Мне кажется, что не в последнюю очередь всё так плохо потому, что расхожее мнение a-la "учить идут те, кто не может работать по специальности", к сожалению, часто неплохо отображает реальное положение профессии школьного учителя. Никакого престижа профессии, никаких тестов на профпригодность, в педагогические ВУЗы попасть зачастую легче, чем в любые другие et cetera et cetera. Это, конечно, не значит, что в учителя не идут люди, которые действительно могут и хотят работать с детьми, но по сравнению с остальным потоком их не так много.
Если же говорить о том, какой должна быть система образования - то к работе с детьми, на мой взгляд, следует допускать как раз-таки только тех, кто к этому предрасположен. Кучу рутинной работы можно так или иначе автоматизировать - от тех же егэподобных тестов на регулярной основе до, скажем, сдельно оплачиваемой подработки для студентов старших курсов профильных ВУЗов по проверке решений. Уменьшить доступность профессии, соответственно поднять зарплаты - и количество действительно хороших учителей, как мне кажется, тоже возрастёт. Наверняка многие люди, из которых вышли бы неплохие учителя, в нынешних обстоятельствах предпочитают использовать свои навыки общения с людьми, терпение и неплохие интеллектуальные способности с большей выгодой для себя.
А вот в ВУЗах можно заниматься наукой, а преподавать заодно, особенно если ВУЗ неплохой, что уменьшает размах проблемы в высшем образовании.