Перейти к содержанию

Психологический анализ персонажей


Рекомендуемые сообщения

В эпизоде с Лелиилом, на мой взгляд, была инстинктивная попытка перейти к более продвинутой нарциссической защите – личной грандиозности (как у Аски). Попытка сорвалась – жаль. Но прежняя адаптационная модель оставалось доступной, так что катастрофы, действительно, не произошло.

 

Психологический процесс, происходящий с Синдзи в сериале при контакте с обществом, называется интроекцией. По сути, это та же описанная вами адаптационная модель поведения, но происходит она как раз на неосознанном, подсознательном уровне, и как-то повлиять на её смену Синдзи мог разве что в самом конце сериала. В 16-ой серии его, вроде бы, Аска всего лишь взяла на слабо, в точности как в сцене с поцелуем.

 

Ломали руки, варили в кипятке и просто били по морде. Минимум один раз отправили прямиком в реанимацию. А в остальном прекрасная маркиза, все хорошо все хорошо.

 

Вот что значит не дописать вначале "После 6-ой серии...". Как ни странно, с 7 по 18 серию пилотирование Евы не приносило Синдзи никаких душевных трагедий.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

с 7 по 18 серию пилотирование Евы не приносило Синдзи никаких душевных трагедий.

14-я серия, неудачный эксперимент с Евой-00
16-я серия, инцидент с Лелиилом

Я бы не говорил, что прям "никаких"

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Происшествие в 14-ой серии никак на него не повлияло, так как он не помнил, что с ним произошло. После происшествия с Лелиилом единственное, что его волновало в негативном свете, так это оставшийся в носу запах крови. К тому же, после пробуждения он даже смеялся.

 

Если сравнить это поведение хотя бы с тем, что было с ним в 4-6 и 18-19 сериях, то я, вроде бы, сказал всё правильно.

Изменено пользователем Brooto
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

16 cерия закончилась на позитиве - Син отринул грибы ради реальности. Помню меня после этого очень раздражало, что несмотря на отрицание из 16 серии в 20-й и далее снова пошли глюки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот что значит не дописать вначале "После 6-ой серии...". Как ни странно, с 7 по 18 серию пилотирование Евы не приносило Синдзи никаких душевных трагедий.

Ну это да, потом полегче стало, в кипятке уже не варили. Максимум Аска ногами по лицу била, да и то не каждый день. Я говорю лишь о том, что "оказалось, подчинение – вещь ужасная" с самого начала.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Можно попробовать, если ты уточнишь свой тезис.

Если бы после Лелиила Ангелы больше не нападали и Синдзи бы остался жить и работать в NERV в ожидании призрачной угрозы. Хоть это уже и из области фанфиков.

В принципе, здесь я едва ли смогу сказать что-то новое.

На мой взгляд, продолжайся все как было, Син бы и дальше счастливо осваивал экологическую нишу покладистого парня. Получая похвалу в обмен на послушание, он повышал бы свой эмоциональный фон, развивал бы внешнюю, компенсаторную уверенность в себе, и, может быть, когда-нибудь даже пригласил бы Рей на свидание (как бы ему [возможно] ни нравилась Аска). Развивал бы ложное «я» на основе чужих ожиданий, окончательно похоронив «я» настоящее, основанное на собственных реальных чувствах, которые пришлось вытеснить, чтобы адаптироваться. В общем, растил бы садик в пятисантиметровом слое грунта, насыпанного поверх бетонной плиты - и удивлялся бы, почему крупные формы растительности не приживаются. А потом пришла бы беспричинная тоска, фобии, психосоматика, возможно алкоголь-наркотики-т.п., и, чем ангел ни шутит – осознание того, что прожил не свою жизнь.

 

 

В этом месте я не понял. Речь про какой именно момент фильма?

Про Бардиила-Еву-03 же.

Прежде всего, отмечу, что здесь я ему совершенно ничего в вину не ставлю. Да и вообще никому (почти) в Еве ничего не ставлю в вину - там все намертво прикованы к своей судьбе, реальной возможности поступить иначе ни у кого нет.

А расписать эпизод с т.з. синдзевых психических проблем… с одной стороны – там не сильно сложно, с другой – требует времени. Беру тайм-аут )

 

Психологический процесс, происходящий с Синдзи в сериале при контакте с обществом, называется интроекцией. По сути, это та же описанная вами адаптационная модель поведения...

Скажем так: интроекция – одна из психических защит первого порядка (некоторый элементарный способ переживания мира на том уровне психики, где границы между «я» и объектами размыты и подвижны), являющаяся частью любой индивидуальной адаптационной системы – в том числе и рассматриваемой здесь. И каждую адаптационную систему действительно можно рассмотреть в том числе и как набор защит, связанных определенным, специфическим для данного случая образом, и выделить некоторые из них как превалирующие. Вместе с тем, такое рассмотрение, как мне видится, играет роль все же вспомогательную, и само по себе не даст ответа на вопрос, по какой причине и для чего конкретный субъект прибегает именно к таким защитам, организуя их именно в такой последовательности, и применяя их именно к таким психическим содержаниям. Синдзи, действительно, немало интроецирует. Но нельзя сказать, что все его взаимодействия с миром ограничиваются этим: он еще и расщепляет, и проецирует, и обесценивает, и вытесняет, и т.д. Также нельзя сказать, что это интроецирование всепоглощающе – он сопротивляется, бунтует, и, по большей части, все же осознает пилотирование Евы как нечто внешнее по отношению к себе.

 

но происходит она как раз на неосознанном, подсознательном уровне,

Почему же «но»? Личная адаптационная модель, точно так же, в норме - не осознается.

(Да, я слишком экономлю слово «бессознательно», полагая это обстоятельство подразумевающимся по дефолту.)

и как-то повлиять на её смену Синдзи мог разве что в самом конце сериала.

О сознательном влиянии речь и не шла – все эти процессы подразумевались вполне бессознательными.

 

В 16-ой серии его, вроде бы, Аска всего лишь взяла на слабо, в точности как в сцене с поцелуем.

Да, Аска его спровоцировала. Но там уже реально было, что провоцировать: психика накопила заёмной уверенности, поэтому была готова начать борьбу за самооценку и перестроить свою адаптацию с учетом этой потребности. Та же провокация, случись она раньше, не привела б ни к чему.

Изменено пользователем Melodia Corta
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Та же провокация, случись она раньше, не привела б ни к чему.

 

Я упомянул момент с поцелуем как пример подобной провокации, там Синдзи уверено поднялся с пола и заявил, дескать, "что б я боялся каких-то там поцелуев". Хотя, действительно, она ни к чему в итоге и не привела.

 

За пояснения к адаптационной системе спасибо, разобрался.

Изменено пользователем Brooto
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Та же провокация, случись она раньше, не привела б ни к чему.

В манге Синдзи в принципе сел в Еву именно потому что "не позволю называть себя трусом". Впрочем, в манге его и собственная смерть не сильно беспокоила, так что сесть было не так уж и сложно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про Бардиила-Еву-03 же.

 

...расписать эпизод с т.з. синдзевых психических проблем… с одной стороны – там не сильно сложно, с другой – требует времени. Беру тайм-аут )

 

Насчет «несложно» я сильно погорячился.

Несложно - если Син знает, кто пилот. Как в манге.

В этом варианте сцену я вижу так:

Мотивация Сина к пилотированию – сохранение переживания «я» через отношения с конкретными людьми. Он делает что велят – с ним отношаются - он чувствует «я есть». «Защита человечества» - это не к нему. То есть на поверхностном уровне он, конечно, что-то такое может себе вообразить, и даже поверить, но все равно это останется абстракцией. Ибо живого переживания связи с этим человечеством у него нет, и в принципе быть не может.

Не может потому что, во-первых, невозможно реально воспринимать «другого» без устойчивого восприятия «себя» - а это и есть его проблема, во-вторых - с живыми переживаниями у него также сложно: в соответствующем возрасте ему преподали урок их незначимости, и лишили возможности на них опираться (лайт-версия проблемы Рей).

К обсуждаемому эпизоду у Синдзи появились отношения, автономные от выполнения функций пилота (школьные друзья), в связи с чем зависимость чувства «я есть» от пилотирования несколько снизилась - это дало возможность уже не так сильно держаться за адаптивную модель «подчинение».

В эпизоде от него требуют уничтожить объект отношений – т.е., в определенном смысле, совершить психическое самоубийство.

Очень важный, на мой взгляд, момент: отсутствие в этом эпизоде Мисато. В результате восстание становится неизбежным:

1)Перед Сином не стоит дилемма «эти отношения или те»: приказ отдал человек, который для него является негативным объектом, его личным Мистером Зло. Так что на бессознательном уровне выбор однозначен – бунт ради сохранения отношений, сохранения «я».

2) На этот момент для его психики наиболее значимы отношения с Мисато и Тодзи, так как там он реализует наибольший эмоциональный спектр (отношения с Рей и Аской отстают). Но Мисато прямо сейчас здесь нет, и, возможно, уже нет вообще – так что поддержать ею свое неустойчивое «я» он не может. Тодзи остается главной опорой – и эту опору от него требуют собственноручно выбить. Для синовой психики это означает самоуничтожение – факт, не отменимый никакой логикой и никакой моралью. Так что выбор, опять же, железно детерминирован синовым бессознательным.

 

Гендо. Он окончательно позиционирует себя как социопата. Полное впечатление, что его цель – не столько решить ту или иную практическую задачу, сколько еще раз кого-нибудь сломать, и насладиться хрустом. Что стоило на синов вопрос о наличии в Еве-03 пилота ответить, что единственный шанс его спасти – уничтожить 03? Но Гендо не интересует эффективность – его интересует переживание своего всесилия, удовольствие от сокрушения чужой воли. Это его наркотик, его способ ощутить себя живым и стОящим, способ защиты от зарытых в подсознание воспоминаний об ужасах собственного детства. Дать команду на остановку псевдопилота после извлечения капсулы? Нет, необходимо продемонстрировать всем вокруг свою способность нарушать любые законы и правила, их бессилие и свое всемогущество. И еще раз раздавить сына.

A propos. Если что, я помню многократно приводившиеся на форуме аргументы в стиле «а может быть все было совсем наоборот» - что Гендо, возможно, опасался, что выключив псевдопилот, не сможет включить его снова, что ПП, возможно, нельзя было отключить мгновенно, что он, возможно, вообще не поддавался контролю. На случай, если кто-то еще раз захочет их привести, отвечу заранее. Предположения, что все дело в неизвестной технической проблеме, имеет смысл рассматривать ИРЛ, но не в кино, ибо художественное произведение – это всегда о людях, даже если там ни одного человека нет, а есть лишь болты и гайки. Там, в отличие от реала, железо не существует само по себе, по безличным законам физики и химии, а дисциплинированно обслуживает развитие человеческой драмы, так что ни один гвоздь не погнется иначе как по авторской воле. Никаких указаний на то, что в эпизоде кто-то хотел сделать что-то другое, чем сделал, а техника не позволила –нет. И в дальнейшем сюжете нет тоже. Так что настаивать на такой возможности можно либо с целью троллинга, либо в порядке личной психической защиты, бессознательно защищая живущий в подсознании родительский образ, по какой-то причине бессознательно же проассоциировавшийся с персонажем «Икари Гендо».

 

Но в сериале-то Син не знает! Значит, внутренняя логика принятия решения у него должна быть другой. Но ее я пока не вижу.

И мне пока что совершенно неясно, действительно ли  Анно тут руководствовался психологической логикой изображаемой ситуации (не важно, сознательно или на интуиции), или здесь логика пала жертвой его личных психических защит. В последнем случае рассматривать ситуацию «как если б ИРЛ», очевидно, не имеет смысла.

 

Итак, ключевой вопрос – зачем Анно потребовалось оставлять Сина в неведении. Варианты:

1)Чтобы выбор, сделанный Сином в эпизоде, выглядел еще более сомнительным. Следующий вопрос: а это зачем? Частично оправдать Гендо? Т.е. бессознательная атака на самого себя (протагонист , так или иначе, всегда альтер эго автора) - в попытке защитить отцовский образ в собственном подсознании?

2)Ввести дополнительный аспект: Сину не просто отдали бесчеловечный приказ – его подло обманули, чтобы заставить убить друга. Полное крушение доверия. Опять таки – зачем это: для механики сюжета, или «для души».

3)Ввести конфликт с Мисато, коллегами, т.д.: «никто мне не сказал – вы все меня предали».

4)Самый интересный вариант. Показать какую-то другую проблему героя, не связанную с его друзьями.

 

Народ, какие будут мысли?

Зачем Анно нужно, чтобы Син не знал?

Как в этом случае мог щелкать синдзев «арифмометр»?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Но в сериале-то Син не знает! Значит, внутренняя логика принятия решения у него должна быть другой. Но ее я пока не вижу.
Синдзи не способен убить человека, даже если это ведет к смерти миллиардов. Вот собственно и вся логика. С Каору у него тоже заминка вышла, хотя злого папы кричащего "убей! Больше крови богу крови!" не было.
Как в этом случае мог щелкать синдзев «арифмометр»?
Точно также он мог щелкать. Ну узнал Синдзи в Ребилде кто в Еве сидит, это на что-то повлияло?
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...