Прочитал сегодня интересную статью в New York Times, суть которой сводится к тому, что несмотря на бум индустрии аниме (как в последний год из-за пандемии, так и в целом за последние несколько лет), экономическое положение подавляющего большинства японских аниматоров (как рядовых, так и тех, кто работает кураторами и руководителями), мягко говоря, не блещет. К примеру, один из аниматоров ключевых кадров, имея опыт работы 8 лет, получает в месяц $1400-$3800, в зависимости от того, только ли он рисует или же также работает режиссером проекта. При этом работает он, условно говоря, весь день каждый день, без выходных, и живет в крохотной студии на окраине Токио. Но даже такой зарплаты хватает только на содержание себя самого, так что товарищ рассказывает в статье, что в ближайшее время уйдет работать в дом престарелых, т.к. иначе он не сможет содержать жену и будущего ребенка.
При всем при этом, по текущим стандартам индустрии ситуация с товарищем выше считается отличным вариантом трудоустройства, т.к. рядовые аниматоры могут получать за тот же самый огромный объем часов всего лишь $200 в месяц. Медианная зарплата топовых аниматоров в 2019 составила в Японии $36K, что примерно соответствует медианной зарплате по стране в целом, так что подавляющее большинство аниматоров получает существенно меньше, чем в среднем по стране. При этом в США средняя заплата аниматора в 2019 составляла порядка $75K, а ключевые аниматоры чаще всего получают $100K и выше.
В статье указываются две главные причины подобных перекосов рынка труда аниматоров. Во-первых, большинство студий работает с прокатчиками/издателями по системы фиксированной платы за каждое аниме. Это позволяет даже маленьким студиям обезопасить себя от риска финансового провала, но при этом бюджет на оплату труда аниматоров также получается фиксирован, т.к. прибыль от успешных аниме чуть ли не целиком уходит к издателям/прокатчикам. Во-вторых, предложение на рынке труда аниматоров существенно превосходит спрос — миллионы молодых людей мечтают о карьере аниматора и готовы работать дни напролет за минимальные деньги.