Перейти к содержанию
  • записей
    48
  • комментариев
    308
  • просмотров
    27726

Запрещенная сказка Корнея Чуковского


Аюпа

1864 просмотра

Сказка К. И. Чуковского "Одолеем Бармалея" была опубликована в 1942-м году и осуждена в 1944-м.

Полный текст есть здесь http://www.chukfamily.ru/Kornei/Tales/odoleem.htm

Я привожу наиболее доставляющие фрагменты.

Но с жужжанием весёлым Из окошек и дверейНалетели пчёлы, пчёлы,Пчёлы, пчёлы, пчёлы, пчёлы,Пчёлы, пчёлы, пчёлы, пчёлы,Пчёлы, пчёлы, пчёлы, пчёлыНа испуганных зверей.

....

Вышел доктор на балкон, Тихо в небо глянул он:"Да над нами самолёт,В самолёте - бегемот, У того у бегемотаСкорострельный пулемёт.Он летает над болотом,Реет бреющим полетом,Чуть пониже тополей,И строчит из пулемёта В перепуганных детей".

...

"Сто тысяч бойцов На врага я веду. Но горе: у нас Не хватает снарядов!"

"А где же снаряды?" -Орёл закричал.

И доктор в ответ:"Меж утёсов и скалНа Синей гореПод сосной одинокойЯ сам закопал ихВ пещере глубокой!"

...

Мчатся танки, танки, танки,А за ними на волкахЛютые орангутангиС миномётами в руках.

И кидаются в атакиЗа макаками макаки,И палят из облаковТысячи штурмовиков.Чернокрылые совы и коршуны!

Но, не дрогнув, говоритДобрый доктор Айболит:"Буду биться до конца.Одолею наглеца".

...

Но тут прилетели четыре дрозда,Четыре дрозда из большого гнезда.Они закричали:"Беда! беда! Глядите, по тёмной дорогеНавстречу оленю бегут носороги!Сюда через наши лесаТайком привела их злодейка-лиса!Сейчас из засадыОни на него нападутИ наши снарядыОни у него отобьют!О, храбрый олень!Он пред ними стоит,Как гранит!

Но вот он упал и не встал!Он убит! Он убит! Он убит!Рогами они забодали его!Ногами они затоптали его!И он, бездыханный, лежит на поляне,И разбежались пугливые лани!И наши снаряды злодеям досталися,И наши бойцы без снарядов осталися!"О, горе нам! горе нам! горе нам!"

...

Там летит самолёт,В самолёте - пилот,Это он, это Ваня Васильчиков!

Он раскрыл парашют.И смотрите: он тут, -Он бежит к людоеду проклятому,

Он бежит и кричит:"Погоди же, бандит, Будешь помнить ты Ваню Васильчикова!"

И акуле своейГоворит Бармалей:"Помоги мне,Акула зубастая!

У тебя за спиной.Как за крепкой стеной.Схоронюсь я от Вани Васильчикова".

Но Ванюша вынимает из-за пояса наганИ с наганом налетает на неё, как ураган:

"Слушай, гадина зубастая,Я скажу тебе, не хвастая:Коль глотать тебе охота.Проглоти-ка бегемота,

А со мною, акула, не справишься,Уж ты мною, акула, подавишься!"И всадил он КаракулеМежду глаз четыре пули,И бегом, бегом, бегомПо болоту за врагом.

Тут мохнатая гориллаВане путь загородила:"Стой, куда ты? не пущу!Растерзаю, растопчу!"

Но взмахнул он что есть силыОстрой саблей раз и два,И от бешеной гориллыОтлетела голова.

И, как бомба, над болотомПолетела к бегемотам,Изувечила хорьков,Искалечила волков,И в канаву угодила,Где убила крокодилаИ удава контузила лютого.

Только глядь, сидит лисицаУ студёного ручья:"Здравствуй, Ваня, храбрый рыцарь,Я - союзница твоя!"

Но минуты не теряя,Он пырнул её штыкомИ в овраг лисица злаяПокатилась кувырком.И в крапиву свалилася дохлая.

...

Оробел, обомлел БармалейИ, как мел, побелел Бармалей,И зарыдал Бармалей,И пред Ваней упал Бармалей:"Не губи ты меня,Не руби ты меня,Пожалей ты меня, пожалей!"

Но Ванюша усмехнулся,Вправо-влево повернулсяИ спросил у медведей,У орлов и лебедей:"Пощадить ли Бармалея,Кровожадного злодея?"

И сейчас же из лесовТриста тысяч голосовЗакричали: "Нет! нет! нет!Да погибнет людоед!Палачу пощады нет!"

И примчалися на танкеТри орлицы-партизанкиИ суровым промолвили голосом:"Ты предатель и убийца,Мародёр и живодёр!

Ты послушай, кровопийца,Всенародный приговор:

НЕНАВИСТНОГО ПИРАТАРАССТРЕЛЯТЬ ИЗ АВТОМАТАНЕМЕДЛЕННО!"

И сразу же в тихое утро осеннее,В восемь часов в воскресениеБыл приговор приведён в исполнение

И столько зловонного хлынуло ядаИз чёрного сердца убитого гада,Что даже гиены поганыеИ те зашатались, как пьяные.Упали в траву, заболелиИ все до одной околели.А добрые звери спаслись от заразы,Спасли их чудесные противогазы

9 Комментариев


Рекомендуемые комментарии

Википедия вон пишет:

В Ташкенте Чуковский много болел, бедствовал, но тем не менее тяготился жизнью в солнечном, мирном и относительно благополучном городе, куда из Москвы и Ленинграда постоянно доходили печальные вести о гибели его друзей, знакомых, коллег. Один его сын — Боба — пропал без вести, другой — Николай — раненый и бездомный, находился в блокадном Ленинграде.
Чувствуя потребность хоть как-то поучаствовать в борьбе с врагом, Чуковский задумал написать новую сказку в стихах — к этому жанру он не обращался уже много лет. С одной стороны, Корней Иванович к этому времени основательно увлёкся сочинительством для взрослых, с другой — полагал для себя жанр сказки исчерпанным и не хотел, по собственному признанию, «перепевать самого себя». И тем не менее, Чуковскому «пришлось», как он сам пишет, взяться за «военную сказку». Вероятно, одним из главных источников такой потребности стала работа Корнея Ивановича в Ташкенте, в Республиканской комиссии помощи эвакуированным детям, в ходе которой он ежедневно встречался с детьми и подростками, судьбы которых разрушила война.
Работа шла трудно и неравномерно, моменты творческого подъёма и вдохновения сменялись длительными простоями, когда не получалось написать ни единой строки.

Ссылка на комментарий

Ленинградский музыкальный театр оперетты в блокадном городе ставил очень быстро, наспех написанную оперетку "Раскинулось море широко", там еще больше глупости и кровожадности, но это было надо тогда. Люди, опухшие от голода, меняли пайку на билеты, сидели в зале во время бомбежки, смотрели на таких же голодных и синих артистов, рукоплескали, когда разведчица (подменившая контрразведчицу) что-то оскорбительное кричала гестаповцу... Очень наивно, грубо, и уж точно совсем без рифмы. Задачи были не те у искусства, что сейчас.

Ссылка на комментарий
Ленинградский музыкальный театр оперетты в блокадном городе ставил очень быстро, наспех написанную оперетку "Раскинулось море широко", там еще больше глупости и кровожадности, но это было надо тогда. Люди, опухшие от голода, меняли пайку на билеты, сидели в зале во время бомбежки, смотрели на таких же голодных и синих артистов, рукоплескали, когда разведчица (подменившая контрразведчицу) что-то оскорбительное кричала гестаповцу... Очень наивно, грубо, и уж точно совсем без рифмы. Задачи были не те у искусства, что сейчас.

Это совершенно другого рода вещь. Если бы это произведение было для взрослых, тогда проблем бы не было. И я понимаю контекст, в котором это было написано. Но вне него это какой-то треш, да и автор явно писал его в очень нервном состоянии и не совсем хорошо понимал, как это будет смотреться вне контекста. Потому ее и осудили, еще когда война шла.

 

Сейчас это просто забавная и одновременно трагичная часть истории.

Ссылка на комментарий
Это совершенно другого рода вещь.

 

А по-моему, того же рода. Ненависть нуждается в словах, иначе человека просто взорвет изнутри. Каких-то "гиен", условно говоря, надо убить, хотя бы символически - за похоронки на папку или брата. 

 

Если бы это произведение было для взрослых, тогда проблем бы не было.

 

Да на войне вообще "взрослость" и "детство" очень условны. Что такое Бармалея из автоматов расстрелять, если ребенок вместе со взрослым на кухне в коммуналке радио слушает? Фигня просто. 

 

И та оперетка, и эта сказка похожи на плакат: как утратили актуальность, так и сняли их. И даже не потому что трэш, сказка написана немногим хуже, чем "Тараканище", например,  просто тех чувств уже не вызывает. Отпустило.

Ссылка на комментарий
Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...