины, "сетки смыслов", накидываемых на условно-реальный мир). Поэтому я назвал скептизицм "мерцающей" идеей, а не неподвижной. В том или ином виде постоянно возрождается.

 

только наткнувшись на ошибку, мозг начинает работать. И то не всегда. Но нам хватает.

 

Принцип фигуры и фона: восприятие выхватывает то, что создаёт контраст и дискомфорт. Чтобы побыстрее адаптироваться к новой ситуации. Вы верно описали это состояние, но для  чего "хватает"? Для полноценного исследования? Сомнительно. Когда студенты налетают на парадокс, сначала они "зависают" (все), потом задают вопрос преподу (чем слабее группа, тем охотнее задают - помогите побыстрее избавиться от диссонанса), потом некоторые начинают высказывать свои гипотезы (уже очень немногие), потом интерес иссякает. Это и по интернет-дискуссиям видно: если обсуждаются не текущие события, а просто теоретический вопрос, любопытство заканчивается очень быстро.

 

Не слишком убедительно. Надо бы поискать еще примеры, все-таки в приличном обществе по одному опыту выводы не делаются.

 

Вы спросили про блокаду, я про блокаду и ответил. Примеры чего Вы хотите увидеть? Того, как у образованного человека есть весь доступ к информации, а он начинает верить пропаганде, лжи, озлобляется сам по себе? Германия 30-х годов 20 века, пожалуйста. Жажда реванша на мировой арене, озлобленность на более респектабельных и богатых членов своего общества (евреев), всякие иррациональные вещи типа веры в превосходство расы и пр. Я могу и ближе пример найти, но этот хорошо гармонирует с блокадой. Никто немцев не лишал библиотек, они в подлиннике могли читать своих великих гуманистов.

Ссылка на комментарий

Чота я думал-думал и решил, что мне уже совершенно неинтересно это обсуждение. Запись-то уже не первой свежести, да и обсуждать вопрос довольно сложно в текущем виде.

Ссылка на комментарий

Фан, если я помешал, так я больше не зайду. Удалите мой коммент, велико дело.

Удачи.

Нет-нет, здесь-то как раз все нормально. Я бы был более признателен, если бы вы логически завершили трехстраничное обсуждение говна в параллельном посте. А то сносить комменты не-Фужена не в моих правилах.

Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...