… похоже, потерялась нить аргументации.
Изначально я утверждал, что страх перед людоедством не объяснить культурной нормой (что сама соответствующая норма – его продукт). И что никакой специфической дрессировки детям на этот счет не делают. Ты ответил, что помимо непосредственной дрессуры есть еще сказки. Мое возражение – что основы поведения прививаются в том возрасте (2-3года), когда сказки еще не работают. Вот )
На это можно было б возразить, что в таком случае эта норма, вероятно, внедряется позже остальных – когда у ребенка возникает восприимчивость к непрямым методам. Но тогда пришлось бы предположить наличие у детей предшествующего периода индифферентности к людоедству. А такое предположение плохо согласуется, по крайней мере с детскими страхами на этот счет.
Хм. Мне это казалось общепринятым, что при голодовках едят людей реже, чем просто убивают их за пищу. Подкрепить нечем, статистики не собирал. А у тебя другое мнение?
Похоже, я понят превратно. Ибо утверждал ровно противоположное.
В том и дело, что эмоциональное отношение к тому и другому у меня совершенно разное – при одинаковом уровне интеллектуального понимания мотиваций (ну что поделать, способ бытия у меня такой – всех стремиться понять)). Итог: гипотеза о детерминированности наблюдаемой разницы в эмоциональном отношении к двум явлениям разницей в понятности их мотивации – отклоняется.
Фиксируем фундаментальное разногласие – дискуссию можно сворачивать )
Эта парадигма – реликт позапрошлой эпохи. Сохранившийся в бытовом дискурсе, но в науке давно вымерший. Если интересна альтернатива – могу посоветовать литературу.
) Ну… намёк )) Что сомневаться в высокой травматичности этого обращения можно только если с этнографическими данными незнаком.
А как еще понять происхождения явления, как не сравнением тех ситуаций, где оно есть, и тех, где его нет? )
Он – из писания, я – из научных исследований, имеющих эмпирическую базу. Полагаешь, разницы нет?
) Вообще-то есть серьезная разница между «ты это – видел? когда, как?» и «есть ли безупречный способ это объяснить?» Обычное дело, когда на первый вопрос ответ положительный, а на второй – отрицательный.
5+ )
…Но.
Гипотеза о том, что человеческой психике свойственно объективировать тревогу уничтожения в форму страха поглощения, относится к полю психоанализа. А психоанализ, в отличии от экспериментальной психологии, трактует все случаи и наблюдения как единичные – поскольку связи между тем, что в них можно было бы назвать «переменными», экстремально поливариантны. Таким образом, все психоаналитические гипотезы суть генерализации наблюдений хоть множественных, но единичных – поэтому возможности проверить их экспериментально и с использованием статистического аппарата, не существует в принципе.
Психиатрическая – параноидные явления/параноидный синдром. Психоаналитическая – упоминания в моделях развития/функционирования психики и в клинических описаниях. Психоделические исследования – самое близкое к понятию «эксперимент» и самая разработанная теория. Антропология, этнография, сравнительное религиоведение – в представлениях и быту примитивов/архаиков.
Если интересно почитать что-нибудь из этого – популярное или наоборот, специальное или общее – скажи, порекомендую.
Совершенно верно - боится меньше, о том и речь. Цепочка уменьшающегося страха. Страх внутриутробный - страх пожирания -страх насильственной/разрушительной смерти - страх ненасильственной смерти/несуществования. Тот страх, который явно обозначен в данной культуре - это тот, до которого работа вытеснения еще не добралась, потому что пока занята утрамбовкой более страшного.
А "неотвратимость" бессознательное не понимает, для него важно ближе/дальше от первоначального страха.
Не скажу, что для меня здесь все ясно и больше нечего искать, или что я так уж сильно уверен в своих предположениях. Но в этом вопросе мне видится классическая логика вытеснения: неприемлемая идея/объект, с которым связан аффект, вытесняется из сознания, и аффект смещается на объект-заместитель. Затем вытесняется уже этот объект, аффект смещается дальше. Затем еще и еще. Так ребенок, который испытывал страх перед матерью, перестает бояться ее, но начинает бояться отца (Фрейд этого не понял, и изобрел «эдипов комплекс»), затем страх смещается на соседа, затем на лошадей – и вот уже доктор говорит, что у ребенка иппофобия.
Иллюстрация: табу на упоминание Истинного Имени. Как у дикарей, как у наших предков. «Тот, Чье Имя Нельзя Называть».Хрестоматийный пример со словом «медведь»: предыдущая форма – бер, она стала табу, вместо нее стали использовать слово-заместитель – «ведающий мед», затем уже оно стало табуироваться – пошли «михайло», «косолапый», «хозяин», «босой».
В случае страха уничтожения, как предполагаю, начальный объект – женские гениталии (где каждого из нас когда-то рвало на части и легко могло убить). Это представление о vagina dentata было вытеснено, и аффект смещен на всяких бабаек-пожирателей (в роли которых порой выступают родители/др.члены семьи). Иллюстрация: современные европейцы вагины в большинстве уже не боятся, а дикари – все еще да. Затем психика пытается вытеснить представление о пожирании и связать аффект с разрушительной смертью (еще где-то здесь рядом тусуется страх Ада и чертей с вилами), затем со смертью естественной. Затем начинается работа по вытеснению представления о естественной смерти (о чем говорил Saburo – сейчас принято делать вид что смерти нет) и связать аффект с чем-то другим (государственной машиной, атомной войной, мировым кризисом, всемирным потеплением, т.д.).
Таким образом, я б предположил, что в отношении представления о пожирании идет работа вытеснения, и что она еще не закончена : у большинства из нас этот страх в повседневности отсутствует, о нем редко говорят, и культурные продукты, в которых он находит отражение, влачат существование в маргинальной зоне – но при столкновении с провоцирующей ситуацией он активизируется, и весьма драматично. А до страха смерти как небытия эта работа еще просто не добралась.
…А преподаватели уверены, что хейтер )
Ты про ту, что в «Тотеме и табу» – убийство вожака его сыновьями, ставшее началом истории-культуры-религии? Да, на редкость неудачная.
На самом деле он там написал про себя, так что с текстом этим ему нужно было идти не в редакцию, а к другому аналитику. И анализироваться изо всех сил.
Грустный юмор: мог излечиться, но предпочел прославиться.
Я за другую психоаналитическую теорию, на основе т.н. "теории объектных отношений". «Сверхъестественный мир» как результат слабых границ психики – когда человек свои внутренние образы путает с внешней реальностью, а внешние объекты наоборот, принимает за части себя. То состояние, в котором живут дикари и психотики.
задумчивый раптор.жпг )
UPD:
Интересно. Не знал.
Но ведь терминология и модели у вас не самостийные, а вполне конвенциональные? В отличие от гипотетических "мусульманских психологов"?
Ммм. Понятно. Согласен - проблема.
Вижу две составляющие: личностную и межличностную. Начинать, по-видимому, надо с первой: пока мы не знаем, что на самом деле нужно человеку, не знаем и чего ему просить у общества. Не пробовали применить сюда стадиальную теорию Эриксона? Может получиться интересно.
Конечно. Сексуализация - продвинутая психическая защита. Применяется при самой разнообразной проблематике - не только страха уничтожения (шизоидная проблема), но и страха лишиться любви (депрессивная), и отсутствия собственной ценности (нарциссическая), и отказа от самопроявления (обсессивно-компульсивная), и много еще где. То есть в конкретном случае человек может с помощью этого защищаться от проблемы любого уровня тяжести - и даже не защищаться вообще - и по "внешнему поведению" это не определишь. Попытка чохом записать всех "западных женщин" в одну диагностическую категорию по признаку активного сексуального поведения - будь таковая предпринята всерьез - это даже не поп-психология, это "космонавтика Новой Гвинеи".
Ну да, "сферический мусульманин" как индивидуальность не существует, он принадлежность семьи X рода Y клана Z. Выдерни его оттуда, прерви связи - все, растечется киселем. Пограничный уровень функционирования психики - "я" диффузное, нужны внешние подпорки-костыли. И вот он вещает, учит жизни. Убеждает-себя-через-убеждение-нас, что в их ауле все хорошо-хорошо-правильно, а все плохое - это у кого-то другого. Психическая защита, рационализация. Не с чем там спорить и незачем, человек за жизнь свою сражется. Не дай бог убедите - впадет в депрессию/с ума сойдет/убьется. Хотя скорее всего на вас кинется, да )
Ну и про то, что типа мусульманская женщина своему клану нужна. Да, нужна. Примерно как солдат - своей части. А если она в нем еще и не старшая, не "большуха" - то как солдат-новобранец части с дедовщиной.
Альвад предположил, что нежелание носить хиджаб можно при желании тоже объяснить какой-то травмой. Я (вроде бы) обосновал, что нет. В рамках науки - не получится.
Спасибо... думаю )