Перейти к содержанию
  • записей
    17
  • комментариев
    677
  • просмотров
    10548

Об образовании


FunBotan

1191 просмотр

Любая теория представляет собой обобщение, будь то объяснение в естественных науках, аксиомы в математике или метод построения общества. Все существующие экономические и политические течения являются теориями, утверждающими "если сделать вот так, будет хорошо". И все они эмпирически неверны. Как ни странно, в этих направлениях у нас нет вообще никакой твердой опоры под ногами, несмотря на древность проблем. И сегодня становится понятно, почему: мы пытаемся управлять людьми, не понимая, что такое человек. Естественно, в таких условиях рассчитывать на универсальные решения не приходится, но это не отменяет необходимости движения вперед вообще.

 

Система образования успешно подстроилась под промышленную революцию, но после этого почему-то отказалась развиваться дальше, тогда как за окнами идет уже совершенно иная, постиндустриальная эпоха. Доходит до того, что ребенок, предоставленный сам себе, имея только доступ в интернет, оказывается образованным лучше, чем его сверстники, ходившие в школу (а уж о людях, бросивших вуз и достигших в жизни неимоверных успехов по сравнению с доучившимися, я и упоминать не буду - такие знакомы, наверное, каждому третьему). Пусть это верно не для каждого, но даже один случай уже является неоспоримым доказательством ошибочности доминирующей парадигмы, так же, как один скелет кролика в кембрийских отложениях поставил бы крест на всей теории эволюции. Но сильные мира сего не любят подходить к делам таким образом. Они и пальцем не пошевелят, пока вся система не обвалится им же на головы.
Чтобы не становилось слишком грустно, взглянем на проблемы с противоположной стороны. Попробуйте вспомнить себя в детстве - что доставляло вам наибольшую радость? Если не получается, то посмотрите на то, чем занимаются маленькие дети, лет трех-четырех. Они изучают мир. Чуть позже все они пытаются что-то создавать. И сложно найти стимул, который надолго сможет оторвать их от этих занятий. Выяснив это, можно почитать биографии ярких ученых. Идеальный пример здесь - Ричард Фейнман. Идея проста. Сокращенно я бы сформулировал ее так: "Все рождаются учеными. Большинство становится обывателями под воздействием внешней среды". Это и неудивительно: огромный и прожорливый орган типа мозга мог развиться в ходе эволюции только при условии того, что его постоянно использовали на полную мощность. Почему в определенный исторический момент это использование стало порицаться и такая суицидальная тенденция сохранялась чуть ли не до наших дней - тема для отдельного разговора. Короче говоря, все указывает на то, что мышление и исследование - глубинные человеческие потребности, которые большинство людей просто не умеют удовлетворять. Достаточно донести до них один лишь этот факт - и сдержать последствия будет не под силу никому. Можно без преувеличения сказать, что судьба мира зависит от единственной идеи, которая, возможно, формулируется одной строчкой. Но мы ее не знаем. И пока что единственный способ для человека, воспитанного изначально неправильно, прочувствовать красоту мироздания и свою силу понимать его - работать над собой. Природа уже дала нам все, что нужно, чтобы достигнуть любой мечты; единственное, что преграждает путь - система.
Что ж, у меня есть предложения двух видов: как при имеющихся ресурсах улучшить существующую систему и как построить совершенно новую. Начнем с первого.

 

1. Никто не растолкует идею ученику так же хорошо, как его одноклассник/одногруппник, только что ее понявший. Объясняется это банальной неспособностью человеческого языка передавать глубокие идеи. По сути, процесс обучения представляет собой создание каждым учащимся (из тех, кто понял) собственной теории в собственной голове, которая тут же проверяется на соответствие словам учителя. Но к тому времени, когда человек закончил обучение, и, тем более, пришел учить других, у него уже должны сформироваться гораздо более общие "личные теории": он просто не может помнить, как именно понял тот или иной конкретный вопрос. А одноклассник - может. При достаточно равномерном распределении учеников по умственным способностям (а на самом деле - по силе желания разобраться) и при условии, что учитель в принципе способен что-то объяснить, наличие тех, кто разберется сам, можно гарантировать. То есть задача в том, чтобы всеми возможными способами поощрять кооперацию внутри групп. И это сразу подводит нас к следующей идее.

 

2. В школах не просто начисто отсутствует продуктивная кооперация; социальная структура типичного класса чудовищна и мало чем отличается от таковой у стаи диких животных. В вузах за счет более высокой концентрации думающих людей в сильных коллективах могут образовываться продуктивные взаимоотношения, но все равно лишь стихийно, в том числе потому, что со школьных времен правильное поведение кажется неестественным. Корень проблемы в том, что новообразованный коллектив нуждается в "ядре кристаллизации", человеке, который возьмет на себя роль альфы. И, если не навязать это "ядро" извне, им обычно становится один их худших членов коллектива. Понятно, почему - людям, способным стать хорошими лидерами, это занятие просто неинтересно, поскольку такая способность развивается сцепленно с другими, куда более полезными субъективно (конечно, есть и другие причины). Решение проблемы уже придумано: система кураторов (т.е. "навязанных извне ядер"). Организовать ее несложно, задача лишь в том, чтобы объяснить людям, зачем это надо. Одно лишь это изменение при грамотной реализации может повлечь за собой каскад реакций, который выполнит за нас большую часть работы. И оно, к тому же, не требует подниматься вверх по ведомственной иерархии: все реализуемо на уровне самих школ, а то и ниже.

 

3. Традиционный порядок обучения "сначала теория, потом практика" фундаментально неправилен. Человеческий мозг просто неспособен усваивать информацию, которую на него вываливают без видимой необходимости. Для нее сначала надо выделить пространство. И происходит это выделение именно в столкновении с реальной задачей, решить которую без теории не выходит. То есть надо не рассказывать то, что кажется нужным, а отвечать на вопросы. Очевиднее всего использование такого подхода в обучении программированию, но распространение его на все остальные предметы, которые вообще заслуживают того, чтобы оставаться в обязательной программе - дело техники. И первые попытки показывают, что это кардинально меняет не только эффективность обучения, но и отношение к нему у учеников. К сожалению, на уровне отдельных школ это не реализовать из-за строгих методологических требований, держащих учителей в тисках.

Из последнего пункта я и вывожу возможную структуру новой, более эффективной системы образования. В общих чертах мысль похожа на ту, которой века назад руководствовались при организации классического образования: подогнать обучение под реальное производство, коим на тот момент были примитивные заводы эпохи промышленной революции. Сегодня же в качестве эталона я предлагаю использовать что-то вроде идеализированной модели IT-корпорации. Со временем такая модель тоже устареет - но важно то, что она, в отличие от классической, сможет сама породить своего преемника и передать ему власть без лишних беспорядков.

 

Эту модель я буду называть проектно-ориентированным образованием (ПОО). В ней дети не поступают в школу, а присоединяются к проектам. Физически школы продолжают существовать, но уже просто как место, где ученикам и учителям удобно собираться вместе, а также предоставляют оборудование. По завершении проекта школьник, в принципе, может сменить школу и делать так до тех пор, пока не найдет подходящую для себя команду. При успешном завершении проекта школа выдает его участникам некий подтверждающий документ, который те добавляют в свое портфолио. Достигнув совершеннолетия, они отправляются в вуз, который принимает решение о зачислении на основании этого портфолио и собеседования, на котором приемная комиссия, состоящая теперь из преподавателей, может задавать вопросы на свое усмотрение. В принципе, нижней границы возраста поступления в вуз нет - если школьник собрал достаточно проектов и уверен в своих силах, то может сделать это когда угодно без лишних затруднений. Студенты уже привязаны к вузу значительно жестче, чем к школе, и работают только в нем, но общие принципы образования изменяются несильно. Требования вуза жестче, темпы работы выше, а проекты гораздо серьезнее: они уже могут приносить неплохой заработок. Также диапазон тем проектов ограничен специализацией вуза. Как и в нынешней системе, заканчивается обучение дипломным проектом, который, однако, теперь может быть групповым (требования к проекту тем серьезнее, чем больше группа - это должно усложнить проезд на шее у отличников). В таком виде ПОО легко интегрируется в капитализм, но его с минимальными изменениями можно прикрутить и к другой экономической системе.

 

Этот подход естественным образом решает все проблемы, указанные выше, хотя и новых вопросов поднимает не меньше. Один из первых, приходящих в голову - где взять столько задач и как вообще могут выглядеть проекты первоклассников?

 

Надо признать, что небольшой период дошкольного образования по схеме, близкой к классической, может потребоваться - но только потому, что детей надо научить самым базовым навыкам работы в команде и общим принципам системы. Даже чтению и письму уже можно обучаться по ПОО. Как? Элементарно: через творчество. Кто в 5-6 лет не переводил пачек бумаги, пытаясь изобразить на ней свои мысли? Это будет отправной точкой. Отсюда легко перейти к письменности и арифметике, от них - к простейшему программированию (да, в 6-7 лет), а на этом базисе можно строить уже все, что угодно. Параллельно игры и прогулки по лесу будут переходить в основы естествознания. Объем работы учителей будет уменьшаться с течением времени от огромного по сравнению с нынешним в самом начале и до незначительного через 5-7 лет. Нерешенных задач различной сложности в мире хватит и самих по себе. Если же они не подходят, другие всегда можно придумать. Например, недавно Microsoft в преддверие выхода "Марсианина" проводили конкурс, в котором участникам предлагалось самим решить проблемы, поставленные перед героем фильма. Кстати, серьезные творческие проекты тоже должны учитываться, но по каким-то своим критериям. То есть диплом художника или писателя должен стать обычным делом.

 

Еще один вопрос: как гарантировать, что школьники не будут намертво прилипать к одному предмету, в итоге заканчивая обучение в общем-то необразованными? Во-первых, классическая система тем более не может этого гарантировать. Во-вторых, в ПОО остаются вузы, которые будут предпочитать гармоничных и любопытных личностей хотя бы потому, что им это выгоднее. В третьих, первый и основной козырь ПОО, ради которого затевалась вся идея - развитие врожденных качеств человека, среди которых одним из первых является любопытство.

 

Есть и довольно неприятные вопросы: например, как теперь готовить медиков, и вообще людей таких специальностей, где практику никак не поставить вперед теории? Лучший выход - симуляторы, которые, я надеюсь, очень скоро появятся после введения ПОО за счет огромного увеличения числа подкованных технарей, и особенно программистов, но вообще это серьезная проблема, для решения которой уже может потребоваться государство.

 

Основная задача ПОО - полностью изменить то, как обучение воспринимается психологически. Жестокость внутри детских коллективов устраняется конкурентной борьбой: не умеющие вести себя в обществе люди просто останутся одни. Больше неоткуда браться страху прикасаться к чему-то новому и брать на себя ответственность, поскольку эти занятия становятся совершенно обыденными. Больше нет шаблонов мышления, диктуемых школьной программой. Больше нет лени и прокрастинации, поскольку их непосредственной причиной были эти шаблоны. Лидеры, ученые и творческие личности теперь имеют возможность развивать свои навыки при поддержке системы с самого раннего возраста. Жизнь людей вновь начнет наливается красками. Доброта, честность и взаимопомощь станут выгодными, и потому повсеместными. А самое важное отличие заключается в том, что каждый человек научится думать. И по этой причине подобная модель никогда не будет внедрена нынешней политической системой.

16 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Что-то тут попахивает Роджерсом и гуманистической теорией в образовании. Оно, конечно, здорово, но напильника требует - раз, и, умных людей - два.

Кстати да, я вскоре после публикации обнаружил, что идее как таковой лет сто уже. Ну щито поделать.

Ссылка на комментарий

Больше нет лени и прокрастинации, поскольку их непосредственной причиной были эти шаблоны. Лидеры, ученые и творческие личности теперь имеют возможность развивать свои навыки при поддержке системы с самого раннего возраста. Жизнь людей вновь начнет наливается красками. Доброта, честность и взаимопомощь станут выгодными, и потому повсеместными. А самое важное отличие заключается в том, что каждый человек научится думать.

a_56b9a599.jpg

Даже добавить нечего.

Ссылка на комментарий

Для того, чтобы без палки работать и развиваться - нужна чудовищная сила воли, и таких людей очень мало. Зато талантливых людей, утопивших свои таланты в лени и бухле - выше крыши.

Ссылка на комментарий

Вот эта запись, если честно, одна из тех, которые мне не очень понравились. Здесь, мне кажется, я вижу типичную ошибку всех реформаторов - они берут школу своей мечты и воплощают ее в реальность, забывая о том, что для других людей школа их мечты совершенно другая, если она вообще есть.

 

Например, я вижу здесь постоянный упор в кооперацию - ну а если ребенок сильный интроверт и он, максимум, "кооперируется" с 2-3 людьми? Да пока он будет разбираться со своими тараканами более активные экстроверты разберут все наиболее перспективные проекты.

 

Или решение проблем на практике:

 

3. Традиционный порядок обучения "сначала теория, потом практика" фундаментально неправилен. Человеческий мозг просто неспособен усваивать информацию, которую на него вываливают без видимой необходимости.

 

Вообще-то нет. Это от мозга зависит. Я, например, обожаю сначала углубиться в теорию, понять специфику, прочитать как можно больше, а потом уже заниматься практикой. Когда же я пробовал на себе "практические" методы обучения, результат был стабильно хуже, чем при классическом методе.

 

Короче говоря, я уже в свое время высказывал более детально, какой должна быть, с моей точки зрения, система образования. Но если сводить все к самому основному, то суть состоит в двух вещах:

 

1. Дайте одинаковые требования для всех (в рамках специализации, конечно, но чтобы все люди в одной специализации имели единый стандарт) - это экзамен, фигурально выражаясь.

2. Дайте возможность прийти к этому экзамену своей дорогой. Кто хочет учиться в группах и с какими-то проектами, ради Бога. А кто хочет посидеть с книжкой или послушать учителя - аналогично.

 

Все остальное так или иначе ерунда и оставит значительный процент учащихся за бортом по сравнению с теми, под кого эта система образования подгонялась.

Ссылка на комментарий
Например, я вижу здесь постоянный упор в кооперацию - ну а если ребенок сильный интроверт и он, максимум, "кооперируется" с 2-3 людьми? Да пока он будет разбираться со своими тараканами более активные экстроверты разберут все наиболее перспективные проекты.

Ну я весьма глубокий интроверт например. Соглашусь, что поначалу такая проблема может у кого-то встать, но, уверен, она быстро решится.

 

Вообще-то нет. Это от мозга зависит. Я, например, обожаю сначала углубиться в теорию, понять специфику, прочитать как можно больше, а потом уже заниматься практикой. Когда же я пробовал на себе "практические" методы обучения, результат был стабильно хуже, чем при классическом методе.

Ок, возможно. Я делаю выводы на основе того, что имею. Подавляющее большинство людей в моем окружении устроены как-то так.

 

Дайте одинаковые требования для всех (в рамках специализации, конечно, но чтобы все люди в одной специализации имели единый стандарт) - это экзамен, фигурально выражаясь.

Ну ввели. Только хуже стало.

Я понимаю, что ЕГЭ это едва ли то, что имеется в виду, но все же.

Ссылка на комментарий

В тебе слишком много веры в человечество.

Можно я тебе отвечу твоей же пикчей?

 

Для того, чтобы без палки работать и развиваться - нужна чудовищная сила воли, и таких людей очень мало. Зато талантливых людей, утопивших свои таланты в лени и бухле - выше крыши.

Если уж на то пошло, то имеющиеся палки никуда не денутся. Я просто стараюсь минимизировать их использование.

Ссылка на комментарий
Ну я весьма глубокий интроверт например. Соглашусь, что поначалу такая проблема может у кого-то встать, но, уверен, она быстро решится.

Эм, боюсь, что ты не слишком разбираешься в вопросе :) Это типичная ошибка.

 

Для сильного интроверта (по-настоящему сильного, а то тут у нас в интернетах каждый второй типа социопат, уже модой стало), если что, типичная работа в группе людей подразумевает гораздо больший расход энергии, чем для среднего человека. Для некоторых это может быть вообще стрессовой ситуацией и нет, это не проходит само по себе.

 

Если у тебя есть время, я очень рекомендую тебе прочитать вот эту книгу: http://www.amazon.com/Quiet-Power-Introverts-World-Talking/dp/0307352153/ref=sr_1_1?ie=UTF8&qid=1459977435&sr=8-1&keywords=quiet+the+power+of+introverts+in+a+world+that+can%27t+stop+talking

 

Она очень хорошо показывает ситуацию изнутри и объясняет почему так на уровне нейрологии.

 

 

 

Ок, возможно. Я делаю выводы на основе того, что имею. Подавляющее большинство людей в моем окружении устроены как-то так.

Ну, я об этом говорю :) Я тебе гарантирую, что большая часть реальных инноваторов в сфере образования руководствуется такой же логикой :)

 

 

 

Я понимаю, что ЕГЭ это едва ли то, что имеется в виду, но все же.

У ЕГЭ дурацкая имплементация. Сама идея вполне нормальная, я думаю.

Ссылка на комментарий
Эм, боюсь, что ты не слишком разбираешься в вопросе :) Это типичная ошибка.
 
Для сильного интроверта (по-настоящему сильного, а то тут у нас в интернетах каждый второй типа социопат, уже модой стало), если что, типичная работа в группе людей подразумевает гораздо больший расход энергии, чем для среднего человека. Для некоторых это может быть вообще стрессовой ситуацией и нет, это не проходит само по себе.
 
Если у тебя есть время, я очень рекомендую тебе прочитать вот эту книгу: http://www.amazon.co...'tstop talking
 
Она очень хорошо показывает ситуацию изнутри и объясняет почему так на уровне нейрологии.

На самом деле я изучал вопрос уже просто потому, что имею с ним кучу проблем как раз при текущей системе. В тех редких случаях, когда тимворк таки случается, ситуация хоть и не лучше, но я чувствую, что работа становится куда эффективней.

В конце концов я не предлагаю обязательную кооперацию. Кто хочет - может работать и в одиночку. Художники-писатели, например, только так работать и будут. 

 

У ЕГЭ дурацкая имплементация. Сама идея вполне нормальная, я думаю.

А вот нифига подобного. На эту тему просто уйма статей написана, я даже не знаю, что конкретно кинуть. Общая суть в том, что его баллы ничего не говорят вузу об абитуриенте, а сам экзамен - абитуриенту о вузе. В итоге распределение получается совершенно неадекватным.

Ссылка на комментарий
На самом деле я изучал вопрос уже просто потому, что имею с ним кучу проблем как раз при текущей системе. В тех редких случаях, когда тимворк таки случается, ситуация хоть и не лучше, но я чувствую, что работа становится куда эффективней.

Ну тем более. От тимворка ты все равно никуда не уйдешь так или иначе. Но нужно ли его форсировать для обучения в принципе? Мне очевидно, что нет.

 

 

 

В конце концов я не предлагаю обязательную кооперацию. Кто хочет - может работать и в одиночку. Художники-писатели, например, только так работать и будут.

С этим нужно быть очень и очень осторожным. Одно дело не предлагать, и другое дело - уделять равное внимание и тому, и другому. Особенно если ты реально хочешь представлять результаты обучения в виде портфолио (что сейчас на практике не происходит, и слава Богу) - чтобы не возникла ситуация, когда людей, имеющих большее число групповых проектов, ценят выше, чем имеющих меньшее.

 

Кстати, обратный загиб тоже очень плохой. Например, не факт, что художники и писатели работают всегда в одиночку. В коммерческих проектах, типа, скажем, больших компьютерных игр, там работа в команде, причем с субординацией.

 

 

 

А вот нифига подобного. На эту тему просто уйма статей написана, я даже не знаю, что конкретно кинуть. Общая суть в том, что его баллы ничего не говорят вузу об абитуриенте, а сам экзамен - абитуриенту о вузе. В итоге распределение получается совершенно неадекватным.

Я бы прочитал любую статью, которую ты считаешь хорошей. Но, я могу поделиться своим личным испанским опытом насчет баллов.

 

У нас в Испании баллы говорят определенные вещи вузу об абитуриенте. В моем вузе даже существовала очень четкая статистика, которая показывала, какие у тебя шансы закончить этот университет в зависимости от набранного на ЕГЭ бала. Например, если оценка была 6,3/10 на определенном факультете, то это была очень низкая вероятность. Ниже определенного бала вообще могла быть нулевая вероятность, потому что за всю историю не было выпускников с таким баллом.

 

Эта статистика позволяла университету создавать системы помощи и давать абитуриентам рекомендации для посещения подготовительных курсов.

 

Что говорит входной бал абитуериенту о вузе. В Испании число мест в университетах ограничено (ну, это в теории), поэтому места распределяются в зависимости от оценки, набранной на ЕГЭ. То есть, у кого выше оценка, тот всегда проходит первым. Оценка последнего абитуриента, которому удалось зачислиться, становится "оценкой среза", которые доступны публично.

 

Соответственно, чем выше "оценка среза", тем престижней считается университет. Это один из критериев, скажем так, чаще всего самый главный. Платных мест при этом в университете нет (точнее, они все бюджетные).

Ссылка на комментарий
С этим нужно быть очень и очень осторожным. Одно дело не предлагать, и другое дело - уделять равное внимание и тому, и другому. Особенно если ты реально хочешь представлять результаты обучения в виде портфолио (что сейчас на практике не происходит, и слава Богу) - чтобы не возникла ситуация, когда людей, имеющих большее число групповых проектов, ценят выше, чем имеющих меньшее.
 
Кстати, обратный загиб тоже очень плохой. Например, не факт, что художники и писатели работают всегда в одиночку. В коммерческих проектах, типа, скажем, больших компьютерных игр, там работа в команде, причем с субординацией.

Ну вообще я в большей степени о школе говорил, т.е. эволюцию методов отбора кандидатов у работодателей не рассматривал. Хотя тут безусловно есть, над чем поразмыслить.

 

У нас в Испании баллы говорят определенные вещи вузу об абитуриенте. В моем вузе даже существовала очень четкая статистика, которая показывала, какие у тебя шансы закончить этот университет в зависимости от набранного на ЕГЭ бала. Например, если оценка была 6,3/10 на определенном факультете, то это была очень низкая вероятность. Ниже определенного бала вообще могла быть нулевая вероятность, потому что за всю историю не было выпускников с таким баллом.
 
Эта статистика позволяла университету создавать системы помощи и давать абитуриентам рекомендации для посещения подготовительных курсов.
 
Что говорит входной бал абитуериенту о вузе. В Испании число мест в университетах ограничено (ну, это в теории), поэтому места распределяются в зависимости от оценки, набранной на ЕГЭ. То есть, у кого выше оценка, тот всегда проходит первым. Оценка последнего абитуриента, которому удалось зачислиться, становится "оценкой среза", которые доступны публично.
 
Соответственно, чем выше "оценка среза", тем престижней считается университет. Это один из критериев, скажем так, чаще всего самый главный. Платных мест при этом в университете нет (точнее, они все бюджетные).

Интересно. Просто у нас корреляция между баллами и успеваемостью в вузе отсутствует вообще.

С одной стороны, можно получить 100 баллов по русскому, решить пару задачек уровня 7 класса на физике и математике и попасть на сколь угодно хардкорную техническую специальность. С другой стороны, вузы не имеют возможности выставлять свои собственные требования к экзамену; как следствие, абитуриенты не имеют вообще никакого понятия, куда поступают. У меня на прикладной математике от трети до половины группы (точную статистику не собирал) не знали, что от них будет требоваться программирование. Это в какие вообще ворота?

Ссылка на комментарий
Интересно. Просто у нас корреляция между баллами и успеваемостью в вузе отсутствует вообще.

Значит в чем-то из двух проблема, либо и в том, и в другом.

 

С одной стороны, можно получить 100 баллов по русскому, решить пару задачек уровня 7 класса на физике и математике и попасть на сколь угодно хардкорную техническую специальность.

Ну, видимо в этом одна из проблем имплементации ЕГЭ. В Испании школьники разных специальностей проходят разные экзамены. Есть общие предметы, типа языка, а есть специализированные, там математика, физика и т. д. Между ними есть определенный баланс, но на гуманитарных предметах ты не въедешь в престижный технический вуз. Обратное тоже верно.

Ссылка на комментарий
Ну, видимо в этом одна из проблем имплементации ЕГЭ.

Ну в общем проблем с ним уже набралось столько, что реально проще снести и построить заново. Хотя я все равно не очень себе представляю функционирование подобной системы в наших реалиях.

Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...