Перейти к содержанию
  • записи
    144
  • комментарий
    1901
  • просмотров
    210837

Взгляд на наше образование. Часть 3: Куда, зачем и почему


Uncle Vёder

2548 просмотров

Давненько от меня не было постов. А тут на хабре попалась замечательная статья, в которой в очередной раз обсуждались беды отечественного образования. Основная проблема, которая поднимается в статье: качество нынешних выпускников высших учебных заведений. Приличный работодатель на довольно приятных условиях не может найти себе толковых специалистов - даже люди с отличными оценками и красными дипломами путаются в ответах на элементарные вопросы. Всё это приводит нас к простой мысли: образование скатилось в говно. Но кроется ли источник всех бед именно в учебных заведениях, преподавателях и образовательных стандартах? Может, проблема имеет более глубокие корни?

Ещё в первой своей статье я мимоходом затронул два вопроса: конфликт интересов студентов и преподавателей, и проблему выбора. Теперь давайте поговорим об этом более подробно. Куда поступают выпускники школ? Почему они выбирают именно те специальности, на которых учатся. В конце концов, зачем всё это нужно?

Пост получился очень длинным. Извините, но разделить на несколько не вышло - и так пришлось часть темы выкинуть.

Начнём с конца

Взгляды на саму идею массового высшего образования могут быть разными. Кто-то считает, что чем больше образованных людей - тем лучше. И это, конечно, верно. Но всем ли нужно именно высшее образование? Что вообще должно давать ВО? Какие-то базовые знания и навыки, влияющие на общий уровень "образованности", или что-то более конкретное, готовящее человека к работе в определённой сфере?

Давайте для начала отделим мух от котлет:

Академическое образование - образование с фундаментальным изучением дисциплин и наук, скорее более теоретическое, чем практическое. Основная цель: повышение "уровня кругозора", увеличение "багажа знаний", развитие мыслительных способностей человека, повышение его навыков самообучения. Такое образование не даёт каких-то конкретных знаний в узких предметных областях, а ориентировано на то, что образованный человек при желании самостоятельно сможет углубиться в нужную тему, основываясь на имеющемся фундаменте.

Профессиональное образование - образование с углублённым изучением практических аспектов определённой предметной области. Основная цель: обучение практическим знаниям и навыкам, подготовка квалифицированных специалистов, способных сразу же после выпуска заниматься определённого рода деятельностью. Такое образование не столь полезно для саморазвития, зато позволяет с одной стороны эффективно обустроиться в жизни человеку, а с другой - решает кадровую проблему для предприятий.

Противников и сторонников хватает у обоих подходов. Чтобы не ходить далеко, возьмём примеры с нашего форума. С одной стороны NortUS - представитель современной интеллигенции и ярый сторонник академического образования, считающий, что все практические навыки человек должен получать самостоятельно, параллельно с образовательным процессом, совмещая его с трудовой деятельностью. С другой стороны буду я сам - быдло с района, получившее недавно второй диплом и крайне озадаченное поиском интересной работы, при этом искренне не понимающее, на что были потрачены 5 лет в универе (ну и 4 в технаре). Что интересно, Норт, вопреки большинству сторонников академического образования, считающих, что оное должно быть массовым (мол чем образованнее народ - тем лучше жить), придерживается позиции, что ВО должно быть сугубо платным, причём достаточно дорогим, чтобы отсеивать подавляющее большинство страждущих. В противовес Норту можно поставить ещё одного известного участника нашего сообщества - Daniel5555. Я не уверен, правда, сторонником какого именно подхода в ВО является Даня, но он всегда ратовал за массовость и бесплатность.

Кстати, о терминологии. В нашей необъятной стране любое образование выше школьного называется профессиональным: "высшее профессиональное образование" (ВПО) - собственно вузы, и "среднее профессиональное образование" (СПО) - техникумы, колледжи, ПТУ и прочее. При этом с ходу становится понятно, что ВО в нашей стране является совсем не профессиональным, а как раз академическим. Умом Россию не понять, да...

Возвращаясь к личной позиции, могу сказать, что я являюсь сторонником сосуществования обоих подходов в образовании, так как каждый по-своему важен. Но идеальная система образования видится мне совсем не такой, как она есть сейчас. О том, что я понимаю под "идеальной системой" будет отдельный пост (которым я собственно и завершу данный цикл), а сейчас поговорим о том, что мы имеем на сегодняшний день и как с этим всем жить.

История "успеха"

Обязательным для любого гражданина России является общее среднее образование - 9 классов школы, по окончанию которых человек сдаёт ГИА и получает аттестат государственного образца. Далее у человека есть выбор: можно остановиться на этом, можно продолжить обучение в школе ещё в течение двух лет, а можно поступить в колледж/технарь, где окончить программу 10-11 классов сокращенно за 1 год и продолжить обучаться уже профессиональным навыкам. Если человек выбирает школу, то после ещё двух лет обучения, сдачи ЕГЭ и получения нового аттестата перед ним вновь предстаёт выбор: поступать в вуз (на 1 курс), поступать в колледж (сразу на 2 курс, т.к. программу первого он уже выполнил в школе), или не поступать вообще никуда. Следуя заветам дядьки Ленина, цепочку можно продолжать до бесконечности, но в рамках данной статьи нас интересуют как раз те моменты, когда человек покидает стены родной школы с аттестатом в руках.

И вот тут встаёт та самая проблема выбора. Что делать дальше? Куда поступать? Впереди у человека большая часть жизни, и неплохо всё-таки построить на неё некие планы, пусть даже очень поверхностные и размытые. Сделанный выбор определит будущее человека, и поэтому он очень важен. Но зависит ли он только от желаний самого человека, или есть внешние факторы, влияющие на него гораздо сильнее? Есть. И я здесь говорю не об экономической и политической обстановке в стране, которые могли бы повлиять на выбор будущей профессии, а именно о том, что может воздействовать на человека вопреки его собственному мнению.

Первый и главный фактор это массовость образования. До определённого момента высшее образование считалось привилегией аристократических слоёв общества, но со временем пошло в народ. В нашей необъятной движение в данном направлении началось ещё с XIX века, но реально массовым образование стало уже при СССР, ближе к середине XX века. К тому времени различные институты и университеты как росли вширь, так и плодились количественно, вдобавок к ним начала широко внедряться система СПО в лице техникумов и ПТУ.

Одну из важнейших ролей сыграл здесь общественный строй.

Во-первых, как и положено при социализме, любое образование было абсолютно бесплатным, что уже само по себе делало его привлекательным.

Во-вторых, народ был сплочён большой единой целью - построением коммунизма. Идея, заключённая в лозунге "от каждого по способностям, каждому - по его труду" крепко и надолго укоренилась в головах людей. Это подразумевало то, что ради достижения великой цели люди должны были работать с максимальной отдачей. На фоне активной индустриализации общества и развития науки востребованность в квалифицированных кадрах самой различной направленности была огромна. Можно было выучиться в ПТУ и идти работать на завод или стройку, коих было великое множество. Можно было получить высшее образование и пойти на тот же завод, но уже инженером. Или двигать науку. Несмотря на то, что зачастую работники ручного труда зарабатывали больше, чем рядовые инженеры или научные сотрудники, у последних был свой стимул. Ведь высшее образование делало их частью интеллигенции, элиты общества, теми, кто двигает всех к светлому будущему.

В-третьих, получение образования было для людей шансом выбраться из родного захолустья. Народ всегда тянулся поближе к крупным городам и райцентрам, а учебные заведения предоставляли всем желающим общежития, да ещё и платили стипендии, давая возможность легко обжиться на новом месте и предоставляя гарантию успешного трудоустройства в будущем. В конце концов, даже если человек никуда не планировал уезжать из родного колхоза, всегда лучше быть квалифицированным трактористом-механизатором, чем по-старинке пахать поле, привязав плуг к лошади.

Ближе к перестроечным временам национальная идея стала угасать, но остальное оставалось в силе, так что движение за всеобщее образование никуда не делось. А вот после развала Союза всё стало очень плохо. Заводы встали, развитие науки затормозилось. Никакой национальной идеи, лишь новый и ещё непонятный дикий капитализм. Строить светлое будущее стало невыгодно, выгодно стало продавать. Продавать что угодно: вещи, услуги, родину. В конце концов, как это сейчас принято говорить в высокопрофессиональных кругах - продавать можно себя. Но чтобы выгодно продать себя, нужно, чтобы твои профессиональные навыки были востребованы. А наиболее востребованными же оказались, как несложно догадаться, экономисты и юристы - чтобы не просто продавать, а хорошо продавать, да и при этом ещё и за решётку не угодить. Постепенно востребованность появилась и в айтишниках - с падением железного занавеса в страну активно потекли высокие технологии, на которых тоже можно было делать деньги, не занимаясь физическим производством. Самое же страшное случилось с инженерными и рабочими специальностями: т.к. заводы и стройки встали, квалифицированные кадры стали маловостребованы, что привело к резкому падению спроса на соответствующее образование, а потом и к обвалу системы СПО.

Всё это тянется и по сей день. Страна и народ, конечно, оправились уже после тех диких 90х, но память всё ещё свежа. Поскольку совсем необразованным быть никому не хочется, а СПО в народных умах ассоциируется с безработицей и грязным низкооплачиваемым трудом, люди дружно ломятся за вышкой. Предпочтительно, конечно, всё то же экономическое, юридическое или айтишное образование, но на безрыбье и любое сгодится. Диплом ВПО говорит о том, что человек чему-то обучен и что-то умеет, а диплом СПО говорит непонятно о чём. Хотя вроде и заводы уже вновь работают, и платят там неплохо, и зачастую работники ручного труда зарабатывают гораздо больше, чем всякие офисные сотрудники, но привычку не искоренить. Народ продолжает ломиться в вузы, вузы ширятся и плодятся, качество преподавания падает, образовательные стандарты не могут угнаться за потребностями рынка труда, а 60-летний Пётр Петрович, который последние 20 лет занимает директорское кресло, ещё не забыл про лихие 90е и искренне считает, что хороший специалист обязательно должен иметь диплом государственного образца о высшем образовании. Порочный круг замыкается.

И вот тут мы возвращаемся к той самой проблеме выбора

Возьмём для примера обычного школьника Васю. Вася только что получил аттестат о среднем общем образовании и крепко задумался: "как жить дальше?". Вася человек умный и знает про интернет: не только вконтакте и твиттере умеет сидеть, а и поисковыми системами пользоваться, и другими сайтами. Вася открывает несколько сайтов и форумов с вакансиями и начинает изучать. Да, быть юристом, экономистом и программистом наверное круто, но вот что-то больно много уже их развелось, на всех рабочих мест не хватает - резюме валяется куча, а вакансий с приличной зарплатой не так уж и много. Зато в соседнем разделе директор какой-то небольшой фирмы плачется, что толковых слесарей не может найти, хотя и деньги уже предлагает в полтора раза больше средних по рынку. Вася чешет репу и открывает сайт местного технаря: а там как раз обучение по специальности "Технология машиностроения". Вася прикидывает в уме: или 2 года в школе и потом ещё 4 в вузе, а дальше упорная борьба за место под солнцем, или тут четыре, и потом высокий шанс найти хорошую работу.

Сделав соответствующие выводы, Вася идёт к маме и говорит: "мама, я хочу быть слесарем, я пойду в техникум". Мама ещё помнит те времена, когда работы не было и заводы стояли, поэтому хватается за сердце и отвечает: "Вася, ты ёбнулся совсем? Какие слесаря, какие техникумы? Куда ты потом работать пойдёшь? Вот придёшь к директору Петру Петровичу, а он тебе скажет, что ему только с высшем образованием люди нужны. И будешь потом ходить сортиры чинить, как алкаш дядя Федя из ЖЭКа. Так что не выёбывайся и пиздуй в школу на 2 года, а потом в вуз поступишь, диплом получишь, и Пётр Петрович тебя как родного примет. Будешь начальником в офисе сидеть, нихуя не делать, и деньги лопатой грести". И Вася, понурив голову, уходит грустный в свою комнату - против авторитета родителей не попрёшь.

И доучивается Вася ещё два года в школе, сдаёт ЕГЭ и поступает в вуз. Поскольку он больше технарь, то выбирает профессию программиста. Но программировать Васю не учат. Его грузят матаном, физикой, теориями алгоритмов, а так же тремя десятками гуманитарных наук. Вася не совсем понимает, зачем это нужно, но старается, чтоб не расстроить маму. Так проходит первый курс, второй, идёт уже третий. Вася тем временем заглядывает на сайты с вакансиями и смотрит, что же должны уметь программисты. А программисты оказывается должны уметь делать игры для айфона - у таких вакансий самая высокая зарплата. Но Васю почему-то не учат делать игры под айфон, ему вместо этого пытаются вдолбить в голову методы решения дифференциальных уравнений, теорию вероятности, творчество Гоголя и жизненную позицию Гегеля. Но Вася ебал в рот этого Гоголя вместе с Гегелем, он вообще слесарем хотел идти и железки точить на станке, но раз уж так судьба сложилась, то не прочь и игры для айфона писать.

Вася понимает, что что-то тут не так. Он, конечно, некоторым образом поумнел и стал знать больше, но к профессии его это не приближает. Поэтому Вася обкладывается учебниками по Objective C и параллельно устраивается стажёром в небольшую программерскую фирму. Платят там мало и что делать - нихуя не понятно, но старшие коллеги что-то объясняют, да и в книгах дело написано. Проводя много времени на работе, Вася забивает на учёбу хуй, и четвёртый курс заканчивает с великим трудом. Ему правда уже насрать на оценки, на диплом, и на весь универ - за первые три месяца работы в конторе он узнал больше, чем за все четыре года в своём альма матер. Да, Вася пишет отборный говнокод, но у него есть работа, и не самая паршивая зарплата. Вася с недоумением крутит в руках свежевыданный диплом, и в итоге подкладывает его под ножку стола: заебись, стол больше не шатается, жизнь удалась. В универ больше не надо совсем, можно с головой погрузиться в работу. Но тут приходит повестка из военкомата, и Вася понимает, что ему придётся пойти в магистратуру...

Или вот вам другой пример

Жила-была в небольшом городе за 100км от областного центра девочка Лида. Девочка Лида умом никогда не отличалась, ещё проще говоря - тупая была как бревно. Но имела зато к своим 17 годам красивые глаза и сиськи третьего размера. А ещё всегда мечтала о том, чтобы съебаться из своего сраного городишки поближе к красивой жизни: в областной центр, или ещё лучше - аж в Москву. Но девочку Лиду никто там не ждёт, а ждут её родной техникум и завод по производству кастрюль и электроплит. И не то чтобы зарплаты на том заводе совсем хуёвые - жить можно. Но жить то хочется красиво. Поэтому последние два года своей жизни Лида усердно готовится к сдаче ЕГЭ. На экономиста или юриста поступить ей ума не хватит, а вот на айтишную специальность можно и попробовать. Сдаёт Лида ЕГЭ и подаёт документы в хороший вуз в областном центре. И её таки принимают, а ещё дают комнату в общаге и стипендию.

На первом курсе Лида заводит себя умную подружку Катю, приехавшую из такой же дерёвни, как и она сама. А ещё знакомится с умным мальчиком Колей, которого тут же отправляет во френдзону. Жизнь идёт замечательно: Лида ходит по кафе и клубам, постит селфи и еду в инстаграм, и даже прилежно посещает пары, но почти нихуя на них не делает - ведь все задачки по матану ей решит Катя, программы напишет Коля, а старому преподу по философии достаточно рассказать доклад про Гоголя и Гегеля, спёртый с википедии. Печаль наступает во время сессии, но тогда Лида надевает майку с глубоким вырезом, красится поярче, и в итоге молодой препод ставит ей зачёт прежде, чем его вставший член проделает дырку в столешнице.

На четвёртом курсе Коля пишет ей диплом, Лида с трудом защищает его, и получив заветную корочку, идёт устраиваться на работу. 60-летний Пётр Петрович, который последние 20 лет занимает директорское кресло, нихуя не разбирается в специфике работы, которую должна будет выполнять Лида, но он смотрит на корочку и видит, что Лида - девочка не простая, а закончившая престижный универ и престижную специальность, так что без разговоров принимает её. На работе Лида занимается в основном перекладыванием бумажек и прочей имитацией бурной деятельности, а когда реально что-то нужно - просит помочь Сашу и Серёжу (её новых коллег, которые так же давно во френдзоне). Через год Лида начинает хотеть зарплату побольше, но никто просто так её не повысит, ведь Лида нихуя не делает. Поэтому Лида идёт в конкурирующую компанию, где сидит ещё один такой же старый пень Фёдор Фёдорович, который так же без особых проблем принимает её. Ведь Лида - дипломированный специалист с опытом работы.

Тем временем Евгений - ещё молодой, но уже занимающий директорское кресло в компании по разработке игр для айфона, сидит у себя в кабинете и рвёт на голове волосы. Евгению срочно нужно увеличивать штат программистов, но брать людей негде - вузы совершенно не учат тому, что придётся делать его потенциальным сотрудникам, вместо этого выпуская всяких тупых пёзд, срезающихся на собеседовании на простейших вопросах. Единственные толковые приобретения Евгения за последние пару лет - Вася да Коля, но те хоть и умные ребята, но всё равно быдлокодеры, потому что всей специфике работы учились самостоятельно. Сам Евгений, кстати, по образованию врач-педиатр. Но кому в наше время нужны врачи? Он никогда бы и не пошёл учиться в медицинский, если бы его отец-хирург не уговорил.

Ну и чо?

Действительно, и чо? Вроде как всё у всех хорошо. Вася неплохо обустроился и не путает больше Гоголя с Гегелем, Люда зажила красивой жизнью в областном центре, и даже Евгений, хоть и рвёт волосы на голове, но какой-то доход со своей быдлокодерской фирмы имеет, иначе бы закрыл её уж давно. Но ведь всё могло сложиться по-другому. Вот не забивай Вася на учёбу на последних курсах - чего бы он сейчас делал? Пошёл бы к Петру Петровичу и занимался перекладыванием бумажек, потому что хоть диплом он и имеет, но всё равно хуй с горы, и работу посерьёзнее ему никто не даст. А захотел бы программером идти - так пришлось бы всё равно самому доучиваться, потерял бы на этом ещё время. Неправильно всё как-то получается. В вузы идут те люди, которым вышка в общем-то и не нужна. Выпускаются люди, которые в общем-то не нужны никому на рынке труда. Кто реально хочет провести эти 4-6 лет с пользой - не получает всего профита в полной мере.

Так уж выходит, что очень мало людей, которые действительно сами до конца осознают свой выбор, начиная от выбора "куда идти и идти ли вообще" до определения конкретного факультета и специальности. С первым выбором чаще всего "помогают" родители, устаревшая позиция "Петров Петровичей" и пресловутые повестки из военкомата. Специальность выбирают по советам каких-то знакомых, или просто за понравившееся название, а иногда - вообще "как получится". Для дотошных есть конечно государственные образовательные стандарты, учебные планы и прочее. Но много ли вы почерпнёте, просто прочитав названия предметов, которые будут преподаваться? И есть ли уверенность в том, что всё это действительно вам понравится?

Конечно, всегда остаётся возможность перевестись на другую специальность, перепоступить, или просто бросить учёбу. Но ведь это всё - потраченное время. Первые два курса вузовского обучения по большей части посвящены различным общеобразовательным и гуманитарным наукам, а реально понять свою специальность можно лишь курсу к третьему. Получается, что как минимум два года потрачены. Нет, не совсем впустую, конечно, но ведь могли бы быть проведены с гораздо большей пользой. Реально мало людей находится, которые чётко осознают, что ошиблись, и пытаются что-то поменять. Проще по инерции доучиться ещё пару лет и получить заветную корочку для ублажения мудильных директоров с совковым менталитетом. И получается вот такой полуфабрикат, который с одной стороны может и поумнел и ума-разума понабрался, но с другой - учиться решать реальные задачи ему придётся ещё долго.

А кто-то в принципе ничего так и не приобретёт, кроме бесполезного умения создавать имитацию бурной деятельности. Таким вообще вышка противопоказана - они не только сами не учатся, но и другим мешают. Представьте, каково преподавателю, у которого группа из 20 человек, где половина тупит и вообще не понимает, зачем они здесь. Ведь гораздо было бы приятнее, если бы их осталось 10, но уже хорошо заинтересованных и замотивированных. С меньшим количеством людей и работать легче, и отдача гораздо эффективнее. И значение диплома о высшем образовании стало бы совсем другим, если бы выпускалось людей в несколько раз меньше.

About myself

К 9 классу родная школа мне в конец остоебенила. Я к тому времени уже плотно интересовался компьютерами и знал, что моя будущая профессия должна быть как-нибудь с этим связана. До этого пару лет я посещал компьютерные курсы в местном техникуме, и мне пришла в голову идея: а почему бы туда не поступить? Своей идеей я и поделился с родителями, что было воспринято с изрядной долей скептицизма. Мама и бабушка, обе имевшие техническое высшее образование, и работавшие при совке инженерами на заводе стали меня отговаривать: мол не надо страдать хернёй, если школа совсем достала, то лучше уж лицей при вузе, ну и потом соответственно обязательно вышка. Хоть окончательное решение и оставалось за мной, мне регулярно и настойчиво пытались вдолбить в голову, что СПО это херня и не нужны мне никакие колледжи. На мою защиту встал дедушка, который всю жизнь проработал строителем (ИЧСХ, строил в своё время здание того самого технаря, куда я собирался поступать), высшего образования не имел, зато когда-то тоже закончил технарь. Назвать его необразованным было ну никак нельзя, и отсутствие вышки в жизни ему никогда и ничем не мешало. Это оказалось сильным контраргументом в споре, так что давить на меня перестали и предоставили возможность полностью самостоятельного выбора.

Я без особых проблем поступил в технарь на бюджет на понравившуюся мне специальность. Первый курс был, естественно, ни о чём, т.к. представлял собой сжатую школьную программу старших классов. Второй курс был уже интереснее, но в силу своего малотетнего возраста и долбоёбства провёл я его без особой пользы. На третьем курсе из части предметов я таки пользу извлёк, часть не осилил (в силу того, что продолбоёбил предшествующие им предметы на 1-2 курсах), а ещё часть мне тупо не дала ничего нового, т.к. их содержание я знал давно из самообучения. Более-менее поумнел я только к 4 курсу (и даже начал получать стипендию), и тогда начал строить определённые планы на будущее. Не что-то конкретное (я в принципе не любитель загадывать наперёд), а в общих чертах.

Программа обучения по моей специальности предполагала возможность получения повышенной квалификации. Для этого требовалось отучиться ещё чуть меньше года, но на этом году было несколько интересных предметов, да и вообще быть не просто "техником" а "старшим техником" мне тогда казалось круто. Идти на 5 курс планировало большинство из группы (правда, не ради знаний, а ради лишнего года откоса от армии), но весной 2009 года нас всех жестоко обломали. По каким-то причинам технарю не стали продлевать образовательную лицензию на программу повышения квалификации, так что нас всех собрали, объяснили ситуацию и выпнули на преддипломную практику. Это неприятно ударило по моим планам: я задумывал в течение 5 курса помимо обучения в технаре заняться и более плотно самообучением (по тем вопросам, в которых я плавал), а после получения диплома устроиться работать кем-то вроде системного администратора. Что же касается вышки - лично я считал, что вполне обойдусь без неё, а вот родители продолжали напирать, что оно мне таки нужно. Мною было предложено компромиссное решение, которое всех устраивало: после 5 курса я таки иду работать, а вышку получаю заочно.

Получилось так, что ничего не получилось. Для работы сисадмином на более-менее приличном месте мне не хватало знаний и опыта (которых я планировал поднабраться за год), для обучения на заочке - денег (бюджетная заочка - редкость в наших краях). Кроме того внезапно вырисовалась перспектива идти топтать кирзу (ибо отсрочка была потрачена как раз на технарь), что меня тоже никоим образом не радовало. Одногруппники разбежались кто куда, но большинство решило продолжить обучение. Значительная часть поступила в ПГУ на программу сокращенного бакалавриата для выпускников СПО, занимающую 3 года. Это было неплохим вариантом, но опять же платным. Пока я раздумывал, давление со стороны родителей усилилось. В итоге сошлись на том, что "куда-нибудь поступлю, а дальше посмотрим". Так что собравшись с товарищами, мы покатили на экскурсию по местным универам.

Вопрос "куда поступать" был довольно сложным, потому что я никогда не задумывался о нём ранее. У меня было несколько знакомых, так или иначе связанных с ПГУ, к тому же я там проходил преддипломную практику, так что испытывал определённую тягу именно к этому заведению. Родители же мои, закончившие в своё время политех, агитировали именно за него. В плюс политеху было и то, что часть его учебных корпусов располагалась довольно близко к той жопе города, где я имел счастье проживать. Остальные учебные заведения всерьёз не рассматривались.

Ещё сложнее оказался вопрос с выбором специальности. Тут было всё действительно запутано, и чтение учебных планов помогало хреново, так что в основном полагался на названия. Я никогда не хотел и не планировал быть программистом, меня интересовала сфера IT, но другие области, связанные больше с железом и сетями. В первую очередь я метил, конечно, в самые престижные: "Компьютерная безопасность" на мехмате ПГУ, "Комплексное обеспечение информационной безопасности автоматизированных систем" тоже в ПГУ, но на физфаке, и "Комплексная защита объектов автоматизации" на электротехническом факультете политеха. Вторым эшелоном шёл ряд других ИТ (или околоИТ) специальностей на тех же факультетах (например, "Радиотехника и электроника" на физфаке ПГУ). В качестве резерва рассматривались вообще любые специальности тех же факультетов, плюс ещё два факультета в ещё двух крупных региональных вузах.

Что стало удобно с появлением ЕГЭ - документы можно подавать сразу в кучу мест. Но для этого этот самый ЕГЭ было бы неплохо ещё и сдать. Проблем с этим особых не было: записались с товарищами на экзамены всё в том же ПГУ. Копии документов разнесли и в остальные учебные заведения. Дальше была подготовка и сами экзамены. Готовился я не то чтобы особо, если честно - вообще толком не готовился, лишь прорешал один раз образцы заданий. Результаты вышли не самые дерьмовые, но и не особо хорошие:

Информатика 74

Математика 60

Русский язык 71

Физика 52

Понятно стало, что мимо специальностей "первого эшелона" я с треском пролетаю. Нужно было выбирать из того, что остаётся. Проще всего было с ПедУнивером и СельхозАкадемией: туда меня готовы были взять "хоть сейчас" и именно туда, куда я подавал документы, но мне не то чтобы сильно этого хотелось - доки я туда сдал скорее "до кучи", а не с реальной целью поступить. В политехе я объективно не попадал на "КЗИ", но на электротехе было ещё 3-4 устраивающих меня специальности. По баллам на факультет я проходил, но принцип работы приёмной комисси был таков, что они сначала зачисляли весь поток факультета, а потом уже проводили распределение по специальностям, так что точно узнать куда я попаду - я не мог. Это меня в корне не устраивало и политех пошёл лесом. Оставались два факультета ПГУ. На физфаке мне не светил ни "КОИБАС", ни даже "Радиофизика", хотя меня готовы были принять на "Общую физику" и "Физику конденсированного состояния вещества". Т.к. становиться физиком-теоретиком в мои планы не входило, я двинул туда, откуда всё и началось - на мехмат.

На мехмате я позитивно пообщался с приёмной комиссией и мне обрисовали следующую картину: я вряд ли пройду со своими баллами на "Информационные технологии" или "Прикладную математику и информатику" (а тем более на "КМБ"), но можно поступить на "Математику" или "Механику", отсидеть там семестр-другой, пока с более интересных специальностей кого-нибудь не выпизднут за неуспеваемость, и занять свободное место. Гарантия освобождения мест подтвержалась многолетним опытом, так что это было действительно хорошим вариантом. Поразмыслив ещё денёк, я отвёз и сдал им оригиналы документов. А через полгода перевёлся на "Информационные технологии", откуда сбежало тогда аж 4 или 5 человек (будучи напуганными одним широко известным в узких кругах преподавателем).

Дальнейшую драму я уже не раз описывал в предыдущих постах. К третьему курсу я понял, что ошибся со специальностью и факультетом (а, возможно, и вузом). Перепоступать куда-то желания не было (и без того кучу времени потратил), так что дальше доучивался я без всякого энтузиазма и с великим трудом. Вылетел после 3 курса, через год восстановился, кое-как затащил 4 курс и вот наконец получил диплом. Диплом программиста, работать которым я не собираюсь и не собирался никогда.

Мораль

В большинстве случаев, когда принимается решение о дальнейшем образовании, это решение зависит не от самого человека, а от давящих на него внешних факторов. И даже когда ты сам уверен в своём выборе, очень легко ошибиться и промахнуться, ведь за приятными глазу названиями специальностей и отдельных дисциплин может скрываться совсем не то, чего ты ожидаешь. Всегда стоит помнить, что высшее образование в нашей необъятной явлется скорее академическим, чем профессиональным, и если хочется в первую очередь получить практические навыки и реальную профессию, и есть возможность выбирать - стоит смотреть в сторону СПО, что бы ни говорили об этом ваши родственники, знакомые и все остальные.

36 Комментариев


Рекомендуемые комментарии



Не ссыте, следующий в данном цикле пост ожидается совсем коротеньким. Он вообще должен был стать частью этого поста, но я подумал что это уже совсем оверкилл, так что будет отдельным.

Ссылка на комментарий

Ви, типичная ошибка - "не учат делать игры для айфона" - изучить обджектив си можно за две недели.
Я знаю примеры разработчиков (слово программист девальвировано), которые ни разу не писав на java приходили в "Альтернативу" и их брали тепленькими. Да ладно, сам я не написав на пыхе ни строчки кода и не зная что такое вьюха и пивот пришел устраиваться на вакансию веб-разработчика

Ссылка на комментарий

изучить обджектив си можно за две недели

Ну и нахуа спрашивается тогда учиться 4-5-6 лет? Ну т.е. понятно, что для изучения ЯП за две недели нужна определённая теоретическая база. Но явно не растянутая на столь длительный срок, как это делается в нашей системе образования.
Ссылка на комментарий

Как я тебя понимаю. Ну прям почти моя история.

Вот я, инженер электросвязи. Этой самой "электросвязи" меня учили один курс, четвертый. Остальное - нафиг не впертая теория, физика, химия и прочая философия. Даже програмирование было, паскаль (ха-ха) мне неплохо так давался.

Ну вот я все закончил, и кому я такой нужен? По специальности - никому. Отработал в колл-центре инет-провайдера пол-года, потом еще с монтажниками дистанционно на подключениях год, уволился нафиг, и теперь сижу, думаю, что делать.

 

Выучить синтатикс Си за две недели, чтоль, да пойти игры для айфона делать?

Ссылка на комментарий

Но тут приходит повестка из военкомата

Win, и тут начинаются приключения совсем другого плана) Ну а теперь по теме.

 

 

По собственному опыту скажу следующее: когда ты получил аттестат и уверенно вышел из школы (получив хороший пинок под... держки) и (если) сделал осмысленный выбор для своего развития - ты можешь нифига не угадать, что ты будешь делать когда выйдешь из Высшего Образовательного. Собственно, в прошлый раз я об этом сказал, скажу еще раз. "Проектирование и технология радиоэлектронных средств". Выпускники сейчас: менеджеры по продажам,  менеджеры по закупкам, механики по оборудованию (хотя бы по профилю специальности) и его обслуживанию. Разработкой занимаются несколько человек, но им пришлось самообучаться, потому что требования в разных фирмах разные, но сходятся в одном - списке программ для работы, обязательных к знанию. Разумеется, в ВУЗе (моем в частности) работе в таких программах не учили. Так что саморазвитие во все поля.

 

Со мной (вот кстати еще тебе пример) получилось просто. Пошел в институт, отучился первый курс, офигел от повтора школьной программы. На втором собрался идти работать (вообще было в мыслях найти хоть какую-то работу), удачно устроился (можно сказать в фирму по профилю), а потом уже в самой фирме появилась потребность в человеке, который бы по рабочим проектам вел базы данных по заказам и комплектующим. И выяснилось, что простых монтажников (которым я тогда и работал) можно хоть с первого курса брать, пихать в руки паяльник и "вперед", а вот по базам данных оказалось не так все просто. Долго не думая, руководство сняло меня с монтажа и послало в бухгалтерию, где меня натаскали на базовые знания по заказам и проектам. Параллельно я общался со всей остальной фирмой, заучивая кто чем занимается и к кому по какому вопросу идти, ну и попутно доучился в институте, поняв основы разработки всякого рода оборудования и рабочих процессов производства. Вот и получается: шел учиться на разработчика оборудования - в итоге менеджер по закупкам деталей для оборудования. Опять же обстоятельства.

 

Когда я учился, у нас было несколько ребят, которые поддерживали идею распределения по предприятиям. Отучился по специальности - пошел работать по этой специальности на профильное предприятие. Но увы и ах...

Ссылка на комментарий

Злободневно.

Я тут посупил на самое престижное направление самого престижного факультета одного из топ-10 наиболее престижных вузов необъятной и... Нихуя не понимаю. Ни чему меня там научат, ни что делать потом.

Ссылка на комментарий

Спасибо за статью, в этот раз просто отлично вышло.

 

Тема очень большая для комментариев, и вообще я давно уже хочу свою запись на эту тему написать, но в более широком смысле.

 

Для начала - я не считаю, что всем обязательно нужно иметь высшее образование, но я считаю, что оно помешать не может, если оно качественное. То есть я не вижу трагедии, даже в худшем варианте, когда полный переизбыток дипломированных специалистов, если водитель автобуса имеет высшее образование. Это лучше, чем если бы он его не имел.

 

По остальным пунктам:

 

1. Все или почти все гуманитарные науки надо выкинуть нафиг с технических и научных факультетов. Оставить только те предметы, которые имеют практическое значение, типа "как поступить на работу" или "как написать хороший текст". Философия - только опционально.

 

2. Касательно фреймворков - Нортус абсолютно прав. И не имеет смысла много думать над тем, какой язык изучать - через год более-менее активного пользования никто не будет замечать разницы между новичком и опытным программистом. Это если база хорошая, конечно (не быдлокод, одним словом). Исключение: какие-нибудь мега-эксперты по языкам, но это зверь редкий в ваших краях.

 

То есть все эти претензии работодателей про то, что в универах учат не тому, они часто необоснованны. Во всяком случае, когда речь идет об айфонах, в принципе человек может сам за месяц выучить все необходимое. Другое дело, что в российских университетах часто не дают даже адекватной базы (отсюда и быдлокодеры - если человек стал быдлокодером после самостоятельного изучения языка, это значит, что в универе еще до этого его научили быдлокодить). Вот это действительно проблема.

 

3. Людям нужно прививать культуру планировать жизнь и карьеру на ближайшие 5 лет, как минимум, а можно и на все 10. Это не значит, что нужно делать какой-то железный план, с которого нельзя отступать. Речь о том, чтобы просто знать, чего ты сам хочешь через 5/10 лет, и что нужно сделать, чтобы там оказаться. Это надо делать в общих чертах, а не с деталями, которые все равно невозможно предусмотреть.

 

К сожалению, в школах этому не учат, да и родители ничего об этом не знают, так как сами строили жизнь на рандоме. Но это бы очень сильно облегчило жизнь многим людям, как я считаю. Особенно тем, кто оказался по своей или по чужой воле в структуре получения высшего образования.

 

4.

Дальнейшую драму я уже не раз описывал в предыдущих постах. К третьему курсу я понял, что ошибся со специальностью и факультетом (а, возможно, и вузом). Перепоступать куда-то желания не было (и без того кучу времени потратил), так что дальше доучивался я без всякого энтузиазма и с великим трудом. Вылетел после 3 курса, через год восстановился, кое-как затащил 4 курс и вот наконец получил диплом.

 

Не знаю, утешит ли это тебя, но если тебя тяготит это "потраченное впустую" время, то ты можешь просто представить, что его не было. У нас, мужчин, есть такая способность, которой, к сожалению, нету у большей части женщин - мы можем потратить немало лет жизни на всякую хрень без катастрофических последствий для дальнейшей жизни.

 

Короче, не позволяй прошлому висеть на тебе тяжелым грузом. Оно того не стоит.

 

5.

 

Диплом программиста, работать которым я не собираюсь и не собирался никогда.

 

Я не знаю насколько тебе не нравится программирование, но если ты его знаешь и можешь толерантно к нему относиться, то имей в виду, что ты можешь работать программистом исключительно ради денег. Есть люди, которые из юристов, адвокатов или экономистов стали программистами (а наоборот, вроде как, не происходит)... Так как это, на самом деле, не такая уж сложная область, особенно для большей части фирм, где делают говнософт для других фирм. И платят за это не так уж плохо.

 

На мой взгляд, у программиста больше вариантов всегда, чем у системного администратора...

 

Я знаю примеры разработчиков (слово программист девальвировано), которые ни разу не писав на java приходили в "Альтернативу" и их брали тепленькими. Да ладно, сам я не написав на пыхе ни строчки кода и не зная что такое вьюха и пивот пришел устраиваться на вакансию веб-разработчика

У тебя немного другая ситуация. Когда приходит опытный человек, особенно если у него за плечами много сложных проектов, то работодателю в принципе наплевать, знает он <вставьте ваш язык> или нет. Работодателя интересует, на самом деле, только одно - может ли человек сделать то, что ему нужно. Если прошлый опыт это подтверждает, то язык/фреймворк практически не играет роли.

 

Другое дело - вчерашний студент, у которого за плечами практически ничего нет. Большая часть работодателей не могут оценить человека справедливо (так как сами не обладают широкими знаниями) и не возьмут его, если у него нет конкретных знаний. Это все глупо, конечно, но чаще всего именно так.

Ссылка на комментарий

Вейд, ну зачем так грубо? Неужто нельзя было просто взять и забанить?

 

Норту плюсик.

 

// На экономиста или юриста поступить ей ума не хватит, а вот на айтишную специальность можно и попробовать

Сколько не вспомню примеров - всегда наоборот: на экономистов идут ибо чувствуют, что не потянут Айти. Хотя в принципе понимают, что с эконом образованием найти работу очень трудно.

 

// Представьте, каково преподавателю, у которого группа из 20 человек, где половина тупит и вообще не понимает, зачем они здесь. Ведь гораздо было бы приятнее, если бы их осталось 10, но уже хорошо заинтересованных и замотивированных. С меньшим количеством людей и работать легче, и отдача гораздо эффективнее.

Есть еще маленький нюанс - преподу жеж платят зп из тех денег, коие студенты платят за обучение.

Ссылка на комментарий
Запись не читал @ в комментах насрал?

 

Зачем мне читать полотно текста, если ещё с первой записи ничего не изменилось? Вышка не нужна, диплом посредственен. Это если утрировать.

 

Касательно ПТУ, то я бы послушал твою точку зрения, ибо если человек поступает на специальность и не понимает, зачем он там находится, то он либо дебил (поступил, чтобы не идти в армию/скучно/любая другая причина) либо идиот (не хватает знаний/мозгов)

 

Хотя в принципе понимают, что с эконом образованием найти работу очень трудно.

 

Не думаю.

Ссылка на комментарий
ты можешь работать программистом исключительно ради денег.

Полагаю, Вейд имел в виду, что он хочет получать отработы в первую очередь удовлетворение, а уже потом деньги

 

"как поступить на работу" или "как написать хороший текст"

А вот это - страшное зло по-моему. Потому что в случае если подобная байда работает, если людей сознательно этому учат - значит способность поступить на работу может затмить способность работать.

Ссылка на комментарий
Полагаю, Вейд имел в виду, что он хочет получать отработы в первую очередь удовлетворение, а уже потом деньги

Я потому и сказал про степеть толерантности. У каждого по-своему. В программировании есть много людей, для которых это само по себе не любимое дело, но они там из-за денег. Поэтому если любимое дело не приносит денег, то программирование это не такой уж плохой вариант, в теории.

 

А вот это - страшное зло по-моему. Потому что в случае если подобная байда работает, если людей сознательно этому учат - значит способность поступить на работу может затмить способность работать.

лол, так это сейчас так и есть. Те, кто умеют писать резюме и хорошо представить себя на интервью имеют больше шансов попасть на работу. При этом их реальные навыки могут учитываться постольку-поскольку. Поэтому я не вижу ничего плохого, если шансы немного уравняют.

Ссылка на комментарий

Касательно ПТУ, то я бы послушал твою точку зрения, ибо если человек поступает на специальность и не понимает, зачем он там находится, то он либо дебил (поступил, чтобы не идти в армию/скучно/любая другая причина) либо идиот (не хватает знаний/мозгов)

Не знать, как все в итоге будет выглядеть != не знать, зачем пошел на специальность. В такой ситуации практически все абитуриенты, что есть прямое следствие сказанного Вейдером.

Ссылка на комментарий

Для начала - я не считаю, что всем обязательно нужно иметь высшее образование, но я считаю, что оно помешать не может, если оно качественное. То есть я не вижу трагедии, даже в худшем варианте, когда полный переизбыток дипломированных специалистов, если водитель автобуса имеет высшее образование.

Хорошо, когда водитель автобуса имеет образование. Плохо, когда водитель автобуса не имеет образования, но имеет корочку об образовании. Ещё хуже, когда работодатель требует такую корочку от потенциальных кандидатов в водители автобуса. Капиш?

Другое дело, что в российских университетах часто не дают даже адекватной базы (отсюда и быдлокодеры - если человек стал быдлокодером после самостоятельного изучения языка, это значит, что в универе еще до этого его научили быдлокодить). Вот это действительно проблема.

Ещё одна проблема - это то, что наши универы вынуждают людей идти поперёк системы и устраиаться на старших курсах работать. Нет ничего плохого в самой работе, но следствием обычно становится то, что студент кладёт хуй на учёбу и доплывает до выпуска скорее по инерции. Норт это например проблемой не считает, а вот как по мне - такой хуйни быть не должно, а должна быть нормальная ежегодная производственная практика, курса со 2 начиная.

Это если база хорошая, конечно

в российских университетах часто не дают даже адекватной базы

Тут кстати резонный вопрос: а что считать адекватной базой? И мне кажется, что для академического и профессионального образования ответы тут будут немного разные.

Людям нужно прививать культуру планировать жизнь и карьеру

Хоть лично мне это и не по вкусу, но если смотреть объективно - это было бы действительно не лишним.

Короче, не позволяй прошлому висеть на тебе тяжелым грузом. Оно того не стоит.

Не то чтобы меня это сильно расстраивало. Тяжёлым грузом уж точно не висит. Никто не знает, что бы было со мной сейчас, сложись всё иначе с технарём, универом и армией. Но я почерпнул из всего этого определённый опыт и хочу им поделиться. Возможно, это кому-то поможет сделать более правильный выбор.

Вот если бы я из универа вылетел совсем - тогда да, сильно бы жалел. А так - ничего страшного, в конце концов время не совсем бесцельно потрачено, и определёнными знаниями и умениями за эти годы я таки обогатился.

Я не знаю насколько тебе не нравится программирование, но если ты его знаешь и можешь толерантно к нему относиться

Нет, я не могу. Оно меня вымораживает (как само программирование, так и специфика работы программистом). Заниматься этим я способен исключительно в свободное время в качестве хобби. Окончательно убедился в этом, когда делал свою выпускную работу.

На мой взгляд, у программиста больше вариантов всегда, чем у системного администратора

Ну, с некоторых пор я отбросил идею идти в системные администраторы. Какое-то совсем дикое болото там сейчас, во всех смыслах.
Ссылка на комментарий

Сколько не вспомню примеров - всегда наоборот: на экономистов идут ибо чувствуют, что не потянут Айти.

От конкретного учебного заведения зависит. У нас на айтишные специальности проходные баллы были ниже, чем на серьёзные экономические/юридические.

Есть еще маленький нюанс - преподу жеж платят зп из тех денег, коие студенты платят за обучение.

А какая разница государству: платить миллион за 20 тел по 50 тыщ на рыло, или платить тот же миллион за 10 тел по 100 тыщ? Платное образование - тема отдельная.

Зачем мне читать полотно текста, если ещё с первой записи ничего не изменилось?

Зачем ты в доту играешь постоянно, если там одна карта?

Касательно ПТУ, то я бы послушал твою точку зрения, ибо если человек поступает на специальность и не понимает, зачем он там находится, то он либо дебил (поступил, чтобы не идти в армию/скучно/любая другая причина) либо идиот (не хватает знаний/мозгов)

Если человек не понимает куда и зачем ему вообще идти, то самый правильный выход: идти работать. И дальше делается вывод: либо ему и так заебись, либо нужно куда-то поступать и чему-то дополнительно учиться, чтобы заебись стало в будущем.

А бездумно идти не стоит и в ПТУ. Их тоже много разных, как и направлений подготовки.

Ссылка на комментарий
Не знать, как все в итоге будет выглядеть != не знать, зачем пошел на специальность.

 

Долбоебизм. Поступил на какие-нибудь "финансы и кредит", но не знаешь, что будешь работать в банке. Пушка.

 

В такой ситуации практически все абитуриенты, что есть прямое следствие сказанного Вейдером.

 

то он либо дебил (поступил, чтобы не идти в армию/скучно/любая другая причина) либо идиот (не хватает знаний/мозгов)
Ссылка на комментарий
Зачем ты в доту играешь постоянно, если там одна карта?

 

Для самосовершенствования.

Вот я играю и учусь чему-то новому. Буду играть хорошо -- буду получать рейтинг. Получу высокий рейтинг и, возможно, сыграю с кем-нибудь из игроков мирового уровня. Ну, и в целом Дота офигенна своей многогранностью, да. А ещё там люди меняются, в отличии от.

 

Если человек не понимает куда и зачем ему вообще идти, то самый правильный выход: идти работать.

 

Именно! Но тут дело в том, что "в рейд не берут, потому что опыта нет, а опыта нет, потому что в рейд не берут". Ну ты понел. ПТУ, к примеру, даёт тебе проф. образование, что, порой, даже более важно для работодателя, чем красный диплом.

Ссылка на комментарий
Хорошо, когда водитель автобуса имеет образование. Плохо, когда водитель автобуса не имеет образования, но имеет корочку об образовании. Ещё хуже, когда работодатель требует такую корочку от потенциальных кандидатов в водители автобуса. Капиш?

Мне кажется, третье по факту никогда не происходит. На уровне анекдотов, конечно, говорят, что "в дворники сейчас не берут без высшего образования", но это полный бред же. Я лично, скорее, обратное наблюдаю - в профессиях такого типа высшее образование скорее помешает устройству на работу, чем наоборот. Но в России может не так...

 

 

 

Ещё одна проблема - это то, что наши универы вынуждают людей идти поперёк системы и устраиаться на старших курсах работать. Нет ничего плохого в самой работе, но следствием обычно становится то, что студент кладёт хуй на учёбу и доплывает до выпуска скорее по инерции. Норт это например проблемой не считает, а вот как по мне - такой хуйни быть не должно, а должна быть нормальная ежегодная производственная практика, курса со 2 начиная.

В России, по-моему, сейчас вообще нет никакой системы.

 

Что касается работы - такого не должно быть. В нормальном ВУЗе у студента по программе не будет времени еще и на работу, разве что работа заранее включена в программу. Если универ вынуждает идти на работу, то либо он говно где мало чему учат, либо у кого-то лыжи не едут.

 

Работа на каникулах не входит в это, ясное дело.

 

 

 

Тут кстати резонный вопрос: а что считать адекватной базой? И мне кажется, что для академического и профессионального образования ответы тут будут немного разные.

Ответы будут разные, но в целом проблем это не должно создавать. Для чисто академических карьер должно быть чисто академическое образование - это для ученых типа физиков, математиков и так далее. Для тех, кто идет в индустрию, а это, в целом, естественный шаг для айтишников (и вообще для всех инженеров), для тех оно должно быть более ориентированным на профессию и практические навыки.

 

Для айтишников, которые пойдут потом в науку, для них естественный шаг будет заключаться в поступлении в аспирантуру и там уже будет академическое образование.

 

Адекватная база, с моей точки зрения, это хорошая смесь из теории и практики. С одной стороны, я думаю, должны преподавать современные языки, не боясь их сложности (C, C++, Java, Python еще очень в тренде) и некоторые предметы должны быть по сути софтверными проектами (желательно со всеми стадиями разработки софта, от дизайна до маркетинга). С другой стороны, должна быть теория в виде математики, алгоритмов и компьютерной архитектуры, это все как минимум. Проблема в том, что теорию нужно уметь преподавать. Чаще всего преподаватели никак не могут объяснить, зачем вся эта теория нужна, хотя она действительно используется. Те же алгоритмы, если разрабатывается что-то серьезное, имеют фундаментальную важность, соответственно крутой спец должен их знать и изучать всю жизнь. Или, например, компьютерная архитектура - без нее никуда в разработке операционных систем или драйверов. Это все, конечно, не для быдлософта, но я думаю немало людей хотят разрабатывать что-то серьезное и работать в серьезных фирмах.

 

Плюс к этому должна быть еще специализация. Кому-то могут быть нужны микроконтроллеры, кому-то веб-технологии, кому-то Андроид... И все это должно постоянно обновляться и преподы должны пахать не меньше студентов.

 

 

 

Не то чтобы меня это сильно расстраивало.

Окей, это отлично :) Ну я это сказал это просто на всякий случай, мало ли.

 

 

 

Нет, я не могу. Оно меня вымораживает (как само программирование, так и специфика работы программистом). Заниматься этим я способен исключительно в свободное время в качестве хобби. Окончательно убедился в этом, когда делал свою выпускную работу.

Ясно :)

 

 

 

Ну, с некоторых пор я отбросил идею идти в системные администраторы. Какое-то совсем дикое болото там сейчас, во всех смыслах.

Да, я не удивлен.

Ссылка на комментарий

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

×
×
  • Создать...