Перейти к содержанию

Аска и Синдзи: дух любви?


Как вы считаете, какие чувства были у Аски и Синдзи?  

130 проголосовавших

You do not have permission to vote in this poll, or see the poll results. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь для возможности голосования в этом опросе.

Рекомендуемые сообщения

Как вы объясните то, что Ваше "воплощение жертвенности и способности понять" так и не сказала Синдзи(не смотря на массу возможностей), КТО находится в Еве-03?
Способность понять и само понимание - две совершенно разных вещи. Это как потенциал события и само событие. Я считаю, все произошло слишком быстро, она еще не поняла саму себя (см. сцену с Тодзи на крыше) - а ты уже требуешь понимания других. Не успела. Плюс сюда же остаточная, уже исчезающая верность NERV и Икари лично. Однако это офтопик и в другую тему.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 4.6k
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

находятся в прямом противоречии с событиями сериала

Твоему понимаю этих событий и всего NGE в целом, а не событиям самим по себе. Я там не вижу никаких противоречий. Изменено пользователем KAON
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я там не вижу никаких противоречий
Он говорит именно о том, что сами события 25 и 26 противоречат событиям EoE. Прочитай соответствующую тему для просветления.
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

@Эйджил,

 

Насколько я знаю 2 последних эпизода творились в ситуации острой нехватки бюджета, потом Gainax задолбали фанаты, которые ничерта не поняли. В итоге Анно сделал ЕОЕ. 

 

А можете сказать, в двух словах, что в ЕОЕ не так?

 

З.Ы. Вы уж извините, но лично я другую тему читать не буду. Мне бы еще от прочтения этой отойти.

Изменено пользователем Лелиил
теги, не забываем про теги = )
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 weeks later...

Дух любви: зачем Синдзи Аска и любил ли он ее.

Некоторый итог – каким он мне видится.

Дисклеймер о терминах. Здесь и далее «любовью» я называю позитивный аффект по поводу существования другого человека, выражение которого несет сообщение «ты видим, ты слышим, ты осязаем, твои чувства и мысли реальны и понимаемы – [ты существуешь] - и все это очень хорошо». Термин «самость» - употребляется в значении, использованном Х.Кохутом: структура, связывающая элементы психики в единство, переживаемое как «я». Соответственно, объект самости – объект, коммуникацию с которым самость использует для своего формирования, поддержки, укрепления. Этот объект бессознательно воспринимается как часть себя, как нечто «не вполне отдельное» или «не отдельное совсем». 

 

 

В младенчестве и раннем детстве эмоциональное подтверждение «ты есть» является витальным ресурсом - необходимым как для строительства психики, так и для жизнедеятельности вообще. Его отсутствие ведет к остановке развития, общей или в отдельных секторах, или гибели. Дети далеко не сразу научаются «присваивать» свои аффекты, импульсы и реакции в качестве элементов собственного бытия - того, на что можно ориентироваться и опираться, увязывать в целостное восприятие «себя». Долгое время им необходимо, чтобы реальность переживаемого подтверждал значимый взрослый. Реакция взрослого дает ребенку понять: «то, что сейчас чувствуется, делается, воспринимается – правда, существует, настоящее», делая возможным для него превратить «это» в опыт и сделать частью переживания «я» - локализованного в пространстве, непрерывного во времени, обладающего свойствами и качествами. «Ребенок видит себя через отражение в глазах матери»(с) При нормальном режиме поступления этих подтверждений, из них складывается уверенность в пригодности собственных аффектов для ориентирования в мире, его исследования и освоения . И в своей способности к этому. Формируется навык самостоятельно присваивать опыт, давать ему оценку, использовать его для строительства и укрепления «я», самовосприятия, «самости».

Что особенно важно, в ходе этих коммуникаций ребенок не просто пассивно узнает о существовании «я», интроецируя родительские реакции, но сам активно и творчески (т.е. пробуя новые виды и формы взаимодействий, с неизвестным заранее результатом) использует коммуникацию с подтверждающим взрослым для строительства этого «я»  - одновременно во множестве направлений. Наблюдения за этими процессами интерактивного формирования «самости»  ребенка привели исследователей к выводу о существовании ее врожденного потенциала - и врожденной же потребности в его актуализации. И эта потребность была оценена как самая сильная(!) из всех.

Напомню, что недостаток любви (т.е. аффективного подтверждения бытия ребенка со стороны значимого объекта) делает удовлетворение этой потребности невозможным. Но даже будучи жестко фрустрированной в отношениях с первичным объектом, вытесненной, отщепленной, т.д., потребность в реализации врожденного потенциала «самости» не теряет своего императивного характера. Пока человек жив, она продолжает заявлять о себе - как разнообразной патологической симптоматикой, так и изощренным поиском обходных путей, в том числе поиском нового ресурса любви взамен недополученной родительской.

Возможно ли обрести такую любовь? Оценивая шансы на успех, во-первых, отметим, что в мире вообще не так много людей психически здоровых настолько, чтобы испытывать безусловную радость от существования другого. Тем более, если этот другой в эмоциональном развитии находится на уровне ребенка и нуждается в «родителе» - ведь это требует от последнего также способности выносить, не разрушаясь,  вопиющую асимметрию в отношениях. Также следует учесть, что «ребенок», пережив в эмоциональной сфере смертельный голод, предательство, жестокость, насилие и грабеж, теперь «родителю» не доверяет, боится его, ненавидит, умирает от страха как потерять, так и оказаться вновь в его власти - причем, как правило, не осознавая всего этого. И судорожно пытается защититься. Как вариант - параноидально контролируя, в диапазоне от бытового занудства до тяжелого садизма/убийства. В связи с последним уместно вспомнить сцену удушения в финале ЕоЕ, где Синдзи пытается поставить под контроль ужасное чудовище, способное его разрушить – ту, которой он дал допуск к своей душе.

Во-вторых, этот человек уже и не может нормально принять любовь – он не рефлексирует свою потребность в ней. Ведь полноценное осознание этой потребности означает и осознание связанных с ней переживаний невыносимой фрустрации, которые он когда-то «забыл, чтобы выжить», похоронил под психическими защитами. Отрицание, обесценивание, я-грандиозность, вытеснение, расщепление, эмоциональная диссоциация... теперь он может умереть от жажды у ручья, убежденный, что его проблемы не имеют отношения к воде, и вообще вот это - не вода нисколько (вспомним Аску в NGE). Пока защиты не сняты, никакие тонны вливаемой любви не могут быть усвоены, вливающий лишь напрасно рискует собственным здоровьем. В то же время, отметим, что защитам действительно есть от чего защищать, их снятие вне поддерживающего сеттинга, переживаемого как достаточно безопасный (либо разрушение этого сеттинга при снятой защите), может обвалить психику  - снова вспомним Аску, а также Синдзи после «предательства» Каору/ отказа Аски.

Особо отметим, что такой человек сам не может любить, т.е. радостно подтверждать существование другого (именно как «совсем другого», а не функции - подтверждателя его собственного бытия). Воспринять другого per se ему никак – он еще и себя-то воспринимать без внешней помощи не научился (прочное «я» - точка отсчета, необходимая для восприятия «ты»). И от другого ждет этой помощи: скажи мне, что я ЕСТЬ, скажи мне КТО я есть. К тому, перед кем он раскрылся и принял в качестве объекта самости, он испытывает очень сильную привязанность (хоть и осложненную тяжелым прошлым опытом) - но не воспринимает его как индивидуальность, независимый центр инициативы, как обладающего собственными качествами, переживаниями, потенциалом, интересами и волей. Для него этот человек – неотъемлемая часть его самого, часть души, дающая возможность жить, но при этом – совершенно безличная. Эти чувства, как бы сильны они ни были – не к определенному человеку, а к объекту самости, в каком-то смысле – к проекции родительского образа, на место которого он этого человека в своей душе поместил в неосознанном ожидании от него той самой неполученной в детстве любви. Любви, которая ему необходима для реализации самой сильной из человеческих потребностей -  раскрытия врожденного потенциала самости, возобновления развития, некогда остановленного.

С этой позиции весь драйв того, что называют нарциссической любовью, безумной любовью, эгоистической, болезненной, т.п. – безотчетная попытка реализовать потребность номер один. Характерно, что шансы на успех прямо пропорциональны тому, насколько удается преодолеть «безотчетность».

 

Отдельно стоит сказать о судьбе объекта этих чувств. Она… сурова. В наиболее общем случае речь фактически идет о поглощении, попытке вытеснения его индивидуальности и замещения индивидуальностью «влюбленного». Попытки отстоять свои личностные границы, «я это я, а ты это ты», воспринимаются «любящим» как попытка разрушить его «я», частью которого объект любви является, вызывают ужас и гнев, переходящие в (авто)деструктивную агрессию. Волевой контроль им этих проявлений, даже при наличии доброй воли, малоэффективен , и даже патогенен. Единственное, что вообще хоть как-то работает (не берем фармакологию) - это понимание происходящего, основанное на честной интроспекции и настойчивой проработке своих внутренних ужасов. Собственно, интроспекция (а в идеале – терапия) – единственное, что дает таким отношениям какую-либо перспективу.

 

Почему Аска. Вспомним ЕоЕ, сцену на кухне. Аскино «тебе все равно кто!» в принципе верно. Синдзи любит некую имперсональную функцию, объект самости, необходимый ему для выживания и развития – с его наличной психической конфигурацией иное вообще невозможно. Только почему-то проецирует отношение к этому объекту на нее, Ленгли С.А.

В начале ЕоЕ, где Синдзи впервые заявляет Аске, что она ему нужна, других кандидатов на роль объекта самости у него не наблюдается. Отец оказался безумным садистом, друзья потеряны, Рей, которую он знал, умерла, опекун решает собственные проблемы, то используя, то игнорируя его, а единственного человека, радостно принявшего Сина просто за то, что он есть - он собственноручно убил - на остатках лояльности к абстракции «человечество». Можно предположить, что «корона» предлагается Аске только потому, что больше некому. Но… нет ли у него каких-либо оснований видеть «правильный» объект именно в ней?

Обычно такое происходит из-за какого-то сходства кандидата в избранники с первичным объектом избирающего - часто неочевидного. И очень часто – скрытого сходства в дефектах личности. Тех самых дефектах, из-за которых родитель в свое время и не дал любви ребенку. Жестокая ловушка: выбирается человек со схожей патологией, потому что именно она в наибольшей степени вызывает психоэмоциональную ассоциацию с мамой/папой и голодом по их любви (с позиции объектных отношений – выбирается объект, соответствующий  заложенной в детстве модели отношений -вне которой человек вообще теряет чувство себя).Но именно из-за этой патологии избранник и не способен любить – в точности как мама/папа. Детская драма повторяется во взрослой жизни, неумолимо и многократно.  Еще одно препятствие к получению недополученной любви.

Насколько Юи похожа на Аску? О ее реальном характере, истории его формирования, равно как и о ее отношениях с сыном нам ничего не известно. Обобщенный типаж «обычной японской ученой», как мы можем себе его вообразить. Но есть два привлекающих внимание момента. Во-первых, ее связь с Рокубунги, явно патологичным типом. Во-вторых, уход в Еву, традиционно трактуемый как стремление защитить сына когда-то в будущем(?)- но в конце ЕоЕ объясненный желанием стать вечным памятником человечеству.

Первое. Рокубунги. Откровенный мезальянс. Зачем? Мне видится достаточно логичным трактовать мотивацию Юи к этой связи как патологически гипертрофированную потребность в признании и восхищении – т.е. обычное последствие нехватки родительской любви. Для этого загнанного волка она может стать Спасительницей, Самой-Самой и Единственной, она будет царить в его душе, восседать на самом высоком троне, будет для него так важна, как ни для кого другого (то, чего она не получила в ранних отношениях с родителями). Его личные качества, сильно снижающие возможность нормального контакта и нормальных человеческих отношений, на фоне этого приза значения не имеют. Да, для нее он – лишь объект самости. Как и она для него.

Второе. Ева. Стать вечным памятником человечеству, пережив Солнце, Луну, и Землю. Жажда личного бессмертия. Неприятие человеческого бытия с его реально существующими ограничениями, стремление к фантастическому величию и всемогуществу (стандартная компенсация дефицита первичного позитивного самовосприятия, защита от хронического внутреннего дискомфорта). «В теле Евы» у нее действительно наблюдается экстатическое упоение этим всемогуществом, часто не имеющее практического смысла и даже носящее садистский характер.

Считается, что задача Юи в Еве – забота о Сине. Однако в сцене «Ева в бакелите» можно отметить два момента, противоречащих этой идее. Во-первых, Юи не желает помочь сыну спасти человека, чрезвычайно для него важного. Важного настолько, что его гибель рушит ему рассудок. Т.е. психическое бытие сына не является предметом ее заботы. Во-вторых, Юи проламывает бакелит и принимает пилота только для того, чтобы принести его в центр ритуала Комплементации, где энергия анти-АТ полей разрушит его окончательно, а Ева соединит в себе плоды древа познания и древа жизни. Она жертвует сыном, чтобы стать подобной богу и жить вечно.  Мне кажется, есть основания предположить, по меньшей мере, нарциссическое расстройство личности. В этом ключе становится понятным, зачем она привела Синдзи посмотреть на свое растворение в Еве, и что означает загадочное «чтобы он увидел, каким прекрасным может быть будущее» - сын должен стать свидетелем ее триумфа, чем бы это ему ни обернулось.

Перечень страданий Икари Синдзи в аниме начинается с потери матери. О том, что было до того, нам не рассказывают. Предполагается, что «все было хорошо». Не знаю, считал ли так сам Анно, опустил ли эту часть истории, как неважную, или убедил сам себя, защищая родительский образ в собственном (под)сознании). Но если оценить , каким из показанных событий вырисовывается характер Юи, и каким прямо показан характер Гендо, неизбежен вывод: будь это все о реальных людях, «хорошо» там быть не могло. Не могли два родителя, с нарушениями, как минимум, нарциссического уровня, удовлетворять потребности ребенка в безопасной и поддерживающей эмоциональной коммуникации. Физически не могли. К моменту травмы-раз (гибель матери) и травмы- два (уход отца) психика Синдзи уже должна была быть нарушена - общей патологичностью психоэмоциональной атмосферы в семье, и неизбежными в этих условиях предыдущими травмами. Более того – без этих нарушений, при  заложенной в возрасте 0-4 здоровой базе самовосприятия, он имел бы достаточный ресурс для того, чтобы пережить внезапное сиротство с куда меньшими потерями. Соответственно, материнский образ в его подсознании, помимо запаха, черт лица, и выжимания тряпки кендо-стайл, неизбежно должен включать и такие качества, как низкая эмпатичность, игнорирование его переживаний, эгоцентризм и отстраненность. О чем он сам, конечно же, не знает - но женщины, отмеченные этими качествами (внешне порой и незаметными, но подсознание считывает такое влет), должны его привлекать… Аска, здравствуй.

 

Итог. Синдзи -> Аска - «нормальная» нарциссическая любовь. Если ему ответят, то сначала будет «ноги мыть и воду пить» (м.б. и всю жизнь будет), но, помимо этого, со временем начнет требовать соответствия каким-нибудь наиболее острым из своих тараканов. А там может даже попытаться подмять под себя и поменять роли, и в случае успеха это будет тирания на грани гуро. Исполнение любимой предписанных ей функций по обслуживанию его самовосприятия является для него неотъемлемой частью его самого, вопросом жизни и смерти, так что, при особо неблагоприятном сочетании обстоятельств , способен даже убить.

Наличие потенциала к перерастанию во что-то лучшее. После Комплементации – полагаю, есть. В сеансе терапии от Рей он, по крайней мере, ощутил, что таки существует сам по себе, и достаточно неплох для этого . Значит, затычка для дыры в душе в виде насмерть прикованного к нему «другого» ему уже не столь нужна. Он может позволить этому «другому» быть самим-по-себе-человеком, не подпирая им ежечасно свою самооценку, и в его отношениях с этим «другим», при условии некоторой рефлексии с его стороны (а лучше – со стороны обоих), будет появляться все больше «воздуха». Если «другой» сможет дать ему достаточное количество того самого принятия-любви, а сам Син –отрефлексировать свою потребность в ней (вместе с породившей эту потребность историей своего детства), в его развитии возможен  и резкий рывок, что повлечет столь же резкий переход отношений на более высокий уровень.   

 

Уважаемые дежурные редукционисты и прочие любители помусорить играть на понижение. Мешать вам предаваться вашему любимому занятию я не стану. Чувствуйте себя свободно.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Интересно, автор хоть сам замечает, как свободно перетасовывает факты, как избирательно, словно клещами, до трещин, выворачивает сюжетные элементы, мотивацию персонажей и простую логику лишь бы свести а и с? Это настолько похоже на яойщиц гнездящихся в некоторых фендомах, что прям.. брр.

Изменено пользователем Wilgiforz
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Дух любви: зачем Синдзи Аска и любил ли он ее.

Некоторый итог – каким он мне видится.

Уважаемые дежурные редукционисты и прочие любители помусорить играть на понижение. Мешать вам предаваться вашему любимому занятию я не стану. Чувствуйте себя свободно.

чувак, знаешь чо, *прихлёбывает чай*, вот когда художественные произведения, когда все достоверные психологические портреты в них будут писаться по учебникам психоаналитического толка, и когда само понятие драматургии (это когда ткань повествования плетётся так, что в каждой конкретной ситуации герой ведет себя единственным возможным для него способом) перейдет в категорию формальной логики, вот тогда возможно -- возможно -- мы поверим твоим насыщенным псто и, возможно, попросим ещё. а пока -- извини.

хотя я безусловно на стороне а+с. и р+с. и даже чио-чан из азуманги.

Изменено пользователем Напротив
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Дух любви: зачем Синдзи Аска и любил ли он ее.

Некоторый итог – каким он мне видится.

Уважаемые дежурные редукционисты и прочие любители помусорить играть на понижение. Мешать вам предаваться вашему любимому занятию я не стану. Чувствуйте себя свободно.

чувак, знаешь чо, *прихлёбывает чай*, вот когда художественные произведения, когда все достоверные психологические портреты в них будут писаться по учебникам психоаналитического толка, и когда само понятие драматургии (это когда ткань повествования плетётся так, что в каждой конкретной ситуации герой ведет себя единственным возможным для него способом) перейдет в категорию формальной логики, вот тогда возможно -- возможно -- мы поверим твоим насыщенным псто и, возможно, попросим ещё. а пока -- извини.

хотя я безусловно на стороне и а+с, и р+с, и даже тиё-тян из азуманги.

 

+ 1

Melodia Corta при всем моем уважении к вашем познаниям, мне ваша аргументация не кажется 100% верной. Хотя она довольно сильна.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В довесок.

 

 

Находились ли в идейном багаже Анно, во время его работы над Евой, такие направления психологии, как психология самости и теория объектных отношений? Полагаю, нет. Правомерно ли зрителям рассматривать героев и сюжет в том числе и с этих позиций? Полагаю, да.

 

В Еву Анно «вложил всего себя, сломленного человека». Причем делал это не с холодным рассудком, по прошествии лет, а находясь в неустойчивой ремиссии между двумя периодами обострения. Так что образы и сюжетные ходы этого произведения детерминированы его бессознательной динамикой, как минимум, не меньше, чем теми идеями, которые он сознательно «имел ввиду». Иначе говоря, рассказал он гораздо больше, чем понял сам.

 

Эта его неполнота понимания своей проблематики хорошо заметна в  концептуальном хаосе и «странном» хэппи-энде 25-26 NGE, в «он/она просто все неправильно понял(и)», в общей расплывчатости идейного каркаса ЕоЕ. И в Лав-н-поп, откровенном «выстреле в молоко» (монолог Капитана очень симптоматичен), и в возвращении к образу Аски в Ритуале. Да и сам факт регулярности профессионально-творческих проблем Анно, тоже, полагаю, указывает.

 

Так что едва ли стоит рассчитывать «понять Еву» (т.е. отраженные в ней проблемы человеческой души), оперируя только теми концепциями, с которыми был знаком ее создатель, и безоглядно доверяя его собственным взглядам. Так же как считать, что Еву он создал на чистой логике, и если чего-то прямо не «имел ввиду», то это туда и не попало.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вставлено с форматированием.   Вставить как обычный текст

  Разрешено использовать не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отображать как обычную ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставлять изображения напрямую. Загружайте или вставляйте изображения по ссылке.

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

Объявления


×
×
  • Создать...