Петр Воробьев "Горм, сын Хёрдакнута" Пожалуй, это если и не лучшее, то наиболее комплементарное лично мне произведение в жанре фентези, которое я читал. Мир похож на наш X век, только без христианства. Есть свои викинги, свои славяне, свои византийцы и свои эскимосы. Причем все, в общем, названы своими именами и говорят на своих языках. Вера местных викингов та же, что и у исторических, но с важным нюансом - по их представлениям Рагнарёк уже произошел, старые боги погибли, а на их место пришли новые, среди которых органично затесался говардовский Кром.
С первых глав в книге идет чередование повов трех персонажей, которые поначалу никак не связаны друг с другом и сильно разнесены географичеки - заглавный викинг-интеллектуал Горм (его прототипом является датский король X века Горм Старый), византийская царевна Тира (сильная независимая девушка с огнеметом и просто кладезь милоты ) и молодой шаман эскимосов, который сперва звался Утопил Гарпун, а потом сменил имя на Защитник Выдр (звучит как Саппивок). Потихоньку будет появляться куча новых колоритных героев, а пути трех первых логичным образом сойдутся. Антагонистами будут изрядно поехавший конунг-завоеватель Йормунрек и жрец Фьольнир, насаждающий кроваво-монотеистический культ восставшего Одина.
Определенные параллели можно провести с Игрой Престолов. Горм - Джон Сноу (бастард, который на самом деле не бастард, неукоснительно соблюдающий правила чести даже там, где не стоило бы, да к тому же сопровождаемый огромным белым псом), Хёрдакнут - Нед Старк (сцена в крипте вообще прям Винтерфелл), Йормунрек - помесь сериального Рамси с книжным Эуроном, Аса = Арья + Аша, Кривой - Вун-Вун, Родульф немного немного напоминает Пса. Но в целом настроение книги совсем другое; она куда как более добрая и оптимистичная, с большим количеством юмора и отсылок как к древности, так и к современности (многие отсылки автор заботливо поясняет в сносках). Кровь-кишки наличествуют и в изрядном объеме, но удивительное дело - автор филигранно ухитряется описывать насилие без смакования, так, что вся эта жесть с одной стороны не мешает позитивной атмосфере, но при этом все же воспринимается как однозначное зло и в развеселый треш роман не превращает. Такое умение автора вызывает интерес и зависть.
Отдельно стоит сказать про технологии. Стимпанк часто смешивают с фентези, добавляя в стимпанковый мир магию. Здесь же ситуация обратная - в чисто фентезийный сеттинг по ходу действия постепенно добавляется все больше элементов стимпанка - драккары викингов снабжены паровыми двигателями, у византийской царевны есть подводная лодка, славянские кузнецы налаживают массовое производство деталей. Ближе к финалу будут воздушные шары, огнестрел и книгопечатание (на бумаге из г**на мамонтов, ога). По сути технология здесь заменяет традиционную фентезийную магию.
Главы книги в основном небольшие по объему (исключение составляют эпичные батальные сцены) и очень емкие по содержанию. Учитывая, что роман довольно объемный, его, по крайне мере, поначалу приятнее всего читать небольшими порциями - одну-две главы в день. Я читал его так перед сном, и на первые две трети ушел примерно месяц, на последнюю - пара дней.
p.s. у меня чуть ли не зубы сводило, когда герои раз за разом в совершенно бытовой речи легко и непринужденно выговаривали слово "дренгрскапр"