Размышления о прекрасном
Честно говоря, я не питаю особых надежд относительно того, что меня поймут, но все равно напишу. Да и где, как не на форуме по Еве, следует искать людей, способных оценить что-то нетривиальное.
Потому как, вынужден признать, многие могут счесть название записи обманчивым, когда дочитают до конца, и не обнаружат упоминания того, что принято считать “прекрасным”.
Начну немного издалека, до длительной прелюдии не будет. В начале осени довелось мне побывать на небольшой научной конференции-семинаре в Ужгороде (Закарпатье), длившейся несколько дней, и я сам там выступал с небольшим докладом. Кроме непосредственно обсуждения науки, в программу входили и небольшие культурные вылазки в близлежащие города, о которых вряд ли будет интересно читать здесь присутствующим. Но вот что мне запомнилось больше всего, так это не горы, темнеющие на горизонте, не гостеприимство местных, не аспирантки из Донецка, и не городок, где мирно уживаются 3 или 4 направления религий, а одна старушка-профессор, приехавшая из Центральной Украины.
На вид ей лет 60, старость уже прижимает ее к земле, но она все еще пытается ходить прямо, и не похожа на старую сварливую матрону, жалующуюся на все подряд. Одевалась она в довольно практичную одежду, волосы до плеч чаще всего носила собранными в хвост. Хотя и дотошная, во время моего доклада, едва ли не больше других вопросов задавала, чем запомнилась мне в первый же день.
Во время одного из культурных мероприятий, завезли нас в “Дом Вина” – относительно небольшой магазинчик, где местный винодел проводит дегустации и продает свои вина. Нечто наподобие семейного бизнеса. Может, по технологии изготовления они и не прошли бы современные проверки, но вкус замечательнейший, намного лучше, чем у Крымских. Да еще и само помещение обставлено в аутентичном стиле. Впрочем, вкус тех вин – иная история.
Для данной записи важнее, что перед магазином стоит древний трактор, построенный еще в те времена, когда о такой мелочи, как кабина, или резиновые шины, вообще не задумывались. Фактически, огромный мотор на колесах с приделанной седушкой. Конечно, рядом с ним многие фоткались, к нему подошла и та самая старушка-профессор. И, что меня поразило, она не просто хотела фотографироваться, а забралась на сидение. Замечу, это было еще до дегустации вин, если кто-то задумался на этот счет. И тогда на ее лице я видел настоящую улыбку, которую не замечал раньше. Увы, в тот же момент кто-то из прочих профессоров мужского пола за моей спиной весьма громко сказал “О, вспомнила бабка молодость” (воистину, острый ум и интеллигентность или просто уважение далеко не всегда идут рука об руку), и она, слегка покраснев, тут же отошла от трактора.
Но момент, который для меня едва ли не самый ценный за эту осень и зиму так точно, наступил после дегустации. Да, вина, конечно, там восхитительны, но давали их не так много, чтобы опьянеть, выдерживали паузы, да и тренировки Сенсея закалили меня. После завершения дегустации, когда все разбредись по залу – кто рассматривал обстановку, кто заказывал у хозяина пару литров напитка, я снова увидел приметную старушку. Она сидела в одиночестве на скамье у окна, в руке все еще бокал с вином, и смотрела на город чуть внизу и горы на горизонте. Тогда я сам увидел то, о чем порой пишут в книгах (да и сам я использовал подобный оборот) – я видел, какой она была раньше, когда возраст еще не украл у нее сантиметров 7-10 роста, когда ее лицо еще не было покрыто морщинами, а волосы не напоминали темно-серые нити. Я более чем уверен, тогда она сама вспоминала свою молодость, как училась, как знакомилась с кем-то, как стоила планы на будущее. Как жила – по-настоящему жила. Там, в полутемном зале, улыбаясь самой себе, она словно вернулась в прошлое, как будто перед ней открылось окно, и свет из этого окна осветил ее лицо и на минуту вернул ее в прошлое. И я, находясь рядом, сумел со стороны разглядеть это.
Как бы странно это не выглядело, но на самом деле именно этот момент я еще долго буду вспоминать. Такое мимолетное, невероятное превращение, свидетелем которого я стал. Если это нельзя назвать прекрасным, действительно прекрасным, то что можно?
Конечно, вполне вероятно, что тогда мне это привиделось, что мое воображение, утомленное часами математических докладов, уцепилось на первую попавшуюся жертву без моего на то разрешения. Я не могу опровергнуть такую возможность. Но это не имеет значения.
Всё. Заключительный слов не будет, здесь им нет места. Спасибо за внимание и терпение.
6 Комментариев
Рекомендуемые комментарии