Угадай страну по описанию.
Наверное, все хоть сколь-либо интересующиеся военной техникой, знакомы с таким образцом, как конвертоплан V-22 Osprey. Те, кто интересуются чуть глубже, в курсе, что его разработка и боевое применение сопровождались немалым количеством скандалов и кривотолков, а сама машина в итоге вышла слегка не совсем тем, чем от нее ожидалось. Нашел об этом замечательный текст и честно ее копирую
Случилось страшное. Корпус морской пехоты США внезапно обнаружил, что, оказывается, скоро на его вооружение поступят V-22 "Оспрей". Ни много ни мало, а 300 штук. Что тут началось !
А начались выясняться всякие интересные (и, надо сказать, довольно забавные для непричастных) подробности. Например, предвкушая обновку, стратеги выдали на гора целую невиданную ранее доктрину применения морской пехоты, которую гордо назвали "маневр корабль-объект". Вся соль задумки в том, чтобы морские пехотинцы не вгрызались зубами в плацдармы на берегу, как это у них ранее было заведено, а с комфортом прилетали прямо к объекту на этих самых "Оспреях" и тяжёлых вертолетах CH-53, и там уже решали все проблемы.
Ясен пень, лететь предлагалось не с голыми руками... Новая концепция, натурально, основывалась на применении трёх систем вооружений, среди которых оказались мобильная ракетная система с дальностью более 45 км и 155-мм гаубица с дальностью стрельбы от 10 до 30 км. Но речь не о них.
Третьим столпом концепции является "экспедиционная система огневой поддержки" - ЭСОП (expeditional fire support system - EFSS), представляющая собой буксируемый 120-мм миномёт, обеспечивающий огневую поддержку в пределах от 0 до 20 км. Ну и, раз миномёт буксируемый, нужен и тягач. Собственно, именно в этот момент заканчивается наш рассказ, и начинается внеочередной выпуск передачи "Аншлаг, аншлаг".
После десяти лет разработки этой самой ЭСОП стратеги решили всё-таки измерить грузовой отсек "Оспрея". Результаты были... ммм... несколько неожиданными : 5 футов в ширину, 5 в высоту и 17 в длину. Другими словами, любимый всеми новыми русскими, губернаторами Калифорнии и американскими военными "Хаммер" не проходит даже в четвертьфинал. Да и фиг бы с ним, однако это самая маленькая из стоящих на вооружении машин, подходящих для уготованной роли. Упс...
- Вай ? - спросили удивлённые стратеги разработчиков чудо-машины.
- Бикоз ! - уверенно ответили разработчики. - Мы здесь не при делах ! Сочиняли мы машину для замены CH-54, с целью перевозки людей, а не грузов всяких ! Получите, распишитесь - людей таскает отлично, ажно целых 24 штуки.
- А как нам теперь миномёты с тягачами перевозить, а ? - задали коварный вопрос стратеги.
- А ни***т ! - отвечали разработчики. - Мы уже весь отпущенный бюджет попилили, поэтому переделывать ничего не будем.Стратеги подумали, пересчитали деньги в бумажниках, позвонили в Вашингтон и решили : "будем брать у гражданских, но только не "Оку" ! Сказано-сделано. Нашли (предварительно измерив и взвесив) замечательный вариант - American Growler. Правда, в процессе измерений военных не покидало ощущение некоего дежавю... Точно ! Да это ж "джип" ! Ну да, тот самый, М151, наследник легендарного "Виллиса", который как раз и сменили на "Хаммер"... ещё в восьмидесятых. "Двадцать лет спустя" по-американски. Правда, и здесь не обошлось без мелких шероховатостей. Сущие мелочи, типа того, что для триумфального возвращения старичка надо перекомпоновать и обновить комплектующие. И снизить центр тяжести, чтобы не очень переворачивался. И оборудовать место штатного пулемётчика. И забронировать. Таким образом, автомобиль для гражданских любителей экзотики за 12 килобаксов на глазах изумлённых зрителей превращается в "минихаммер" стоимостью под 100 тысяч вечнозелёных. Чудеса военной техники, да. А если запихнуть миномет с экс-джипом и расчётом в "Оспрей", то не получится везти с собой достаточный боезапас. То есть, этим самым "Оспреям" и вертолётам придется делать несколько рейсов. То есть, замечательная идея пропустить этап цепляния морской пехоты за плацдарм превращается в перспективу удержания зубами некоей точки вдалеке от берега в ожидании подвоза боеприпасов. Мы всё понимаем - стратегия не стоит на месте...
Итак. В графе "итого" стоит красивая цифра 300 мильонов. За 60 миномётов и 450 "Граулеров" (ранее известных как "джип").Это без стоимости запчастей.
И ещё от 5 до 13 мильонов на доработку снарядов к миномёту, которые производятся во Франции, и которые в настоящее время не допущены к перевозке кораблями американских ВМС.Те из стратегов, которые уже в отставке, мягко намекают на то, что, возможно, приобретение техники без знания её характеристик не есть свидетельство высшей мудрости. А те из них, кто бывал во Вьетнаме, вообще сомневаются в том, что стоит рассчитывать на действия аппаратов стоимостью в районе 70 миллионов американских рублей в условиях, когда велика вероятность их поражения противником, что в случае операций морской пехоты как бы предполагается.
В результате огромного напряжения умственных сил некоторые стратеги достигли нирваны, и вернувшись предложили парадоксальный выход - заменить миномёт на стандартную 105-мм гаубицу ! На недоуменные возгласы ещё не достигших просветления, такие как "Но ведь гаубица-то точно в "Оспрей" не влезет !", "Её придется везти на внешней подвеске, а с ней не получится ни далеко, ни быстро" или даже "Но зачем нам тогда вообще сдался этот "Оспрей", ведь в "Чинук" влезает и эта чёртова гаубица вместе с чёртовым нормальным "Хаммером" - отмалчиваются, делая вид, что обкурились.А закончим мы этот поучительный рассказ замечательным выражением одного из аналитиков, с интересом наблюдавших за вышеописанным процессом :
- В конце концов, когда "Оспреи" поступят, бравые морские пехотинцы поймут, что с ними делать.
8 Комментариев
Рекомендуемые комментарии