Страшная сказка Хаяо Миядзаки
На краю летного поля лежит разбитый самолет диковинной конструкции. Кабина раскурочена, пилот тяжело ранен, но еще жив. Пассажирка не только жива, но почти невредима. Это статная женщина лет тридцати с коротко остриженными светлыми волосами (можете представить Серсею из шестого сезона ИП). Напротив разбитого самолета стоит другой, который его и поразил. Этот намного больше, еще диковиннее выглядит, а его орудия направлены на женщину. Люк открыт, из него выглядывает тучный мужчина в королевском одеянии. Они с женщиной брат и сестра, при этом друг друга люто ненавидят и стремятся уничтожить. Братик собрался было пустить сестренку в расход, но полуживой пилот отвлекает его, указывая в сторону. К летному полю приближается рой недружелюбно настроенных гигантских насекомых. Пока изумленный принц смотрит на рой, пилот включает форсаж, и разбитый самолет вырывается из под обстрела, по дороге окончательно развалившись. Принцу не до них - рой уже близко, насекомые истребляют всех на своем пути. Самолет принца взлетает, однако насекомые облепляют его, и он падает, разбиваясь. Наблюдая за гибелью брата, женщина напевает колыбельную.
Вот эту:
Речь пойдет о манге "Навсикая из долины ветров". Думаю, тут немало есть тех, кто ее читал, но этот пост больше для тех, кто знаком максимум с одноименной полнометражкой. Именно поэтому я пишу в блог, а не в тему манги. Аниме я посмотрел еще в 2010-м или 2011-м году (раньше, чем еву!) мангу заценил недавно. И надо сказать, она меня очень сильно удивила. Миядзаки всегда офигенен, но здесь он офигенен иначе, чем обычно.
Итак, что мы знаем о творчестве сенсея? Если вкратце и утрировано то - Хаяо снимает сказки, полные волшебства, доброты и гуманизма, отличающиеся сложной и красивой рисовкой, яркими и в основном положительными героями. Причем первым полностью самостоятельным произведением автора, с которого и начался типично-миядзаковский стиль является именно аниме "Навсикая из Долины ветров.
Так вот. Манга НиДВ нарисована в минималистичной манере, при этом она качественно масштабнее, жестче и брутальнее, чем все последующее известное мне творчество Миядзаки (включая даже Мононоке), а основной упор делается не столько на героев, сколько на мир. А еще по мере раскрытия уровней сюжетной матрешки история потихоньку теряет почти все магические и пантеистические элементы, превращаясь в матерую НФ.
Вы, наверно, помните сюжет аниме. Постапокалиптическое будущее, цивилизация когда-то была разрушена титанами. Позднее Хидеаки переосмыслит титанов в Евангелионов. Большая часть планеты покрыта отравленным лесом из гигантских грибов, люди ютятся на немногих пригодных для жизни клочках. Животный мир изменился, в нем доминируют гигантские насекомые. Все это великолепие - реакция природы на загрязнявшее ее человечество. Навсикая - княжна Долины ветров - маленького княжества, обитатели которого живут в гармонии с природой. Тут прилетают на самолетах злобные завоеватели из империи тольмеков. Их возглавляет женский вариант Дарт Вейдера - принцесса Кушана, которой киборгизированный доспех заменяет утраченные конечности. Позднее Миядзаки переосмыслит ее образ в госпожу Эбоси из Мононокэ. Кушана хочет сжечь лес. Это не есть хорошо, поэтому фильм будет посвящен тому, чтобы помешать привести дьявольский план в исполнение.
Нэ так все было. Аниме является вольной экранизацией примерно первой четверти манги, и чтобы получить законченную историю, Миядзаки значительно изменил сюжет.
В манге Долина Ветров изначально является составной частью Тольмекской империи, а Кушана прилетает не завоевывать ее, а мобилизовать местные силы для участия в войне. Вассальный статус Долины Ветров подразумевает необходимость предоставлять в тольмекскую армию истребитель, управляемый князем. Князь уже слишком стар, а наследника мужского пола у него нет, поэтому воевать придется юной княжне Навсикае.
То есть сразу два важных отличия от аниме:
1) Кушана и Навсикая - не противницы, а союзницы. У них, конечно, есть разногласия, но сражаются они по одну сторону баррикад. Кстати, все конечности у Кушаны на месте.
2) Навсикая покидает родину в самом начале повествования и до конца истории туда не возвращается. Долина Ветров для нее - как Шир для хоббитов.
Похоже, что она покинула дом навсегда. В эпилоге говорится, что Навсикая стала регентом при малолетнем императоре дороков, а когда он вырос - возможно, ушла к лесным людям
Основная движущая сила сюжета - война империи тольмеков с империей дороков. Это две основныедержавы, занимающие пригодные для жизни пространства. Непонятно, остались ли в мире еще государства, кроме этих двух империй, но похоже что нет. Тольмеки - очевидно микс из тольтеков и ольмеков, да и столица называется Тула, как и столица исторических тольтеков, но эстетика их страны - вполне европейская. Тольмекская империя напоминает Францию, причем, разных эпох - что-то от средневековья, что-то от эпохи Людовиков, что-то от наполеоновских войн. Общественный строй - феодализм, граничащий с рабовладением (жителей завоеванных территорий обращают в крепостных). Правит страной пожилой, но бодрый император Вай, у него есть трое сыновей и дочь Кушана. Ударную силу тольмекской армии составляют самолеты и кавалерия, сражающаяся верхом на страусоподобных птицеконях.
При всей карикатурности птицеконей, сцена кавалерийской атаки Кушаны и Навсикаи на вражеские позиции - пожалуй, самая жесткая и безжалостная во всей манге. Миядзаковская девочка узнала, что гуманизм гуманизмом, но война - это мясорубка и от этого никуда не деться. Ну и "Куи неожиданно снесла яйцо - это значит, что ее супруг погиб" - это надо быть Миядзаки, чтобы до такого додуматься.
Если тольмеки - это европейцы, то с дороками сложнее. Пожалуй, больше всего их империя напоминает Тибет времен далай-лам - это жесткая тоталитарная теократия. Главой государства считается некий Святой Император, но он последние лет 100 бултыхается в капсуле с ЛСЛ (ближе к концу он оттуда вылезет и начнет отжигать). Фактическим правителем является его младший брат, бессмертный колдун по имени, пардон, Миралупа. Ему подчиняется каста жрецов, осуществляющая управление на местах; многие из них обладают сверхспособностями. Дорокские жрецы, - идейные предшественники буддийских монахов из Принцессы Мононокэ. Их объединяет то, что при всей мистичности своего культа на самом деле они крайне прагматичны и стремятся к вполне земным выгодам. Впрочем, и положительные персонажи среди них тоже будут.
У дороков есть свой воздушный флот, состоящий из очень странных аэростатов (хотя в аниме дороков нет, один из таких аэростатов там все же показан). Но главная их фишка - это биологическое оружие. Сначала они похищают детеныша ома и натравляют взрослых омов на армию Кушаны (этот момент опять-таки показан в аниме, но в аниме все кончилось хорошо, а в манге нет) затем натравляют гигантских стрекоз на армию одного из тольмекских принцев, а потом и вовсе изобретают мегаплесень, истребляющую все живое. Данная тактика весьма эффективна, да вот незадача - война-то идет на их территории, поэтому урон, который они наносят своей стране, в итоге куда фатальнее, чем у вражеской армии.
Сюжет у манги довольно сложносочиненный: распадается на отдельные линии, которые причудливым образом переплетаются, а в конце, как положено, сходятся вместе. По ходу действия есть несколько космологических перевертышей, которые в итоге полностью деконструируют изначальное представление об устройстве мира. В аниме попал только первый:
Отравленный лес на самом деле очищает планету от загрязнений, причиненных старой цивилизацией
В манге же нам предстоит узнать, что
Дайкасё - самоубийственное нашествие омов на плодородные земли, превращающее их в отравленный лес, - происходит, когда на этих территориях уже было применено биологическое оружие. То есть, омы не воюют с людьми, а спасают их.
Все, происходящее с планетой - это хитрая программа, запущенная древними людьми с целью ее очищения. Омы и Лес - творение рук человеческих, а не защитная реакция природы.
Человечество, действующее в манге - это искусственно выведенные люди. Для обычных людей воздух будущего был бы ядовит. А для тольмеков и дороков ядовит нормальный, чистый воздух. Когда очищение атмосферы закончится, они должны будут вымереть. А нормальные люди лежат в анабиозе в подземельях Шувы.
Финал будет сложный по гамме чувств. Для героев - хеппи-энд, для человечества в историческое перспективе мрачновато, но надежда есть. Авось что-нибудь да придумают.
Если говорить о героях, то Навсикая - с одной стороны типичная такая миядзаковская девочка, с другой к концу повествования она становится довольно циничной и хладнокровной. Но с другой стороны ее и жизнь потрепала куда сильнее, чем какую-нибудь Тихиро. Периодичски она проявляет черты мерисейства, но в данном случае это не критично.
А вообще куда интереснее, чем за Навсикаей (в том числе из-за того же мерисейства) было следить за сладкой парочкой - Кушаной и Куротавой. Кушана - харизматичный боевой командир с тараканами в голове (как известно, это ее мать в свое время сошла с ума и стала считать дочерью куклу). Я выше писал про Серсею, но по сути Кушана - это повзрослевшая и заматеревшая Арья Старк. Но больше всего она мне напомнила почему-то булгаковского Хлудова - ни за что бы не подумал, что какой-либо женский персонаж будет вызывать у меня такие ассоциации. Куротава же - забавно прорисованный симпатяга, сначала кажется беспринципным штабным карьеристом, а в итоге оказывается образцом верности и одним из лучших пилотов Тольмекии. Недаром беглый осмотр фанфикшна показал, что добрая половина фанатского творчества по манге посвящена именно их пейрингу.
Влияние на последующие произведения - отдельный интересный момент. Начнем с евы. Про мать Кушаны уже было сказано, а про титаны - упомянуто. Я бы сказал, что титаны - это евангелионы наоборот. Если в евах были заключены матери пилотов, защищающие своих детей, то у титана (по крайней мере, у того, который действует в манге ) сознание ребенка с утиным рефлексом, и Навсикаю, активировавшую его, он считает своей матерью. Внешний вид святого императора напомнил мне молодого Гэндо. Там же гидры - сахиилоподобные человекоподобные чудовища, способные к регенерации и убиваемые только если уничтожить ядро. Там же - искусственно созданное тело, заживо разваливающееся на куски ибо что-то пошло не так. Это только то что вспоминается мне прямо сейчас навскидку. Думаю, были и еще другие моменты.
Далее "Принцесса Мононокэ". Аниме НИДВ и ПМ в творчестве Миядзаки стоят рядышком и особняком от остального. Это самые жесткие и "мальчиковые" из его работ (хоть в обоих случаях заглавная героиня и девушка) и с большим упором на экологическую проблематику. Однако манга НИДВ куда ближе Мононокэ, чем аниме. Если Кушана в аниме просто антагонистка, то в манге это неоднозначный персонаж, более похожий на г-жу Эбоси (даже деталь с холодным оружием, замаскированным под заколку, имеется). Про сходство дорокских жрецов с монахами тоже уже сказано. Кстати, сама Навсикая в этой аналогии - это не Сан, а скорее князь Аситака. Как и он, Навсикая - последний представитель правящей династии в небольшом племени, как и Аситака она вынуждена покинуть дом из-за конфликта совсем в другом месте, как и он, Навсикая изо всех сил старается понять и обе стороны конфликта, а не принимать какую-то одну из них.
И самое интересное и неожиданное на мой взгляд - Матрица. Выбор, перед которым оказывается Навсикая в финале, похож на тот, перед которым Архитектор поставил Нео в Перезагрузке. Всю дорогу думали, что Избранный должен сломать систему, а тут выясняется, что система намного могущественней, и что казалось естественным ходом событий - на самом деле запрограммировано сотни лет назад. И избранность - тоже часть программы (тут я не очень уверен в своей трактовке, но как я понял древние хотели сделать Навсикаю новым святым императором). И вот такой выбор - либо принимаешь правила игры и становишься винтиком системы, с которой боролся, либо с высокой вероятностью становишься причиной гибели всего человечества - и союзников и врагов. И герой реализует свою избранность именно тем, что отказывается играть уготованную избранному роль. Не знаю, вдохновлялись ли Вачовские сюжетом Навсикаи, или получилось случайно.
Итого: манга Навсикая из Долины ветров - это эпическое произведение, сравнимое по масштабу с Властелином колец или Звездными войнами, но при этом обладающее сильной научно-фантастической проблематикой. На аниме оно совсем непохоже и это кстати еще один повод подивиться таланту Миядзаки - видно, что аниме, это технически огрызок манги, из которого напильником выточили законченный сюжет. И ведь все равно получился шедевр.
- 3
16 Комментариев
Рекомендуемые комментарии