Начало пути
Лет восемь назад я увлекся электрической гитарой. Нет, пока еще не играл на ней, но уже начал очень серьезно хотеть ее заиметь (до этого все ограничивалось восторженными “Ыы, круто! Хочу забрать домой!” при виде гитар в магазине… даже тех, к которым я сейчас и подойти постесняюсь). Началось все с того, что друг купил диск, типа, как научиться играть на гитаре. За такие диски надо отрывать руки и не только, т.к. деятели тупо выкачали несколько сайтов по гитарам (иногда не полностью!) и залили на диск. Но среди них был guitars.ru – замечательный в то время сайт (сейчас безнадежно запоротый) с кучей интересной информации и иллюстративного материала. И я, еще лишенный в то время инета, скинул странички себе на винт и стал с увлечением шерстить. Именно оттуда я узнал основную часть того, что знаю о гитарах сейчас, и тогда же определились мои симпатии в плане производителей и моделей. В том числе очень запала мне в душу одна гитара – стреловидная асимметричная Jackson RR, спроектированная Рэнди Роудзом, гитаристом Оззи Осборна (другие стрелки мне не нравятся: симметричность рогов Jackson King V создает ощущение излишней громоздкости в нижней части, Gibson Flying V обладает слишком скругленными контурами; RR же, как и его клоны, смотрится стремительно, агрессивно и гармонично). Поклонником Роудза я никогда не был, но его гитара не могла не восхищать. Особенно мне приглянулась его личная первая модель – белая с черными обводами, с флойдом, золоченой фурнитурой и прямоугольной инкрустацией грифа. Единственный недостаток, который я в ней видел, – слишком короткий верхний рог. На других экземплярах он длиннее. Вот бы точно такую, но с силуэтом корпуса, как у серийных моделей… Мечта… Да что там, любая американская гитара – мечта, призрачная и недостижимая в обозримом будущем. Надо просто смириться и методично копить на палку начального уровня, затаив мечту когда-нибудь обрести штатовский Фендер или Джексон. Когда-нибудь…
Первая
Через некоторое время я купил первую электруху. Это, конечно, было еще то убожество. Китайская Chateau за 6000 рублей. С флойдом. Любой, кто понимает в гитарах, знает, что нельзя брать дешевую китайскую гитару с флойдом – он обязательно будет сделан либо из силумина, и тогда сломается, либо из мягкого сплава, и тогда сомнется. Я, в общем-то, и не хотел брать гитару с флойдом, но когда мне ее вынесли, просто взял и купил. Надо сказать, гитара красивая – дизайн скопирован с Ibanez RG 550 (а ибанезы мне в то время очень нравились), в верхней части деки вырезана ручка, как на именных Ibanez JEM Стива Вэя. В общем, поиграл и решил, что мороку с флойдом как-нибудь стерплю (наивный, я думал, что худшее, что способен мне преподнести этот флойд, – это гемор при отстройке; про его надежность я тогда мог только догадываться). Результат не заставил себя ждать – сейчас из фурнитуры на гитаре не осталось ни одной здорового девайса. И, разумеется, больше всего ужаса сосредоточено в китайском флойде. Который, кстати, был ну очень нестандартным, что сразу ставило крест на идее о замене деталей. Когда я принес опорный винт в качестве образца в Slami и показал продавцу со словами “У вас есть такой?”, видавший виды продавец и гитарист сделал глаза по семь копеек и вежливо осведомился: “Это что у вас за гитара?!”. Сие чудо до сих пор пылится в полуразвалившейся коробке у меня под кроватью, но не играю я на этих дровах уже давно.
Вторая
Года четыре в половиной назад я созрел для замены начальной гитары на что-то более приличное. Денег у меня было около 30К, и я нацелился на Ibanez RG. Серию 500 к тому времени уже заменили на более дорогую и менее качественную 1500, покупку с рук я тогда еще не рассматривал (да и опять же, инета не было). Один 1570 висел в Музторге, но что-то он меня не впечатлил. Взгляд мой переметнулся на симпатичный японский ибанез со сквозным грифом по неестественно низкой цене – 27К. Послушал, звук на мой вкус явно был слишком глухим и мутным. Потом выяснилось, что это кореец, а на ценнике ошиблись. И тогда мне указали на третью гитару – Ibanez AT200. Упрощенная именная модель Энди Тиммонса (старшая AT300 отличается фигурной инкрустацией грифа против обычных точек на моей и более крутой комплектацией: локовые колки, датчики DiMarzio, машина Wilkinson от Gotoh). Гитара была хорошая, но “не моя”. Спокойный дизайн (и вообще не люблю я натуральные окраски), мягкие датчики – не, это инструмент не для той музыки, которую играю я. Но в полной мере я осознал это уже после покупки. Это был компромисс – я понимал, что получил хороший инструмент (наверное, лучший за свои деньги из доступных в магазине), но полюбить его не смогу. “И почему я не прислушался получше к RG?!” – клял я себя. Ладно, стерпится, слюбится. К тому же, известный факт, что гитары (особенно качественные) со временем меняют характер – “впитывают” стиль гитариста. И действительно, через пару лет я вдруг обратил внимание, что мой AT200 стал звучать более “по-моему”. Но все равно это было не совсем то. И вот где-то с год назад я решил, что морально и финансово готов снова сменить инструмент.
Конец начала
Я уже давно решил: следующую гитару я буду брать только с рук. Во-первых, это дешевле, и в результате можно за те же деньги взять более крутой инструмент, нежели новый в магазине. Во-вторых, он будет качественнее. Да, эта фраза уже всем набила оскомину, но раньше делали лучше. Выбрав несколько сайтов, я начал их усердно инспектировать в надежде найти что-то, что меня заинтересует. Набрел как-то на американский Fender HM Strat (интересный инструмент, когда-нибудь надеюсь заиметь его) за 30 000р., долго решался, и когда решился, кто-то его увел. Потом был черный Jackson RR, произведенный для японского рынка, но в Штатах. Стоил 45К, у меня тогда таких денег не было, а гитару – по такой-то цене! – естественным образом купили меньше, чем через неделю. Далее – американский стратокастер семьдесят какого-то года. Во-первых, натурального цвета, во-вторых, с неслабо покоцанным лаком. За 60 килорублей хотелось чего-то несколько более идеального. А последней каплей стало то, что дека его сделана из ясеня, а в моем понимании труъ страт должен быть из ольхи (неуч, только несколько дней назад я узнал, что не существует в природе ольховых стратов 70-х годов). И снова инструмент был оставлен другому покупателю. После этого долго не было чего-то такого, чего бы мне действительно очень хотелось. По мере роста бюджета росли и запросы. Раньше бы меня устроил любой американский Солоист или Динки, потом уже захотелось, чтобы гитара была не просто хорошей, а особенной. Хотя бы с какой-нибудь стильной графикой, реверсной головой грифа и т.д. Ну и уж не позднее ‘95 года выпуска. Под конец я обнаглел окончательно. Совсем недавно упустил кастомшопный Солоист 88 года с графикой “грозовое небо” за 63К. Просто потому, что солоист вообще перестал казаться чем-то особенным. Нет, конечно, если бы на нем стоял Original Floyd Rose, а не Schaller, да еще была реверсная голова, короче, если бы все приятные мелочи собрались воедино, то я бы, наверное, не устоял. А так отдавать такие деньги за гитару, которая все же устраивает меня не во всем, я был не готов. Я долго колебался и вздохнул с облегчением, когда кто-то купил ее, избавив меня от дальнейших душевных терзаний.
И вот набредаю я на сайт Евгения Мищенко – сессионного музыканта, поучаствовавшего в немалом числе проектов, из которых для меня что-то значит только первый альбом “Эпитафии”. Вообще-то мне этот сайт показывали и до этого, но тогда мне там что-то не понравилось. Скорее всего, отсутствие ценников. Чтобы узнать цену, надо написать/постучать/позвонить. Не знаю, как у других, а у меня в таких случаях первая мысль: не хочет спугнуть потенциальных покупателей раньше времени. Я бы, собственно, и сейчас не задержался, если бы мой взгляд не приковал к себе один из продаваемых инструментов. Jackson RR1 ‘89 года. Белый с черными обводами, как я и хотел. С реверсной головой. Правда, всего с одним датчиком и черной фурнитурой, но все равно к моему идеалу этот экземпляр был ближе всего, что я видел до этого. Вот только каковы мои шансы этим завладеть? Подозрения о причине отсутствия цен на сайте, сложенные с засвеченными-таки на одном форуме ценами на некоторые инструменты и помноженные на приписку Custom Shop в наименовании инструмента, давали крайне неутешительную оценку. Писал я Евгению на мыло, готовясь услышать цифру 110-120 т.р. и ответить “Благодарю, простите за беспокойство, всего доброго!”. Я просто должен был попытаться, чтобы успокоить совесть, иначе еще долго я бы не смог спокойно спать из-за мыслей "а вдруг все-таки я мог его купить?". Указанные в ответе 60К заставили меня уронить челюсть на стол. А ведь я уже от безысходности рассматривал возможность покупки на гитарсейле (кстати, не нравится мне этот сайт, и от хорошей жизни я бы с ним связываться не стал) серийного Jackson RR1 ‘90 года за 70К, причем с очень не нравящейся мне графикой “bolted steel” и с датчиками EMG (никогда на них не играл, но имею к ним иррациональное предубеждение, да и вообще на RR должен стоять Seymour Duncan TB-4 и ничто иное). Колебаться я не стал – в тот же день позвонил и договорился о прослушивании гитары следующим вечером.
В четверг, второго сентября, после работы все поехали отдыхать домой, а я поперся к черту на рога за гитарой. Да, уже почти наверняка именно за гитарой, а не слушать гитару – у нее должен был быть очень серьезный косяк, чтобы она мне не понравилась. Доехал до “Речного вокзала” и начал метаться по округе в поисках маршрутки. Кто там был, тот представляет, что это такое – среди хреновой тонны маршруток найти нужную, особенно если она, оказывается, останавливается не в основном их скоплении напротив выхода из метро, а подальше. Когда я, наконец, влез в салон “Транзита”, уже смеркалось. Почти все оставшиеся у меня деньги были до этого брошены на телефон (не хотелось оказаться в глупой ситуации, когда я приеду и не смогу связаться), поэтому на проезд оставалось только в одну сторону (на самом деле даже не хватило одного рубля, но великодушный водила простил мне его). Я на этот счет не особо парился, т.к. нужная остановка вроде как должна была находиться в пяти минутах езды от метро – дойду как-нибудь. Но с каждым поворотом я все сильнее убеждался, что возвращение к метро будет задачей гораздо более нетривиальной, чем думалось сначала. Сойдя с маршрутки, я созвонился с Евгением и по его инструкциям добрался до квартиры. Его комната – это что-то с чем-то. Рай для гитариста (и ад для всех остальных). Компьютер, диванчик, несколько полок – и гитары, гитары, гитары… Гитары развешены на стенах, гитары в кейсах, штабелями лежащих рядом. И заветный кейсик с моим RR1.
Первым делом (!) Евгений честно продемонстрировал все дефекты краски, рассказал о происхождении и особенностях гитары и лишь потом подключил ее (другой бы на его месте по всем правилам маркетинга сначала расхвалил, дал послушать и уже перед самым актом передачи денег невзначай заметил бы: “Да, кстати, вот тут еще краска малость ободрана…”). Немного поиграл сам и передал гитару в мои руки. Пожалуй, самый неприятный момент при покупке инструментов у музыкантов – приходится играть в их присутствии. Краснея от стыда. Кое-как порубив на перегрузе и побренчав на клине, я вынес вердикт: беру. В процессе мы душевно потрепались о гитарах и о музыке, и вот я озадачиваю собеседника вопросом: а банкомат поблизости есть? Евгений уже предвкушал прогулку за деньгами на гитару, но, услышав, что банкомат мне нужен только для того, чтобы снять мелочь на маршрутку, сказал, что уж скидку в размере стоимости проезда с шестидесяти кусков он мне как-нибудь сделает.
Счастливый, я выхожу из квартиры с этой дурой в руках. Не слишком легкая сама по себе гитара помещена в олдскульный деревянный кейс, обитый кожзамом. Здоровый такой. Если ничего не путаю, все вместе весит 11 кг. Задача первая: проехать с гитарой в маршрутке. На мое счастье маршрутка оказалась почти пустой, так что я без проблем положил кейс на соседнее сиденье и так доехал до метро. И все равно при посадке и высадке пришлось выполнять маневры, заставляющие почувствовать себя слоном в посудной лавке. Задача вторая: проехать с гитарой в метро. Это самый простой пункт, хотя в другой ситуации мог бы стать чуть ли не самым геморным. Залез на конечной, сидячие места есть, пункт назначения – другая конечная той же ветки. Требуется лишь посидеть с кейсом около часа. А вот если бы пришлось с ним переходить на другую ветку и стоять в толпе… брррр! Задача третья: дойти от метро до дома. Путь, который я налегке бодрым шагом покрываю за 15 минут. Вот тут я проклял все. Чертыхаясь, то и дело перехватывая кейс из одной руки в другую, добрался до квартиры и тут же пообещал себе, что больше добровольно эту гитару из дома не вынесу.
Дома я оказался уже около одиннадцати часов. И, разумеется, не мог отказать себе в удовольствии тут же опробовать приобретение. Вырубил усилитель я только в три часа ночи. По первым впечатлениям гитара звучала получше предыдущий, но не сказать, чтобы критично. Да, почетче, позвонче, пожестче. Веселье началось, когда после нее я снова решил включить AT200. “Как я на этом играл все это время?” – подумал я. После RR звук казался мутным, глухим, зажатым, невыразительным. А ведь когда впервые врубал RR, то не заметил ничего особенного – типа, так и должно быть. Вот уж действительно к хорошему быстро привыкаешь.
В общем, наконец-то я получил именно свой инструмент. Это третья из моих гитар, но первая из Гитар. Первая, но не последняя. ^_^ Предыдущие были вынужденными мерами, с ними я просто смирился, эту я буду любить.
P.S. По случаю получения стрэплоков я сделал, наконец, то, что давно уже собирался сделать, – купил ремень. Кожаный Ernie Ball, черно-белый – под раскраску гитары. При такой гитаре он особенно актуален – сидя на ней играть не очень удобно.
P.S.S. Про саму гитару можно прочитать здесь.
8 Комментариев
Рекомендуемые комментарии