Понаехали: Россия. Часть 2: М7 (и немного ещё)
Интересные вещи происходят. Мой роад трип продолжался 11 дней: 19 июня я выехал, в ночь с 29 на 30 уже был дома. За новостями я в дороге не следил, поэтому оказалось очень занимательно их почитать уже по возвращению.
Итак:
26 июня в Челябинске загорелась городская свалка.
29 июня затопило Уфу.
30 июня неслабо штормило Москву.
Ну и наконец 7 июля смыло мост на трассе Р242 Пермь-Екатеринбург.
И это не считая более мелких происшествий.
Ну а пока вы размышляете о происходящем, я вернусь на 2 недели назад и продолжу свой рассказ о поездке.
Скоростной эчпочмак
После Уфы начиналась самая непредсказуемая часть моего роад трипа. Новых встреч с ЕнЕшниками (или другими знакомыми) до Питера не предвиделось и впереди было две с небольшим тысячи километров пути, которые можно было распределить абсолютно любым образом. Маршрут однозначно проходил через Москву или подмосковье, а от Уфы до Москвы идут аж две федеральных трассы: М5 "Урал" и М7 "Волга". Вариант ехать по М5 мне показался несколько туповатым (хотя бы потому что она южнее, чем М7, а мне на север). По М7 же на пути к столице были следующие крупные населённые пункты: Казань, Чебоксары, Нижний Новгород и Владимир.
Как я уже говорил ранее, опыта дальних поездок у меня не было, поэтому я точно не знал, сколько смогу проезжать за день. Конечно можно было бы сначала тормознуть в Казани и посмотреть местные достопримечательности, но если разбивать маршрут по ~500км, то дорога заняла бы неоправданно много времени и почти ничего не осталось бы на Питер (а я планировал, кровь из носу, попасть туда к субботе). Так что я решил немного ускориться и постараться доехать до Нижнего (900км с небольшим).
Дорога из Башкирии в Татарстан достаточно ровная и равнинная. Именно здесь вместо бесконечных уральских гор и густых лесов всё чаще начинают встречаться широкие поля (причём судя по внешнему виду - поля эти успешно возделываются). Чего-то сильно интересного рассказать не могу. Я, кстати, хотел бы сразу извиниться перед читателями бложека за отсутствие каких-либо фоток с самой дороги. Дело в том, что когда ты едешь в одну каску, пытаться фоткать происходящее на ходу - не очень удобно и не очень безопасно. Плюс телефон выполнял функцию навигатора и радар-детектора.
Перед Набережными Челнами пришлось немного постоять в пробке - ремонт дороги с реверсивным движением, да ещё и колонна сельхозтехники, передвигавшейся ну вообще не очень быстро. В сами Челны заезжать не стал, ибо делать там особо нечего. Просто посмотрите на карту. Это квадратный город, половину которого занимает завод КАМАЗ, а вторую половину - жилая зона, разбитая на опять же квадратные "комплексы". Отсюда же вытекает весьма своеобразная адресация - не по названию улицы (как мы все привыкли), а по номеру комплекса. В общем, город может быть и интересен с точки зрения промышленного и городского планирования, но вряд ли с точки зрения туризма. Нижнекамская ГЭС при проезде на автомобиле тоже абсолютно неинтересна: дорога проходит по её вершине и обрамлена высокими ограждениями. Выглядит это тупо как мост, причём без нормального обзора на реку.
(Дорожные развязки по-татарски.
Зачем нам обычный круг, если можно проехать насквозь? А действительно!
А давай ещё светофоров туда нахуярим? А давай!)
Отобедать по совету Аюпы я решил в Елабуге. Городок действительно интересный. Такая маленькая татарская деревня. Причём на подъездах это реально деревня с деревянными домами, ну а в центре - типичный "посёлок городского типа", но достаточно чистый, опрятный и ухоженный. Раз уж я в Татарстане, хотелось найти какую-нибудь аутентичную татарскую жральню и схавать вкусный эчпочмак, но с этим как-то не срослось. Подозрения закрались ещё на пути - рядом с указателями "Центр" всегда стояла вторая табличка - "McDonalds". Собственно макдачная и оказалась центральной достопримечательностью данного города. Рядом, конечно, ещё был какой-то парк отдыха со всякими аттракицонами (и колесом обозрения, на котором даже можно было бы прокатиться), но он не работал и вообще выглядел заброшенным. Аутентичных татарских жрален в прямой видимости так и не обнаружилось, специально искать их не хотелось, попавшаяся на пути сомнительного вида шаурмячная доверия не внушала. Решил не экспериментировать и далеко не ходить, раз уж макдачная рядом.
К слову, про макдачную. Те, кто видел меня вживую, наверняка догадались, что я являюсь большим любителем подобных заведений))) Так вот, на мой взгляд, макдак последние годы стремительно теряет свои позиции на рынке фастфуда. У конкурентов и ассортимент поинтереснее, и акции-хуякции регулярные, и ещё много чего. А мак горазд только цены повышать. Единственное, за что я продолжаю его любить - биг тейсти. Он охуенен. В принципе, за весь бургер там решает соус. Но никто другой до этого соуса так и не допёр. А все эти сезонные предложения - лажа и отстой. Вот и новые бургеры "гурмэ" оказались посредственностью, да ещё и со слегка завышенной ценой.
С Елабуги какими-то огородами я вернулся на М7. Тут стоит очередной раз вспомнить народные байки про убитые дороги, по которым ездить невозможно. Так вот, забегая вперёд, могу сказать, что медленно но верно качество дорог в России становится лучше. За весь свой маршрут я почти не видел откровенно дерьмовых участков дорог. Конечно, были очень сомнительные и спорные места - в предыдущем посте я говорил про начало М5, а также кое-что добавлю в этом посте, и в следующих тоже. Но в целом меня состояние дорог скорее порадовало, чем расстроило. Везде идут ремонты, реконструкции, кое-где - вообще масштабные "стройки века". Последнее во многом касается и Татарстана. Татары замахнулись на очень серьёзный шаг - сделать участок М7, проходящий через их республику четырёхполосным на всём протяжении. Помимо непосредственно расширения, спрямляются некоторые сомнительные участки, строятся новые развязки и мосты, и вообще движуха на участке от Челнов до Казани весьма и весьма активная.
К сожалению, в полной мере оценить красоты татарских полей мне не дала погода - местность опять накрыло проливным дождём. Поливать начало примерно на полпути к Казани и продолжало практически до конца дня, хотя в самой татарской столице вроде было чуть посуше. Хотя в саму Казань я собсно и не заезжал, а проехал по её обходу - одновременно одной из лучших и одной из худших дорог на всём моём маршруте. Лучшая она, само собой, по качеству дороги в целом и дорожного покрытия в частности. Худшая - из-за регулярно встречающихся парных знаков 70-50 (местами поставленных по весьма сомнительным мотивам) и множества, нет МНОЖЕСТВА камер контроля скорости (камеры на обходе Казани стоят БУКВАЛЬНО через каждый километр, в народе эту трассу уже давно в шутку называют платной).
(Эмоции в дороге сдержать не удалось)
Поясню для неавтомобилистов и заморских посетителей форума. Стандартное ограничение в РФ для загородных трасс - 90км/ч. Помимо этого есть "серая зона" законодательства: по ПДД превышением скорости является любое превышение, но по КОАПП штрафы полагаются только за превышение на 20км/ч и выше. Т.е. по стандартной загородной трассе можно вполне законно и без штрафов ездить 109км/ч, если позволяют совесть и дорожная обстановка. С совестью у меня не очень, обстановка, как уже говорилось выше, позволяла бы и ещё побыстрее, но татары распорядились иначе. В итоге получается что едешь ты себе спокойно свои 105-109км/ч, и тут знак 70, а за ним 50.
Сбрасывать, соответственно, нужно как минимум до 69км/ч. А после этого набирать скорость обратно. 60-69км/ч для 4 передачи на большинстве машин с МКПП - маловато (ехать можно, но в не самом полезном для бензинового двигателя режиме, "внатяг", чуть менее 2000об/мин, и скорость обратно быстро не набрать), а 105-109 - с точки зрения многих уже многовато (хотя лично мне - норм).
В итоге постоянные торможения-разгоны и тыканье мешалкой 3-4-5. А ещё ведь есть грузовой транспорт, которому такие операции даются сложнее, и они либо тупо тошнят весь маршрут, либо пытаются разогнаться, но не очень быстро. Что приводит опять же к тем самым гонкам фур (на 4-полоске это не так страшно, но всё равно неприятно и мешает). Ну и ещё есть определённая категория людей, голосующих за Навального считающих что под знак 50 нужно ехать ну никак не больше тех самых 50 - они тоже изрядно подбешивают.
В такие моменты понимаешь, что от АКПП может быть польза не только в городе, а от круиз-контроля - не только на АКПП. Но мне ни того, ни другого в машину не положили, увы. Пришлось терпеть. К счастью, после обхода Казани камеры и дебильные знаки почти заканчиваются. К сожалению, вместе с ними заканчивается и 4-полоска. А ещё через какое-то время - и хорошее дорожное покрытие.
Антоноворотниковск
Чувашская республика встречает автомобилистов дорогами весьма сомнительного качества. Они достаточно узкие и неровные. Без ям, но весьма бугристые и зачастую с очень ощутимой колеёй. И ещё, Чувашия - единственное место, в котором я не видел, чтобы где-то шёл капитальный ремонт трассы. Да, есть несколько уже отремонтированных и расширенных участков, но в целом в 2017 году на М7 чуваши положили болт. По трассе довольно часто встречаются населённые пункты и камеры. Ограничения скорости там, к счастью, везде стандартные 60, а т.к. на моём тазу диапазон от 75 до 125 можно вполне комфортно и без переключений ехать на 4 передаче, то это было комфортнее чем в Татарстане. Довольно часто сделаны обгонные полосы (как правило по 500 метров, но встречаются и коротыши на 300, и длинные участки по полтора километра) поэтому большегрузный транспорт и прочие тошноты проблем не доставляют.
Вертеть башкой по сторонам к тому времени мне уже надоело и я тупо смотрел вперёд на дорогу. Приближался вечер. Начинала накатывать усталость, хотелось съесть что-нибудь мясное и запить чем-нибудь алкогольным, сходить в душ и выспаться. До Нижнего оставалось ещё приличное расстояние и я понимал, что дотянуть-то я до него дотяну, но к чему эти страдания? Оставался запасной вариант - заехать на ночлег в Чебоксары. С этой мыслью я доехал до странного населённого пункта под названием в Цивильск, в котором цивилизации нет и люто тянет атмосферой девяностых, закинулся сникерсом и нашёл себе какой-то хостел, после чего двинул дальше.
Чуть меньше чем через час я был в Чебоксарах. Возможно на моё настроение повлияла усталось или плохая погода, но город мне с ходу совершенно не понравился. Очень провинциально, очень странная организация дорожного движения, тупо скучно. После заселения в хостел я решил немного прогуляться пешочком в поисках питейно-жрального заведения, но в итоге ничего интересного не увидел, а только вляпался в лужу, вдобавок выяснив, что иду не в ту сторону и вообще расположение ночлега выбрал не очень удачно, так как до ближайшего приличного заведения нужно было топать минут 20-30 (хотя Лэнс, наверное, дошёл бы за 10). Щито поделать, развернулся и снова пошёл. И тут, проходя мимо хостела увидел вывеску какой-то сомнительной пиццерии. "Да и похуй" - подумал я и заглянул внутрь. Уровень заведения в целом соответствовал уровню города. Интерьер опять вызывал в памяти сцены из сериалов 90х про ментов и бандитов, пицца оказалась весьма посредственная (зато стоила всего 270р), а пиво только обычное бутылочное (зато почти без наценки, 80р). Да и хуй с ним.
(Так и так, дорогие друзья, сегодня мы выбираем машину для чебоксарских дорог...)
Наутро я быстренько собрался и свалил оттуда нах. Кататься по городу, что-то смотреть и вообще оставаться там не было никакого желания. Да, в этот раз светило солнце и всё вокруг казалось не таким плохим, но всё равно скучным и провинциальным (и это мне-то, называющему свой родной город - дерёвней). Да, возможно, я слишком резко и предвзято отнёсся к Чебоксарам. Да, возможно с какой-то 0.01% вероятностью сейчас в комментах найдётся человек из Чебоксар, который обидится и начнёт меня переубеждать, и возможно даже окажется прав. Но на первый раз мне этот город не понравился совершенно. И, к слову, раз уж я побывал на исторической родине Антона Воротникова - меня не покидает ощущение, что именно город на него во многом повлиял. Хотя, возможно, я опять же перегибаю...
Бомбическое кольцо
До Питера оставалось чуть меньше полутора тысяч км. Проехать за день такое расстояние - малореально, а вот за два - в самый раз. При таком раскладе я прибывал в Питер в пятницу вечером, что меня полностью устраивало. Оставалось выбрать промежуточную точку остановки, и тут на выбор было 4 варианта: Владимир, Тверь, Москва, или что-то в подмосковье.
В Москву ехать не хотелось. Стоять в пробках на МКАДе (и не только) ради того, чтобы просто переночевать просто не было смысла. Тем более, я уже заранее спланировал, что загляну туда на обратной дороге. Соответственно, Москву и МКАД нужно было объехать по каким-то другим дорогам. Владимир был гораздо ближе к Чебоксарам, чем к Питеру, что удлиняло последний спринт (а мне этого не хотелось), так что изначально я его планировал тоже просто объехать. Оставались Тверь и подмосковье. Окончательный выбор я решил отложить до вечера, а для начала доехать хотя бы до того же Владимира.
От Чебоксар до Нижнего Новгорода шла всё та же сомнительного качества дорога, плюс местность тоже была достаточно гористая. Спасали часто встречающиеся обгонные полосы. На въезде в Нижний образовалась пробка (ну не совсем стоячая, просто очень плотное и очень медленное движение) - как оказалось, из-за того, что местный обход города строили с аж с 1985 года... строили-строили, да недостроили. Впрочем, тянулось это недолго, после чего начался один из самых хороших участков трассы М7. Не просто объездная дорога, а автомагистраль!
И тут хочется дать первый совет начинающим автопутешественникам. Обязательно узнайте, будет ли на вашем пути автомагистраль. И если она будет - посетите сортир заранее. Ведь, как известно, останавливаться где попало на автомагистралях нельзя: это не просто грубое нарушение ПДД, в силу особенностей таких дорог - это реально небезопасно. В итоге впечатление от езды по хорошей ровной (и достаточно живописной) дороге было сильно смазано из-за того, что я, простите уж за интимные подробности, адски хотел ссать. Терпеть пришлось примерно половину обхода, пока не обнаружился какой-то технический съезд и вожделенные кусты. Самое обидное, что через 5 минут после этого самого съезда стояла заправка Лукойл (с цивилизованным туалетом), на которую мне всё равно нужно было заехать.
(к слову, было реально проехать весь маршрут, заправляясь только на лучке. Но у меня не получилось)
Ещё одна пробка образовалась на выезде с обхода (где третью очередь многострадальной магистрали только-только достраивали и местами было сужение с 2 полос в 1 и снятый асфальт). Дальше дорога пошла стандартная (если за "стандарт" считать 2 полосы + частые обгонки и в целом очень приличный асфальт), без каких-либо особых приключений и впечатлений аж до самого Владимира. Как я уже говорил, Владимир я изначально планировал объехать, но тут решил позвонить маме (сообщить что жив-здоров и не намотался на столб), и она мне достаточно красочно и доходчиво объяснила, каким я буду мудаком, если потратив на дорогу уже три дня, зажму какие-то жалкие пару часов на то, чтобы посмотреть один из городов "Золотого Кольца". Маршрут пришлось слегка скорректировать =)
Ещё перед Владимиром я за каким-то хреном решил отобедать в придорожной жральне. Нет, иногда придорожные жральни бывают очень круты. Например, в кафе "У дяди Жоры" (по пути из Перми в сторону нашей "партийной дачи") готовят просто охрененно, подают большие порции и весьма скромны в плане финансовых запросов. Но такие места нужно узнавать заранее. Я же заехал практически в первое попавшееся место, и, естественно, прогадал. Не то чтобы еда была прям невкусной или несвежей - типичный столовский уровень. Но ещё пару часов после этого мне не давал покоя вопрос "бомбанёт или нет". Не бомбануло. Но с незнакомыми придорожными жральнями я решил на этом вопрос закрыть.
(вот вам единственная фотка "за рулём" из поездки)
Сам Владимир (не тот, который Путин, а тот, который город) впечатления оставил достаточно приятные. Я не то чтобы ценитель старинных зданий и памятников архитектуры, больше люблю, когда всё просто в гармонии находится (как в том же центре Уфы). Во Владимире с этим всё неплохо. Если на окраинах это "типичная Россия", то ближе к центру - всё более старое и аутентичное. Успенский собор смотреть я не поехал (т.к. не люблю и вообще не понимаю всю эту церковно-храмовую тему), а вот на Золотые ворота и рядомстоящие здания поглядел. Хотя каких-то особо ярких впечатлений они не оставили. Стоят - и ладно :) Что примечательно, вместе со мной эти достопримечательности разглядывали несколько больших экскурсионных групп китайцев. Далеко, однако, ребята забрались :)
Дверь в Тверь
Практически сразу после выезда из города пришлось постоять в достаточно жёсткой пробке. Как я уже говорил, мне постояно встречались дорожные стройки, ремонты и прочие реконструкции. Судьба не обошла и Владимир - расширяли одно из "бутылочных горлышек" трассы М7 под Лакинском. И без того перегруженный участок трассы в условиях ремонта и объездных времянок местами стоял намертво, а местами ехал, но крайне медленно. Тут лихой финт выкинул навител, предложив мне "объезд дворами". Я сначала думал стоять и не выёживаться, но оценив масштаб печали - поддался соблазну и поехал по навигатору. Минут 15 времени я, конечно, сэкономил, но знатно попрыгал на местных остатках асфальта и чуть не уебался в яму. Не надо так.
(шутки про навигаторы будут актуальны всегда)
Кстати, опять же о навителе. Так получилось, что при первоначальной настройке я врубил в нём галку "избегать платных дорог" и забыл про это. Не знаю, повлияло ли это на построение конечного маршрута, но навител упорно гнал меня на МКАД. Поскольку о таких понятиях как "Большое кольцо А108" и "Малое кольцо А107" я тогда ещё не знал и вообще не слышал, я просто натыкал дополнительных точек так, чтобы маршрут шёл как угодно, лишь бы в обход МКАДа. Сейчас то я уже понимаю, что разумнее всего было уходить сразу на А108 в Электрогорске (но это не точно), а тогдашний мой маршрут получился через Ногинск и А107. Окончательно определиться с точкой остановки я решил как раз уже на подъезде к Ногинску.
Выбор "малой бетонки" в качестве трассы оказался не то чтобы фейлом. Просто я планировал сэкономить час времени, а он не сэкономился. Дело в том, что А107 оказался ещё одной "парадоксальной" трассой. В противовес ёбуржскому участку М5 (четырёхполосному и адски неровному), А107 идеально ровная и гладкая, но в то же время крайне узкая и с почти полным отсутствием мест для обгона (почти везде знаки запрета и сплошная разметка, обгонных полос нет вообще). Естественно, я встрял в коллонну грузовиков, причём не очень быстрых (70км/ч). Кроме того, на пути встретилось несколько ж/д переездов, скопивших пробочки. Учитывая, что я потерял время ещё и на светофорах в самом Ногинске - график движения пошёл по пизде.
За окном смеркалось, а во мне пробуждались все подряд физиологические потребности. Тут конечно не автомагистраль и кустов кругом полно, но совершенно не хотелось делать остановку, понимая, что ты пропустишь вперёд только что с трудом обогнанные фуры (и ещё несколько штук дополнительно). Сникерс не мог заменить нормальный ужин. А спать за рулём нельзя вообще. Приходилось терпеть и ехать, ехать и терпеть. Дотерпеть удалось до Дмитровского шоссе, где навигатор опять умудрился повести меня в сторону Москвы, в итоге выведя к заправке Лукойл. Это был первый раз, когда я искренее радовался предложению кассира купить блядские хот-дог и кофе по двойной цене.
Дальше, оценив великомудачество навитела (который опять чуть ли не на МКАД меня тащил после всех страданий) я натыкал ещё дополнительных точек тупо глядя на карту, после чего чудо-программа перестроила маршрут более адекватным образом. Но поскольку одна из развязок оказалась не совсем достроена - я выиграл джек-пот в своей любимой автомобильной игре "проеби поворот". Пришлось разворачиваться непонятно где и непонятно как с хотдогом в зубах. Дальше я ВНЕЗАПНО оказался на платной трассе. Внезапность заключается в том, что съехав на платник, ты уже не можешь его покинуть. Путь один - только вперёд. Загадочности добавило то, что оплата оказалась на выезде, а не на въезде, и ценников нигде не было. На въезде же тебе выдавался некий талончик, причём на автомате по их выдаче была чёткая инструкция "нажми кнопку и получи талон", но по факту талон выезжал сам, что тоже вводило в некоторое замешательство. В ещё большее замешательство ввело то, что дорога закончилась, едва успев начаться. Короче, как оказалось, проехал я самый короткий участок автомагистрали М11 уже практически перед Солнечногорском. Стоило это удовольствие 100р, что на тот момен мне показалось приемлемо (хоть и дороговато за 5 минут езды).
(такой вот странный маршрут получился)
Ну а дальше рассказывать особо нечего. Впереди был Солнечногорск, в котором было много трафика, светофоры и очень плотное движение. Потом был Клин, в котором было много трафика, светофоры и очень плотное движение. Потом было ещё сколько-то там километров хорошей четырёхполосной трассы М10 "Россия" и, наконец, Тверь. Все красоты трассы я пропустил. Во-первых было темно и нихрена не видно, во-вторых начали уставать глаза.
К слову, про усталость. Практически после выезда из Перми у меня начала побаливать спина в районе поясницы. Некоторый дискомфорт она доставляла и на маршруте от Челябинска до Уфы. Пробовал я тогда несколько разных вариантов борьбы с этмм (скатал полотенце в валик и подложил сзади, пробовал делать спинку более вертикальной или наоборот переводить её в полулежачее положение), но в итоге после Уфы всё прошло само собой и больше не беспокоило меня до конца всей поездки - организм привык. Ещё на каком-то из участков маршрута (то ли после Челябинска, то ли после Уфы) затекала левая нога, но привыкла и она. Правую ногу натирал центральный тоннель авто (из-за не очень удачно расположенного подстаканника - с расчётом на дрищей, а не на меня), но там я просто подоткнул полотенце и обратил недостаток в достоинство (удобная подушка для отдыха ноги).
(начал задумываться о такой вот раритетной штуке)
Так вот. Глаза перед Тверью начали уставать конкретно так. Сильных болей не было, но покраснение белков и некоторое "помутнение изображения" присутствовало, что отнюдь не способствовало приятной и расслабляющей езде. Так что начинающим автопутешественникам могу посоветовать обратить особое внимание на этот фактор. Рассчитывайте нагрузку более тщательно. Даже если задница и прочие части тела стерпят многочасовой марафон за рулём, то зрение может и подвести. Ну и, соответственно, избегайте езды в тёмное время суток без особой необходимости на то. Лучше с утра пораньше выехать.
Про саму Тверь рассказать тоже особо нечего. Поблуждал немного, сыграл ещё пару раз в "проеби поворот" и наконец доехал до места ночлега. Хостел "Комфорт и уют" я выбирал тупо отсортировав все предложения в букинге по цене, и на деле это оказалось весьма странное заведение. Но об этом позже. Утром я задерживаться в городе не стал, поглядел только на местную набережную (она весьма неплоха, особенно если сравнивать с Челябинском, лол), перекусил в бургер кинге, да двинул в свой последний спринт к северной столице.
To be continued...
6 Комментариев
Рекомендуемые комментарии