Перейти к содержанию
  • записей
    48
  • комментариев
    308
  • просмотра
    27744

Страшная сказка Хаяо Миядзаки


Аюпа

4116 просмотров

На краю летного поля лежит разбитый самолет диковинной конструкции. Кабина раскурочена, пилот тяжело ранен, но еще жив. Пассажирка не только жива, но почти невредима. Это статная женщина лет тридцати с коротко остриженными светлыми волосами (можете представить Серсею из шестого сезона ИП). Напротив разбитого самолета стоит другой, который его и поразил. Этот намного больше, еще диковиннее выглядит, а его орудия направлены на женщину. Люк открыт, из него выглядывает тучный мужчина в королевском одеянии. Они с женщиной брат и сестра, при этом друг друга люто ненавидят и стремятся уничтожить. Братик собрался было пустить сестренку в расход, но полуживой пилот отвлекает его, указывая в сторону. К летному полю приближается рой недружелюбно настроенных гигантских насекомых. Пока изумленный принц смотрит на рой, пилот включает форсаж, и разбитый самолет вырывается из под обстрела, по дороге окончательно развалившись. Принцу не до них - рой уже близко, насекомые истребляют всех на своем пути. Самолет принца взлетает, однако насекомые облепляют его, и он падает, разбиваясь. Наблюдая за гибелью брата, женщина напевает колыбельную.

Вот эту:

 

Речь пойдет о манге "Навсикая из долины ветров". Думаю, тут немало есть тех, кто ее читал, но этот пост больше для тех, кто знаком максимум с одноименной полнометражкой. Именно поэтому я пишу в блог, а не в тему манги. Аниме я посмотрел еще в 2010-м или 2011-м году (раньше, чем еву!) мангу заценил недавно. И надо сказать, она меня очень сильно удивила. Миядзаки всегда офигенен, но здесь он офигенен иначе, чем обычно.

Итак, что мы знаем о творчестве сенсея? Если вкратце и утрировано то - Хаяо снимает сказки, полные волшебства, доброты и гуманизма, отличающиеся сложной и красивой рисовкой, яркими и в основном положительными героями. Причем первым полностью самостоятельным произведением автора, с которого и начался типично-миядзаковский стиль является именно аниме "Навсикая из Долины ветров. 

Так вот. Манга НиДВ нарисована в минималистичной манере, при этом она качественно масштабнее, жестче и брутальнее, чем все последующее известное мне творчество Миядзаки (включая даже Мононоке), а основной упор делается не столько на героев, сколько на мир. А еще по мере раскрытия уровней сюжетной матрешки история потихоньку теряет почти все магические и пантеистические элементы, превращаясь в матерую НФ.

Вы, наверно, помните сюжет аниме. Постапокалиптическое будущее, цивилизация когда-то была разрушена титанами. Позднее Хидеаки переосмыслит титанов в Евангелионов. Большая часть планеты покрыта отравленным лесом из гигантских грибов, люди ютятся на немногих пригодных для жизни клочках. Животный мир изменился, в нем доминируют гигантские насекомые. Все это великолепие - реакция природы на загрязнявшее ее человечество. Навсикая - княжна Долины ветров - маленького княжества, обитатели которого живут в гармонии с природой. Тут прилетают на самолетах злобные завоеватели из империи тольмеков. Их возглавляет женский вариант Дарт Вейдера - принцесса Кушана, которой киборгизированный доспех заменяет утраченные конечности. Позднее Миядзаки переосмыслит ее образ в госпожу Эбоси из Мононокэ. Кушана хочет сжечь лес. Это не есть хорошо, поэтому фильм будет посвящен тому, чтобы помешать привести дьявольский план в исполнение.

Нэ так все было. Аниме является вольной экранизацией примерно первой четверти манги, и чтобы получить законченную историю, Миядзаки значительно изменил сюжет.

В манге Долина Ветров изначально является составной частью Тольмекской империи, а Кушана прилетает не завоевывать ее, а мобилизовать местные силы для участия в войне. Вассальный статус Долины Ветров подразумевает необходимость предоставлять в тольмекскую армию истребитель, управляемый князем. Князь уже слишком стар, а наследника мужского пола у него нет, поэтому воевать придется юной княжне Навсикае.

То есть сразу два важных отличия от аниме:

1) Кушана и Навсикая - не противницы, а союзницы. У них, конечно, есть разногласия, но сражаются они по одну сторону баррикад. Кстати, все конечности у Кушаны на месте.

2) Навсикая покидает родину в самом начале повествования и до конца истории туда не возвращается. Долина Ветров для нее - как Шир для хоббитов.

Скрытый текст

Похоже, что она покинула дом навсегда. В эпилоге говорится, что Навсикая стала регентом при малолетнем императоре дороков, а когда он вырос - возможно, ушла к лесным людям

 

Основная движущая сила сюжета - война империи тольмеков с империей дороков. Это две основныедержавы, занимающие пригодные для жизни пространства. Непонятно, остались ли в мире еще государства, кроме этих двух империй, но похоже что нет. Тольмеки - очевидно микс из тольтеков и ольмеков, да и столица называется Тула, как и столица исторических тольтеков, но эстетика их страны - вполне европейская. Тольмекская империя напоминает Францию, причем, разных эпох - что-то от средневековья, что-то от эпохи Людовиков, что-то от наполеоновских войн. Общественный строй - феодализм, граничащий с рабовладением (жителей завоеванных территорий обращают в крепостных). Правит страной пожилой, но бодрый император Вай, у него есть трое сыновей и дочь Кушана. Ударную силу тольмекской армии составляют самолеты и кавалерия, сражающаяся верхом на страусоподобных птицеконях.

При всей карикатурности птицеконей, сцена кавалерийской атаки Кушаны и Навсикаи на вражеские позиции - пожалуй, самая жесткая и безжалостная во всей манге. Миядзаковская девочка узнала, что гуманизм гуманизмом, но война - это мясорубка и от этого никуда не деться. Ну и "Куи неожиданно снесла яйцо - это значит, что ее супруг погиб" - это надо быть Миядзаки, чтобы до такого додуматься.

Если тольмеки - это европейцы, то с дороками сложнее. Пожалуй, больше всего их империя напоминает Тибет времен далай-лам - это жесткая тоталитарная теократия. Главой государства считается некий Святой Император, но он последние лет 100 бултыхается в капсуле с ЛСЛ (ближе к концу он оттуда вылезет и начнет отжигать). Фактическим правителем является его младший брат, бессмертный колдун по имени, пардон, Миралупа. Ему подчиняется каста жрецов, осуществляющая управление на местах; многие из них обладают сверхспособностями. Дорокские жрецы, - идейные предшественники буддийских монахов из Принцессы Мононокэ. Их объединяет то, что при всей мистичности своего культа на самом деле они крайне прагматичны и стремятся к вполне земным выгодам. Впрочем, и положительные персонажи среди них тоже будут.

У дороков есть свой воздушный флот, состоящий из очень странных аэростатов (хотя в аниме дороков нет, один из таких аэростатов там все же показан). Но главная их фишка - это биологическое оружие. Сначала они похищают детеныша ома и натравляют взрослых омов на армию Кушаны (этот момент опять-таки показан в аниме, но в аниме все кончилось хорошо, а в манге нет) затем натравляют гигантских стрекоз на армию одного из тольмекских принцев, а потом и вовсе изобретают мегаплесень, истребляющую все живое. Данная тактика весьма эффективна, да вот незадача - война-то идет на их территории, поэтому урон, который они наносят своей стране, в итоге куда фатальнее, чем у вражеской армии.

Сюжет у манги довольно сложносочиненный: распадается на отдельные линии, которые причудливым образом переплетаются, а в конце, как положено, сходятся вместе. По ходу действия есть несколько космологических перевертышей, которые в итоге полностью деконструируют изначальное представление об устройстве мира. В аниме попал только первый:

Скрытый текст

Отравленный лес на самом деле очищает планету от загрязнений, причиненных старой цивилизацией

В манге же нам предстоит узнать, что

Скрытый текст

Дайкасё - самоубийственное нашествие омов на плодородные земли, превращающее их в отравленный лес, - происходит, когда на этих территориях уже было применено биологическое оружие. То есть, омы не воюют с людьми, а спасают их.

Скрытый текст

Все, происходящее с планетой - это хитрая программа, запущенная древними людьми с целью ее очищения. Омы и Лес - творение рук человеческих, а не защитная реакция природы.

Скрытый текст

Человечество, действующее в манге - это искусственно выведенные люди. Для обычных людей воздух будущего был бы ядовит. А для тольмеков и дороков ядовит нормальный, чистый воздух. Когда очищение атмосферы закончится, они должны будут вымереть. А нормальные люди лежат в анабиозе в подземельях Шувы.

 

 

 

Финал будет сложный по гамме чувств. Для героев - хеппи-энд, для человечества в историческое перспективе мрачновато, но надежда есть. Авось что-нибудь да придумают.

Если говорить о героях, то Навсикая - с одной стороны типичная такая миядзаковская девочка, с другой к концу повествования она становится довольно циничной и хладнокровной. Но с другой стороны ее и жизнь потрепала куда сильнее, чем какую-нибудь Тихиро. Периодичски она проявляет черты мерисейства, но в данном случае это не критично.

А вообще куда интереснее, чем за Навсикаей (в том числе из-за того же мерисейства) было следить за сладкой парочкой - Кушаной и Куротавой. Кушана - харизматичный боевой командир с тараканами в голове (как известно, это ее мать в свое время сошла с ума и стала считать дочерью куклу). Я выше писал про Серсею, но по сути Кушана - это повзрослевшая и заматеревшая Арья Старк. Но больше всего она мне напомнила почему-то булгаковского Хлудова - ни за что бы не подумал, что какой-либо женский персонаж будет вызывать у меня такие ассоциации. Куротава же - забавно прорисованный симпатяга, сначала кажется беспринципным штабным карьеристом, а в итоге оказывается образцом верности и одним из лучших пилотов Тольмекии. Недаром беглый осмотр фанфикшна показал, что добрая половина фанатского творчества по манге посвящена именно их пейрингу.

Влияние на последующие произведения - отдельный интересный момент. Начнем с евы. Про мать Кушаны уже было сказано, а про титаны - упомянуто. Я бы сказал, что титаны - это евангелионы наоборот. Если в евах были заключены матери пилотов, защищающие своих детей, то у титана (по крайней мере, у того, который действует в манге ) сознание ребенка с утиным рефлексом, и Навсикаю, активировавшую его, он считает своей матерью. Внешний вид святого императора напомнил мне молодого Гэндо. Там же гидры - сахиилоподобные человекоподобные чудовища, способные к регенерации и убиваемые только если уничтожить ядро. Там же - искусственно созданное тело, заживо разваливающееся на куски ибо что-то пошло не так. Это только то что вспоминается мне прямо сейчас навскидку. Думаю, были и еще другие моменты.

Далее "Принцесса Мононокэ". Аниме НИДВ и ПМ в творчестве Миядзаки стоят рядышком и особняком от остального. Это самые жесткие и "мальчиковые" из его работ (хоть в обоих случаях заглавная героиня и девушка) и с большим упором на экологическую проблематику. Однако манга НИДВ куда ближе Мононокэ, чем аниме. Если Кушана в аниме просто антагонистка, то в манге это неоднозначный персонаж, более похожий на г-жу Эбоси (даже деталь с холодным оружием, замаскированным под заколку, имеется). Про сходство дорокских жрецов с монахами тоже уже сказано. Кстати, сама Навсикая в этой аналогии - это не Сан, а скорее князь Аситака. Как и он, Навсикая - последний представитель правящей династии в небольшом племени, как и Аситака она вынуждена покинуть дом из-за конфликта совсем в другом месте, как и он, Навсикая изо всех сил старается понять и обе стороны конфликта, а не принимать какую-то одну из них.

И самое интересное и неожиданное на мой взгляд - Матрица. Выбор, перед которым оказывается Навсикая в финале, похож на тот, перед которым Архитектор поставил Нео в Перезагрузке. Всю дорогу думали, что Избранный должен сломать систему, а тут выясняется, что система намного могущественней, и что казалось естественным ходом событий - на самом деле запрограммировано сотни лет назад. И избранность - тоже часть программы (тут я не очень уверен в своей трактовке, но как я понял древние хотели сделать Навсикаю новым святым императором). И вот такой выбор - либо принимаешь правила игры и становишься винтиком системы, с которой боролся, либо с высокой вероятностью становишься причиной гибели всего человечества - и союзников и врагов. И герой реализует свою избранность именно тем, что отказывается играть уготованную избранному роль. Не знаю, вдохновлялись ли Вачовские сюжетом Навсикаи, или получилось случайно.

Итого: манга Навсикая из Долины ветров - это эпическое произведение, сравнимое по масштабу с Властелином колец или Звездными войнами, но при этом обладающее сильной научно-фантастической проблематикой. На аниме оно совсем непохоже и это кстати еще один повод подивиться таланту Миядзаки - видно, что аниме, это технически огрызок манги, из которого напильником выточили законченный сюжет. И ведь все равно получился шедевр.

16 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

>> бессмертный колдун по имени, пардон, Миралупа

Отсылка к Миларепе, поди...

 

А так  - да, мощная НФ-овская вещь, сколько лет уже руки не доходят прочитать. Хотя одного листания хватает, чтобы проникнуться.

Ссылка на комментарий

Я не читал мангу, но аниме-фильм для меня всегда был одним из шедевров именно НФ, а не только аниме. Там уже по нему одному только видно, что мир огромный и в плане лора очень проработанный.

 

Кстати жалко, что сейчас таких оригинальных эпиков больше не снимают. Все одни и те же концепты, а вот по-настоящему оригинальных фильмов большего масштаба мало.

 

9 часов назад, Аюпа сказал:

Хм, тогда аналогия с буддийскими монахами вообще толще некуда. Походу, Миядзаки их недолюбливает.

 

И не один он.

Ссылка на комментарий
15 часов назад, Daniel5555 сказал:

Я не читал мангу, но аниме-фильм для меня всегда был одним из шедевров именно НФ, а не только аниме.

Вот очень зря не читал - манга на голову выше. Это реально нечто сравнимое с властелином колец, только от науки. Я изумлен как Маэстро удалось в очередной раз превзойти самого себя и снова написать неповторимый шедевр похожего на который сегодня не найти. Как ему удалось вложить столько любви и нежности в свое произведение при этом не скатив его в сахарные сопли и показав суровую правду войны.

15 часов назад, Daniel5555 сказал:

И не один он.

Интересно чем буддисты не угодили?

Ссылка на комментарий
23 часа назад, холодный ветер сказал:

Интересно чем буддисты не угодили?

 

Одним из ключевых аспектов учения буддизма является тезис о том, что все в (материальном) мире является тленом, то есть изменчивым и не способным удоволетворить. Из этого есть выход через достижение нирваны, которое по сути является состоянием, в котором нет никаких чувств и влечений к чему-либо вообще, ни к духовным, ни к материальным ценностям. Поэтому практика буддизма продвигает отказ от любых чувств и от любой привязанности человека к чему-либо, хотя это не всегда заметно.

 

Я не знаю как у Миядзаки, но у меня, как у атеиста, к этому концепту достаточно большое отторжение. Да и идея реинкарнации может дать повод к тому, что убивать людей - это норм, они все равно перерождаются.

 

Атеисты часто говорят о вреде христианства или ислама, но на самом деле все религии - говно.

Ссылка на комментарий

Прочитал мангу. Впечатлился. Спасибо за наводку. Всю дорогу в голове крутились две вещи - "Дюна" и "Берсерк", схожесть с которым порой даже больше. Ну и блин... как же хочется увидеть точную экранизацию!

Ссылка на комментарий
В 01.12.2017 в 17:03, холодный ветер сказал:

Я изумлен

 

В 07.12.2017 в 23:15, SpagettiMonster сказал:

Прочитал мангу. Впечатлился. Спасибо за наводку.

 

Ну вот это меня больше всего радует, что пост сподвиг людей читать мангу и впечатляться положительно. Значит, не зря писал.

Ссылка на комментарий
31 минуту назад, Аюпа сказал:

 

 

Ну вот это меня больше всего радует, что пост сподвиг людей читать мангу и впечатляться положительно. Значит, не зря писал.

Арт к манге сам по себе неплохо так намекает на различия с аниме, даже стилем...

0_17c95b_2e2eefc_orig

 

А уж какая там офигенная Кушан... Просто очень обидно за неё. И я теперь знаю, с кого в "Fate" рисовали Жанну Д'Арк.
0_17c95c_f5b395f0_orig

 

Изменено пользователем SpagettiMonster
Ссылка на комментарий
В 02.12.2017 в 14:46, Daniel5555 сказал:

 

Одним из ключевых аспектов учения буддизма является тезис о том, что все в (материальном) мире является тленом, то есть изменчивым и не способным удоволетворить. Из этого есть выход через достижение нирваны, которое по сути является состоянием, в котором нет никаких чувств и влечений к чему-либо вообще, ни к духовным, ни к материальным ценностям. Поэтому практика буддизма продвигает отказ от любых чувств и от любой привязанности человека к чему-либо, хотя это не всегда заметно.

 

Я не знаю как у Миядзаки, но у меня, как у атеиста, к этому концепту достаточно большое отторжение. Да и идея реинкарнации может дать повод к тому, что убивать людей - это норм, они все равно перерождаются.

 

Атеисты часто говорят о вреде христианства или ислама, но на самом деле все религии - говно.

  Что же, как буддист отвечу за всех. Не возражаете ли, если я впишусь?

"состоянием, в котором нет никаких чувств и влечений к чему-либо вообще, ни к духовным, ни к материальным ценностям."

   То что вы сейччас описали является нигилизмом, отрицанием и отречением от всего. Этернализм и нигилизм являются двумя крайностями, которые у нас под запретом. Буддист впавший в эти крайности считается еретиком. 

   Слово "тлен" несколько не подходит, в буддизме используется "иллюзия", живые существа действительно перерождаются из раза в раз, но это не значит, что их можно убивать. Законов причины и следствия — кармы, никто не отменял. Переводя эту мудрёную фразочку на понятный, скажу: "око за око, зуб за зуб". У нас 10 заповедей выглядят, не как категорический запрет христиан (а запретное ведь сладко), а скорее как предупреждение — за убийство столько-то там лет, за воровство столько. Всё вернётся, жертва переродится в следующей жизни, как и убийца, и по законам кармы так или иначе отплатит своему обидчику даже не зная, что мстит. 

    По поводу отказа от чувств. Есть такая штука как бодхичитта, ставящаяся во главу угла. Мотивация. Эта мотивация побуждает буддистов стремиться спасти всех живых существ, вне зависимости от их пола, вероисповедания и принадлежности к виду. Почему? Как раз из-за реинкарнации, согласно которой каждый хотя бы раз был нам матерью. Улавливаете? Игра на чувствах буддиста, его любви к матери. Буддист без мотивации, без чувств, не сможет двигаться вперёд. 

  И вообще, как вы представляете пользу от отказа от привязанностей? Ну отказался чел от привязанности к миру дальше то что? Вешаться?) 

А так да, религии — говно.

Изменено пользователем Nazami Edano
Ссылка на комментарий

Ohuennaya статья. Стоит поучится писать ТАК. Я бы, наверное, сподвигся бы прочитать мангу, но блин, я сейчас на перепутье. Аниме и манга больше не вызывают у меня эмоций кроме "это было в наруто" "уже". Даже книги. Если это взросление, то нафиг такое, у меня такое ощущение, что я умираю в душе. Дело во мне или в современных аниме, которые "не те"? Пробовал обратиться к классике, упомянутой вами и вообще, но диво, это тоже я уже встречал. Хлеба и зрелищ, мяса и фарша мне не нужно, а что-то возвышенное и мощное все почему-то делать стесняются, боятся циников? 

Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...